г. Москва |
|
07 августа 2015 г. |
Дело N А40-74899/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Берхамовой А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ГЛОБАЛ-А"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.06.2015 по делу N А40-74899/15, судьи Кастальской М.Н. (153-506)
по заявлению ООО "ГЛОБАЛ-А" (129344, г.Москва, ул. Искры, д. 31, корп. 1, пом. 2, ком. 7б)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Управлению государственного экологического контроля заместителю главного государственного инспектора г.Москвы по охране природы начальнику отдела экологического контроля ЮЗАО-ЗАО;
третье лицо: Немальцин С.В.,
об оспаривании постановления от 26.03.2015 N 1203-56/2015
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчиков: |
Кузяев К.В. по доверенности от 12.12.2014 (Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы); |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.06.2015, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требований ООО "ГЛОБАЛ-А" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 26.03.2015 N 1203-56/2015 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
При этом суд первой инстанции исходил из доказанности Департаментом состава вмененного заявителю административного правонарушения и соблюдения ответчиком порядка привлечения общества к ответственности.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя, третьего лица, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, выслушав представителя ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 26 января 2015 г. должностными лицами Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на основании поступившего в службу горячей линии обращения гр. Кузнецовой С. от 14 января 2015 г. проведено обследование земельного участка общего пользования со свободным доступом, ограниченном строениями по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Лазарева, д.68, корп. 1 и корп. 2.
В ходе осмотра земельного участка был выявлен факт размещения неустановленными лицами снега, имеющего визуальные признаки загрязнения (цвет снега более темный по сравнению со снежным покровом, находящимся на иных прилегающих территориях и по сравнению с естественным снежным покровом на данной территории) со средней высотой навала относительно уровня естественного снежного покрова от 0,4 м до 1,0 м (навал снега имеет следующие линейные размеры: ширина: от 0,8 м до 1,4 м по периметру земельного участка, занятого зелеными насаждениями, длина- 14 м.). На земельном участок на котором произведено складирование снега, огороженном от проезжей части бордюрным камнем и тротуаром, произрастают деревья и кустарники различного породного состава.
Выявленные в ходе обследования нарушения отражены в протоколе осмотра территории N 1203-56/2015 от 26 января 2015 г.
26 января 2015 года в период времени с 14 час. 11 мин. до 14 час. 20 мин. был произведен отбор проб снега на указанном земельном участке общего пользования со свободным доступом, ограниченном строениями по адресу: г. Москва, ул. Адмирала Лазарева, д.68, корп. 1 и корп. 2 для проведения лабораторных исследований, о чем составлены протокол о взятии проб и образцов N 1203-56/2015 от 26 января 2015 г. и акт отбора проб снега N 1203-56/2015 от 26 января 2015 г. с фотофиксацией.
Определением от 26 января 2015 г. N 1203-56/2015 назначена экспертиза пробы снега, отобранного в соответствии с протоколом о взятии проб и образцов N 1203-56/2015 от 26 января 2015 г.
26 февраля 2015 г. Государственным природоохранным бюджетным учреждением "МОСЭКОМОНИТОРИНГ" было подготовлено экспертное заключение N 1203-56/2015 и составлен протокол исследования снега N 784-786 из которого следует, что в пробах снега содержатся химические реагенты.
Балансодержателем указанной территории является ГБУ г.Москвы "Жилищник района Южное Бутово".
Согласно государственному контракту от 15.12.2014 N 10-АП/15 подрядной организацией, выполняющей работы по содержанию объектов озеленения г. Москва, ул. Адмирала Лазарева, д.68, корп. 1 и корп. 2, является ООО "Глобал-А".
На основании полученных данных 24 марта 2015 г. в отношении ООО "Глобал-А" составлен протокол об административном правонарушении 1203-56/2015, в котором зафиксировано выявленное нарушение.
Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы 26 марта 2015 г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 1203-56/2015, которым ООО "Глобал -А" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 4.17 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП города Москвы) и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 350 000 руб.
Полагая вынесенное постановление незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы нарушение правил создания и содержания зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 9 Закона города Москвы 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц в городе Москве ведется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений.
При осуществлении предпринимательской деятельности на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается использование взрывоопасных, огнеопасных и ядовитых веществ, загрязнение и захламление территории, иные действия, способные повлечь за собой повреждение или уничтожение зеленых насаждений.
Согласно пунктам 4.5.5, 4.5.7, 9.3 постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743 "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" использование противогололедных материалов на дорогах, прилегающих к зеленым насаждениям, должно осуществляться в строгом соответствии с утвержденным нормативным документом Правительства Москвы.
При уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, на бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
На озелененных и природных территориях запрещается: посыпать технической солью и другими химическими препаратами тротуары, проезжие и прогулочные дороги и пр. аналогичные покрытия (за исключением противогололедных материалов, разрешенных к применению в г. Москве); сбрасывать снег и другие загрязнения на газоны; складировать любые материалы; устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек.
В соответствии с пунктом 4.12 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" запрещается перемещение, переброска и складирование скола льда, загрязненного снега и т.д. на площади зеленых насаждений.
Пункт 5.1, 5.5, 5.8 постановления Правительства Москвы от 9 ноября 1999 г. N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве" зимняя уборка проезжей части улиц и проездов осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Правил и временными инструкциями, утверждаемыми Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, определяющими технологию работ, технические средства и применяемые противогололедные реагенты.
При уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
Запрещается: применение технической соли и жидкого хлористого кальция в качестве противогололедного реагента на тротуарах, посадочных площадках остановок городского пассажирского транспорта, в парках, скверах, дворах и прочих пешеходных и озелененных зонах; роторная переброска и перемещение загрязненного и засоленного снега, а также скола льда на газоны, цветники, кустарники и другие зеленые насаждения.
Согласно пункту 2.2.3 Распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 28.09.2011 N 05-14-650/1 "Об утверждении технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2 -5 мм (на зимние периоды с 2010 - 2011 гг. и далее)".
Снег, счищаемый с проезжей части улиц и проездов, а также с тротуаров, сдвигается в лотковую часть улиц и проездов для временного складирования снежной массы.
При формировании снежных валов не допускается перемещение снега на бортовой камень, тротуары, газоны, а также должна быть произведена расчистка лотковой части от снега на ширину не менее 0,5 м для обеспечения пропуска талых вод.
Согласно пункту 5.1.4 Приложения 1 Распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 11.10.2010 N 05-14-391/0 снег, сгребаемый с дворовых территорий и внутриквартальных проездов, обработанных противогололедными реагентами, размещать на газонах не допускается.
Согласно пунктам 4.2.8, 4.3.1, 4.3.6.2 Распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы от 28.09.2011 N 05-14-650/1 "Об утверждении технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010 - 2011 гг. и далее)" при механизированной уборке машинами снег высотой до 2 см убирается щеткой, при большей высоте снега - плужно-щеточным снегоочистителем. Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах - к местам складирования. Сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в валы или кучи, расположенные параллельно бортовому камню, или складировать вдоль проезда при помощи, как правило, роторных снегоочистителей и вывозить автотранспортом. Погрузка снега на автотранспорт производится с помощью снегопогрузчиков или вручную. На тротуарах шириной более 6 м, отделенных газонами от проезжей части улиц, допускается сдвигать снег в валы на середину тротуара для последующего удаления. Для обеспечения эффективной работы снегоуборочных машин вал снега укладывается с таким расчетом, чтобы в основании он был не шире 1,5 м.
Снег, сгребаемый с дворовых территорий и внутриквартальных проездов, обработанных противогололедными реагентами, размещать на газонах не допускается.
Снег из вала с помощью погрузочного оборудования и автосамосвалов перемещается на площадку промежуточного размещения снега, находящуюся за пределами территории двора. Места промежуточного размещения устанавливаются управой района по согласованию с префектурой административного округа.
Операция удаления снега с дворовых территорий и внутриквартальных проездов завершает цикл уборочных работ. Удаление снега после снегоочистки должно осуществляться путем его вывоза и утилизации посредством мобильных снегоплавильных установок и стационарных снегоплавильных пунктов.
Как установлено материалами дела, территория, на которой складирован загрязненный снег, является озелененной территорией, а в зимний период 2015 года работы по комплексному содержанию объектов дорожного хозяйства по ул. Адмирала Лазарева, д.68, корп. 1 и корп. 2, в том числе тротуары, прилегающие к проезжей части, выполняла подрядная организация - заявитель на основании государственного контракта от 15.12.2014 N 10-АП/15.
Таким образом, в действиях ООО "Глобал -А" содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судом следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличии от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставиться в зависимости от формы вины, в отношении юридических лиц имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Как верно установил суд первой инстанции, Общество не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Исходя из изложенных обстоятельств, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.06.2015 по делу N А40-74899/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-74899/2015
Истец: ООО " ГЛОБАЛ-А", ООО глобал-а
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды, Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Управление государственного экологического контроля заместителю главного государственного инспектора г. Москвы по охране природы начальнику отдела экологического контроля ЮЗАО-ЗАО Немальцину С. В
Третье лицо: Управление государственного экологического контроля заместителю главного государственного инспектора г. Москвы по охране природы начальнику отдела экологического контроля ЮЗАО-ЗАО Немальцину С. В.