г. Челябинск |
|
10 августа 2015 г. |
Дело N А34-2078/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Костина В.Ю. и Кузнецова Ю.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Колесниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Курган" на решение Арбитражного суда Курганской области от 15 июня 2015 г. по делу N А34-2078/2015 (судья Обабкова Н.А.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Курган" - Ракитина Н.Э. (доверенность от 15.07.2014).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее - заявитель, Управление, Роспотребнадзор) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Альфа-Курган" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Альфа-Курган", общество) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 15.06.2015 (резолютивная часть объявлена 11.06.2015) заявленные требования удовлетворены, ООО "Альфа-Курган" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с принятым решением суда, общество обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению общества, судом дана неверная квалификация совершенному правонарушению, поскольку состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ образовывают такие нарушения санитарно -эпидемиологических требований, которые относятся непосредственно к условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов. Несоблюдение санитарных правил, предусматривающих, в том числе и требования к пищевой продукции, является нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и может быть квалифицировано по статье 6.3, 6.4 или 6.6 КоАП РФ, а не по п. 1 ст.14.43 КоАП РФ.
Кроме того, общество считает, что административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб., назначенное судом, является несоразмерным совершенному правонарушению, в связи с чем просит назначить наказание в виде штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. С учетом мнения представителя общества, в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя общества не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) заместителя руководителя Роспотребнадзора от 25.02.2015 N 06-1/2590 в отношении общества была проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. К участию в деле были привлечены в качестве экспертов представители экспертной организации ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области".
В ходе проведения проверки в период с 02.03.2015 по 30.03.2015 (места обособленных подразделений по адресам: 640000, Курганская область, г. Курган, ул. Краснодонская, 14/I; 640000, Курганская область, г. Курган, ул. Савельева, 19/IV; 640000, Курганская область, г.Курган, ул. Красина, 44/2; 640000, Курганская область, г.Курган, ул. Некрасова, 59; 640000, Курганская область, г. Курган, ул. Некрасова, 9/2; 640000, Курганская область, г.Курган, ул. Советская, 166; 640000, Курганская область, г.Курган, ул. К. Маркса, 141/I; 640000, Курганская область, г.Курган, ул. Чернореченская, 101/II; 640000, Курганская область, г.Курган, ул. Гагарина, 36-Б/III; 640000, Курганская область, г. Курган, ул. К. Маркса, 105/VI), установлены нарушения обществом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Нарушения зафиксированы в акте проверки органа государственного контроля (надзора) от 30.03.2015 N 06-1/22 (т.1, л.д. 15-26), составлены фототаблицы (т.1, л.д. 27-50). При проведении проверки присутствовали представители заинтересованного лица, администраторы магазинов, акт проверки подписан.
В ходе проведения проверки произведен отбор проб продукции для проведения лабораторных исследований, проведения лабораторно - инструментальных исследований. По результатам лабораторных испытаний винодельческой продукции нарушений требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований не обнаружено, что нашло отражение в протоколах лабораторных испытаний (т.1, л.д. 118-120).
Так, по результатам проведенной проверки выявлены следующие нарушения:
- в торговом зале магазина ООО "Альфа-Курган", расположенном по адресу: г. Курган, ул. Красина, 44/2, нарушаются условия хранения при реализации пищевых продуктов (конфеты "морские ракушки из бельгийского шоколада" (250 гр.) по цене 129 руб. 99 коп., колбаска "Кабаносси. Говядина с перцем" (100 гр.) по цене 69 руб. 90 коп., колбаска сырокопченая "Пивчики Баварские" (95 гр.) по цене 69 руб. 90 коп. Согласно информации, размещенной на упаковках товаров, температура хранения конфет "морские ракушки из бельгийского шоколада" - "не выше + 18°С"; колбаски "Кабаносси. Говядина с перцем" - "от 0°С до 22°С"; колбаски сырокопченой "Пивчики Баварские" - "5 - 18°С". На основании показаний психрометра, установленного в центре торгового зала, на момент проверки температура воздуха составила +25°С, что является нарушением статей 11, 15, 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), статьи 17 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - TP ТС 021/2011), статей 1, 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - ЗПП), пунктов 5, 6 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила N55), пункта 7.5 СП 2.3.6.1066-01 "Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001 (далее - СП 2.3.6.1066-01);
