г. Санкт-Петербург |
|
07 августа 2015 г. |
Дело N А26-482/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, В.М.Толкунова
при ведении протокола судебного заседания: К.А.Цубановой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Семенова Я.Б. - доверенность N 212 от 02.09.2013
от ответчика: предст. Петухов В.А. - доверенность N 06-20/7 от 30.04.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13919/2015) открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.05.2015 по делу N А26-482/2015 (судья Таратунин Р.Б.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ОГРН 1047855175785; адрес: 188304, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Соборная, д. 31; далее - ОАО "МРСК Северо-Запада", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство, административный орган) от 19.01.2015 N 1284/14л, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 14.05.2015 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "МРСК Северо-Запада", ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда от 14.05.2015 отменить и признать незаконным оспариваемое постановление. Податель жалобы полагает, что в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Министерства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и ОАО "МРСК Северо-Запада" (арендатор) был заключен договор от 14.11.2013 N 72 аренды лесного участка, в соответствии с условиями которого Обществу передан во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 2,63 га, расположенный в кварталах 106, 107, 114 и 115 Вешкельского участкового лесничества Суоярвского центрального лесничества, в целях использования для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов (линии электропередач) в районе ур. Инжунаволок Суоярвского муниципального района Республики Карелия. Срок аренды лесного участка - 11 месяцев.
ОАО "МРСК Северо-Запада" подана лесная декларация от 16.01.2014 на использование данного лесного участка для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в период с 26.01.2014 по 13.10.2014.
29.11.2014 лесничим Вешкельского участкового лесничества и государственными инспекторами по охране леса в ходе патрулирования территории лесничества было выявлено, что на лесном участке, переданном ОАО "МРСК Северо-Запада" в пользование по договору аренды от 14.11.2013 N 72, срок действия которого истек, древесина вырублена и вывезена, произведено строительство линейного объекта (линии электропередач). По результатам патрулирования составлены акт рейда патрулирования и акт осмотра от 21.11.2014.
12.12.2014 заместителем старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Республики Карелия в отношении Общества составлен протокол N 187 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 7.9 КоАП РФ.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора в Республике Карелия Корнилова К.А. от 19.01.2015 N 1284/14л ОАО "МРСК Северо-Запада" привлечено к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 руб. Указанным постановлением Обществу вменено нарушение статей 9, 26, 46, 71 Лесного кодекса Российской Федерации, выразившееся в использовании лесного участка без специальных разрешений на использование данного участка (договора аренды лесного участка, проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу, лесной декларации, поданной в установленном порядке).
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции посчитал ошибочным вывод административного органа о необходимости заключения Обществом договора аренды лесного участка на весь участок, занятый ЛЭП (2,63 га), при этом суд пришел к выводу о том, что использование лесных участков, на котором установлены опоры ЛЭП предполагает необходимость заключения договора аренды, в связи с чем посчитал, что в действиях Общества имеется событие вмененного ему правонарушения.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела в соответствии со статьей 71 АПК РФ, выслушав и оценив доводы представителей сторон, пришла к следующим выводам.
Статьей 7.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Согласно статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии со статьей 45 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов (часть 2). Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты (часть 3). В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков (часть 4).
Как следует из материалов дела, с целью осуществления строительства (реконструкции) линейного объекта (ЛЭП) Обществом был заключен договор от 14.11.2013 N 72 аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 2,63 га, расположенного в кварталах 106, 107, 114 и 115 Вешкельского участкового лесничества Суоярвского центрального лесничества, а также подана лесная декларация от 16.01.2014.
Таким образом, самовольного занятия вышеуказанного лесного участка для строительства и использования линейного объекта (ЛЭП) Обществом не допущено. Доказательства того, что Общество на спорном участке в охранных зонах линейных объектов осуществляет какую-либо иную деятельность, не связанную с проведением выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников (что в силу части 4 статьи 45 КоАП РФ допускается без предоставления лесных участков), административным органом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что административным органом не представлены доказательства, однозначно подтверждающие наличие в действиях Общества события правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.9 КоАП ПФ (с учетом конструкции объективной стороны состава указанного правонарушения).
При этом, в рамках дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении Общества к административной ответственности арбитражный суд не считает возможным разрешать спор о праве, устанавливать наличие или отсутствие у Общества обязанности заключить договор аренды лесных участков, на которых установлены опоры ЛЭП, в том числе ввиду недостаточности собранных в рамках административной процедуры материалов и доказательств.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для привлечения Общества к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ у административного органа не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 14.05.2015 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта о признании незаконным и отмене постановления от 19.01.2015 N 1284/14л.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14 мая 2015 года по делу N А26-482/2015 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 19.01.2015 N 1284/14л о привлечении открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ОГРН 1047855175785) к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-482/2015
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
Ответчик: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Третье лицо: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"