г. Санкт-Петербург |
|
07 августа 2015 г. |
Дело N А56-14343/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2015 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Есипова О.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Цубановой К.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Кучеренко А.А. - по доверенности от 24.02.2015 N 47;
от заинтересованного лица: Лазарев М.С. - по доверенности от 03.02.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13972/2015) Закрытого акционерного общества "Сити Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2015 по делу N А56-14343/2015 (судья Рыбаков С.П.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ЗАО "Сити Сервис", место нахождения: 199397, г. Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, д. 31, корп. 2, лит. А, ОГРН 1047855156700,
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
третье лицо: Саморегулируемая организация НП ПЖ "Межрегионразвитие"
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Закрытое акционерное общество "Сити Сервис" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - ГЖИ, Инспекция) от 18.02.2015 по делу N 997/15 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Саморегулируемая организация НП ПЖ "Межрегионразвитие".
Решением суда от 28.04.2015, вынесенным в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заявление Общества оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 28.04.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о законности постановления Инспекции, так как последней назначен Обществу административный штраф в размере большем, чем предусмотрено санкцией части 4 статьи 9.16 КоАП РФ. Кроме того, Общество утверждает об отсутствии вины в совершении административного правонарушения ссылаясь на устранение выявленных Инспекцией нарушений действующего законодательства до составления протокола об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ГЖИ позицию заявителя не признал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Общества без удовлетворения, пояснил, что в постановлении от 18.02.2015 по делу N 997/15 допущена опечатка в части назначения Обществу наказания.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 5 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением жалобы жильца многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, В.О., ул. Наличная, д. 40, корп. 4, находящегося в управлении заявителя на основании договора управления от 22.11.2013 N 712-2013-У, и на основании распоряжения от 28.01.2015 N 08/68-Р в отношении Общества была проведена внеплановая выездная проверка, в результате которой выявлено несоблюдение последним требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а именно части 4 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 23.11.2009 N 261 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) и Перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2012 N 405 (далее - Перечень):
- лампы па лестничных клетках не заменены на энергоэффективные, чем нарушен пункт 1.4.2. Перечня;
- окна на лестничных клетках не утеплены, щели по периметру, чем нарушен пункт 2.3.1. Перечня;
- лампы в подвале не заменены на энергоэффективные, чем нарушен пункт 1.4.2. Перечня;
- нарушена изоляция трубопроводов в подвале, чем нарушены пункты 2.1 Л., 2.2.1. Перечня.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 30.01.2015 N 08/68 с приложением фотоматериалов.
По результатам проверки, усмотрев в действиях Общества, как управляющей организации вышеуказанным многоквартирным домом, признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, 28.10.2014 Инспекцией составлен протокол об административном правонарушении N 08/68-р-2.
Постановлением от 18.02.2015 по делу N 997/15 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения согласно вышеназванной квалификации и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество оспорило постановление Инспекции в арбитражном суде.
Придя к выводам о доказанности ГЖИ состава административного правонарушения в действиях Общества, а также об отсутствии процессуальных нарушений со стороны Инспекции в ходе производства по делу об административном правонарушении, суд первой инстанции оставил требования заявителя без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит жалобу Общества частично обоснованной, а решение суда первой инстанции подлежащим частичной отмене на основании следующего.
Частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что между Обществом и собственниками спорного многоквартирного дома заключен договор управления многоквартирным домом.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Так, подпунктами "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и так далее).
Согласно части 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2012 N 405 утвержден перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Факт несоблюдения Обществом требований части 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ и пунктов 1.4.2., 2.1 Л., 2.2.1., 2.3.1. Перечня при обслуживании многоквартирного дома по адресу: г. Санкт-Петербург, В.О., ул. Наличная, д. 40, корп. 4, подтверждается представленными в материалы дела актом проверки от 30.01.2015 N08/68 с приложением фотоматериалов, протоколом об административном правонарушении от 28.10.2014 N 08/68-р-2 и не оспаривается заявителем.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела также не имеется.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о доказанности ГЖИ в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ, следует признать правильным.
В свою очередь вопреки позиции Общества устранение выявленных в его действиях нарушений не свидетельствует об отсутствии вины в совершении административного правонарушения, а в силу статей 4.1 и 4.2 КоАП РФ учитывается при назначении наказания.
Судом также проверено соблюдение Инспекцией процедуры привлечения Общества к административной ответственности и не выявлено нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным, оспариваемое постановление ГЖИ вынесено в пределах его полномочий, с соблюдением срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, степени его общественной опасности, пришел и к обоснованному выводу об отсутствии оснований для освобождения Общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявления Обществом в полном объеме, судом первой инстанции не принято во внимание, что при назначении административного наказания ГЖИ были нарушены требования частей 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкция части 4 статьи 9.16 КоАП РФ предусматривает наложение штрафа на юридических лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб., следовательно, у Инспекции не имелось установленных законом оснований для назначения Обществу административного штрафа за совершенное им правонарушение в размере 40 000 руб.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Однако, при назначении Обществу наказания, ГЖИ не учтены положения части 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление не содержит ссылки на основания, в соответствии с которыми заявителю был назначен штраф, превышающий минимальный размер, предусмотренный санкцией части 4 статьи 9.16 КоАП РФ, а также не указаны обстоятельства, отягчающие административную ответственность заявителя, с учетом которых он назначен.
При этом, учитывая непредставление ГЖИ в материалы дела определения об исправлении в постановлении от 18.02.2015 по делу N 997/15 опечатки в части назначения Обществу наказания, соответствующие доводы Инспекции отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
На основании изложенного, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, отсутствие в материалах дела сведений и доказательств того, что ранее Общество привлекался к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, апелляционный суд приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт подлежит частичной отмене, а постановление ГЖИ от 18.02.2015 по делу N 997/15 признанию незаконным в части назначения административного штрафа, превышающего 20 000 руб.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2015 по делу N А56-14343/2015 отменить в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 18.02.2015 по делу N997/15 в части размера административного штрафа, превышающего 20 000 рублей.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 18.02.2015 по делу N 997/15 о назначении Закрытому акционерному обществу "Сити Сервис" (199397, г. Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, д. 31, корп. 2, лит. А, ОГРН 1047855156700) административного наказания, предусмотренного частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части размера административного штрафа, превышающего 20 000 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О. И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-14343/2015
Истец: ЗАО "Сити Сервис"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
Третье лицо: Саморегулируемая организация НП ПЖ "МежРегионРазвитие"