- хранение вина осуществляется не в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима, так на дату визуального осмотра 23.03.2015 в 10 час. 00 мин. в торговом зале магазина "Красное и Белое" по адресу: г. Курган, ул. Некрасова. 59 стр. 1 ООО "Альфа-Курган" нарушаются условия хранения вина, температурный режим в торговом зале составил плюс 25 гр.С., тогда так на маркировке упаковки вина (Вино географического наименования красное сухое Массерия дель Фауно Примитиво ди пулия) производителем указаны условия хранения от 5 до 20 гр.С. и относительной влажности воздуха не более 85%. Тем самым, нарушены требования статей 11, 15, 39 Закона N 52-ФЗ, статьи 17 TP ТС 021/2011, пунктов 7.5, 8.24. СП 2.3.6.1066-01, пункта 7.3. ГОСТ Р 52523-2006 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 52523-2006), пункта 5.2. ГОСТ Р 51149-98 "Продукты винодельческой промышленности. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение" (далее - ГОСТ Р 51149-98), пункта 83 ГОСТ Р 51158-2009 "Вина игристые и вина игристые и жемчужные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 51158-2009), пунктов 5, 6 Правил N 55;
- на дату визуального осмотра 23.03.2015 в 10 час. 00 мин. в магазине "Красное и Белое" по адресу; г. Курган, ул. Некрасова, 59 стр. 1 ООО "Альфа-Курган", нарушаются условия хранения и реализации кондитерских изделий (шоколада), так на момент проверки в реализации находился шоколад изготовителя: ООО "Кондитерская фабрика "Победа" (ул. Рябиновая, д. 26, стр. 2 г. Москва, Россия, 121471) с нарушением условий хранения при реализации при температуре плюс 25 гр.С. Согласно информации, размещенной на упаковках вышеуказанных кондитерских изделий (шоколада), температура хранения - "18+-3 гр.С". На основании показаний психрометра, установленного в торговом зале, на момент проверки температура воздуха составила +25°С, что является нарушением статей 11, 15, 39 Закона N 52-ФЗ, статьи 17 TP ТС 021/2011, статей 1, 4 ЗПП, пунктов 5, 6 Правил N 55, пунктов 7.5, 8.24 СП 2.3.6.1066-01;
- хранение вина не осуществляется в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима, так на дату визуального осмотра 17.03.2015 10 час. 00 мин. в складском помещении магазина "Красное и Белое" по адресу: г. Курган, ул. Некрасова, 9/2 ООО "Альфа-Курган" нарушаются условия хранения вина (вино столовое полусладкое красное "Изабелла", изготовитель ООО "Юг-вино", вино столовое полусладкое белое "Мускат" и др.), температурный режим в складском помещении составил плюс 23 гр.С, тогда как на маркировке упаковки вина производителем указаны условия хранения от 5 до 20 гр.С и относительной влажности воздуха не более 85%. Тем самым, нарушены требования статей 11, 15, 39 Закона N 52-ФЗ, статьи 17 TP ТС 021 /2011, пунктов 7.5, 8.24 СП 2.3.6.1066-01, пункта 7.3. ГОСТ Р 52523-2006, пункта 5.2. ГОСТ Р 51149-98, пункта 8.3. ГОСТ Р 51158-2009, пунктов 5, 6 Правил N55;
- на дату визуального осмотра 16.03.2015 в 10 час. 30 мин. установлено, что в складе магазина "Красное и Белое" ООО "Альфа-Курган" по адресу: г. Курган, ул. К.Маркса, 141/I текущий ремонт не проводится по мере необходимости (побелка, покраска). Так, в складском помещении стены местами грязные, отсутствует побелка, что является нарушением требований статей 11, 15, 24, 39 Закона N 52-ФЗ, статьи 17 TP ТС 021/2011, пункта 10.8 СП 2.3.6.1066-01;
- на дату визуального осмотра 16.03.2015 в 10 час. 30 мин. установлено, что в магазине "Красное и Белое" ООО "Альфа-Курган" по адресу: г. Курган, ул. К.Маркса, 141/I допущены к работе лица ежегодного медицинского осмотра, так у продавцов Кошурникова П.А., Брусенцовой А.А., администратора Амбурцевой О.А. отсутствуют результаты ежегодного медицинского осмотра врача-психиатра, врача-нарколога, что является нарушением требований статей. 11, 15, 34, 39 Закона N 52-ФЗ, статьи 17 TP ТС 021/2011, пунктов 13.1, 13.2 СанПнН 2.3.6.1066-01: не соблюдается периодичность медицинского обследования, установленного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N302н "Об утверждении вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (далее - Приказ N302н);
