Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 ноября 2015 г. N Ф05-15824/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
07 августа 2015 г. |
Дело N А40-217515/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Каменецкого Д.В., Якутова Э.В. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Муравьевой Л.В. |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "ЭНКА ТЦ" на решение Арбитражного суда города Москвы от 29 мая 2015 г. по делу N А40-217515/14 (84-1736) судьи Сизовой О.В.
по заявлению ООО "ЭНКА ТЦ" (ОГРН 1027739529399)
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: Горбунова Е.В. по дов. от 16.03.2015 г.; Меликсетян М.О. по дов. от 03.02.2015 г.;
от ответчика: Обижаева О.А. по дов. от 30.12.2014 г.;
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭНКА ТЦ" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными оформленное сообщением от 07.11.2014 г. N 22/047/2014-991 решение Управления Росреестра по Москве об отказе в государственной регистрации права собственности на сооружение (трансформаторная подстанция) с кадастровым номером 77:06:0008006:10643 по адресу: ул.Миклухо-Маклая, д.32А, стр.1, об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на сооружение (трансформаторная подстанция) с кадастровым номером 77:06:0008006:10643 по адресу ул.Миклухо-Маклая, д.32А, стр.1.
Решением от 29.05.2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано, суд сделал вывод, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на нарушение судом норм материального права.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Управления Росреестра по Москве поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ, выслушав позиции лиц, участвующих в деле, с учетом исследованных доказательств по делу, установленных обстоятельств, а также доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ЭНКА ТЦ" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:06:0008006:65 площадью 7 600 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул.Миклухо-Маклая, вл.32-34, разрешенное использование: для проектирования, строительства с последующей эксплуатацией торгового центра, на основании Договора аренды земельного участка от 09.11.2001 г. N М-06-017776, заключенного сроком на 49 лет. Договор аренды Земельного участка зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.12.2001 г. за N 77-01/05-265/2001-5413.
Обществом построено и введено в эксплуатацию здание торгового центра. Право собственности заявителя на Основное здание зарегистрировано в ЕГРП регистрации за N 77-01/30-639/2003-873, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 02.10.2013 г. серии 77-АП N 177457.
В целях обеспечения электроснабжения Основного здания в рамках строительства здания заявителем на Земельном участке также было возведено за свой счет и эксплуатируется сооружение вспомогательного использования - трансформаторная подстанция (ТП), общей площадью 36,5 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, ул.Миклухо-Маклая, д.32А, стр.1.
Подстанция поставлена на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 77:06:0008006:10643, что подтверждается кадастровым паспортом сооружения от 28.04.2014 г.
23.09.2014 г. в Управление поступили документы на государственную регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимого имущества - Трансформаторная подстанция кадастровый номер 77:06:0008006:10643, расположенного по адресу: Москва, ул.Миклухо-Маклая, д.32А, стр.1.
По результатам рассмотрения заявления и представленных документов 06.11.2014 г. ответчик принял решение об отказе в государственной регистрации права собственности на ТП на основании абзацев 4, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон о регистрации), которое оформлено сообщением регистрирующего органа от 07.11.2014 г. N 22/047/2014-991.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных и иных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что такие акты или решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
В соответствии со ст.3 Закон о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится па основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о регистрации проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с Законом о регистрации.
Согласно п.2 ст.16 и п.1 ст.18 Закона о регистрации, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
По смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, представленных заявителем в регистрирующий орган.
В связи с чем, ответственность за подлинность и достоверность документов, а также полноту сведений, в них содержащихся, лежит на лицах их предоставивших, либо органа выдавших представленные для регистрации документы.
В ходе проведения в установленном ст.13 Закона о регистрации порядке правовой экспертизы были выявлены обстоятельства препятствующие проведению государственной регистрации.
В силу п.1 ст.25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании следующих документов:
* правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества.
* правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
-разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством РФ требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Согласно п.1 ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет:
-выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство;
-соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Вместе с тем, согласно п.1 ст.25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Предоставление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Закона о регистрации).
Частью 17 ст.51 ГрК РФ предусмотрены случаи, когда получения разрешения на строительство не требуется, в том числе строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Достоверно установлено, что на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа заявителем представлена Декларации об объекте недвижимого имущества от 15.09.2014 г., с указанием, в том числе площади объекта - 36,5 м., года создания - 2002, принадлежность к земельному участку - 77:06:0008006:65.
Заявитель полагает, что трансформаторная подстанция, заявленная к регистрации принята в эксплуатацию по акту приемочной комиссии от 07.10.2002 г. N 7489, который утвержден распоряжением заместителя префекта от 10.10.2002 г. N 641-РЗП.
Однако, при изучении Акта приемки законченного строительства объекта приемочной комиссии от 07.10.2002 г., утвержденного Распоряжением Заместителя префекта ЮЗАО города Москвы от 10.10.2002 г. N 641-РЗП не усматривается ввода в эксплуатацию трансформаторной подстанции, в том числе из заключения Мосгосэкспертизы от 28.08.2001 г. N 160-П4/01МГЭ, от 09.01.2002 г. N МГЭ-7/7 по проекту строительства многофункционального комплекса с открытой и подземной автостоянками представленного заявителем дополнительно.
Таким образом, представленная заявителем декларация не может являться основанием для государственной регистрации объекта недвижимости.
Кроме того, постановлением Правительства Москвы от 27.08.2012 г. N 432-П "О видах, параметрах и характеристиках объектов благоустройства территории, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство, и видах от по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство" установлены виды, параметры и характеристики объектов благоустройства территории, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство. Указанным постановлением определено, что распределительные пункты, трансформаторные подстанции (для электро-, газовых, кабельных, телефонных сетей) модульного типа общей площадью до 25 кв.м. с организацией оснований (в том числе каменных или бетонных) с заглублением до 0,4 м. - без устройства фундаментов, не требуют разрешения на строительство.
Трансформаторная подстанция, заявленная к регистрации не подпадает, под данное исключение т.к. площадь объекта составляет 36,5 кв.м.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии основания для признания оспариваемого решения Управления Росреестра незаконным.
Исходя из вышесказанного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.05.2015 г. по делу N А40-217515/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-217515/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 ноября 2015 г. N Ф05-15824/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЭНКА ТЦ"
Ответчик: Управление Росреестра по г. Москве, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