- на дату визуального осмотра 16.03.2015 в 15 час. 30 мин. в торговом зале магазина ООО "Альфа-Курган", распложенном по адресу: г. Курган, ул. Карла Маркса, 141/I, нарушаются условия хранения при реализации пищевых продуктов (конфеты "морские ракушки из бельгийского шоколада" (250 гр.) по цене 129 руб. 99 коп., "молоко цельное сгущенное с сахаром" (270 гр.) по цене 49 руб. 90 коп., шоколадная фигурка "Овечка" (190 гр.) по цене 189 руб. 00 коп.). На маркировке выставленного в продажу товара "Овощное чудо в банке ассорти. Garden mix" по цене 129 руб. 00 коп. в количестве 1 шт. отсутствует информация о дате изготовления, дате упаковки и сроке годности товара, что является нарушением статей 11, 15, 39 Закона N 52-ФЗ, статьи 17 TP ТС 021/2011, статей 5,10 ЗПП, пунктов 5, 6, 11, 32 Правил N 55, пунктов 7.5, 8.24 СП 2.3.6.1066-01. Согласно информации, размещенной на упаковках товаров, температура хранения конфет "морские ракушки из бельгийского шоколада" - "не выше +18°С"; "молоко цельное сгущенное с сахаром" - "от 0°С до 10°С"; шоколадная фигурка "Овечка" - "от 16°С до 18°С". На основании показаний психрометра, установленного в центре торгового зала, на момент проверки температура воздуха составила +21°С;
- на дату визуального осмотра 11.03.2015 в 14 час. 30 мин. установлено, что в магазине "Красное и Белое" ООО "Альфа-Курган" в складском помещении (склад для хранения пива) магазина хранение алкогольной продукции осуществляется без контроля за параметрами температурного режима и относительной влажности воздуха для его хранения (отсутствует термометр и психрометр), что является нарушением статей 11, 15, 39 Закона N 52-ФЗ, статьи 17 TP ТС 021/2011, пункта 6.4 СП 2.3.6.1066-01;
- на дату визуального осмотра 11.03.2015 в 14 час. 30 мин. установлено, что в магазине "Красное и Белое" ООО "Альфа-Курган" в торговом зале магазина допускается хранение товара (алкогольная продукция, пиво) на полу, не достаточно поддонов или подтоварников, что является нарушением стаей 11, 15, 39 Закона N 52-ФЗ, статьи 17 TP ТС 021/2011, пункта 7.8 СП 2.3.6.1066-01;
- на дату визуального осмотра 11.03.2015 в 14 час. 30 мин. установлено, что в магазине "Красное и Белое" ООО "Альфа-Курган" допущены к работе лица без ежегодного медицинского осмотра. Так, у продавцов Графеевой А.Р., Хлыстовой С.Г. отсутствуют результаты ежегодного медицинского осмотра врача-психиатра, врача-нарколога, что является нарушением требований статей 11, 15, 34, 39 Закона N 52-ФЗ, статьи 17 TP ТС 021/2011, пунктов 13.1, 13.2 СанПиН 2.3.6.1066-01: не соблюдается периодичность медицинского обследования, установленного Приказом N302н.
На основании материалов проверки, при надлежащем извещении общества, 01.04.2015 в отношении ООО "Альфа-Курган" составлен протокол об административном правонарушении N 06-1/24 по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ (т.1, л.д.7-9).
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из следующего.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В примечании к статье 14.43 КоАП РФ указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие проведение государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности. Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении требований технических регламентов или обязательных требований к продукции и процессам ее эксплуатации.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец товара.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N29-ФЗ) установлено, что при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
Подпунктами 1, 2 статьи 4 ЗПП установлено, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Пунктом 1 статьи 7 этого же Закона предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии со статьей 15 Закона N 52-ФЗ, пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие (пункт 1). Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2).
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования (пункт 5). Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации (пункт 6).
Из части 1 статьи 3 ТР ТС 021/2011 следует, что объектами технического регулирования ТР ТС 021/2011 являются: пищевая продукция (пункт 1); связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (пункт 2).
Частями 1, 6 статьи 7 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. Сроки годности и условия хранения пищевой продукции устанавливаются изготовителем.
В соответствии со статьей 17 ТР ТС 021/2011, определяющей требования к процессам хранения, перевозки (транспортирования) и реализации пищевой продукции, предусмотрено, что пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции (пункт 9); работники, занятые на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза (пункт 10); при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем (пункт 12); при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (пункт 7).
Из статьи 34 Закона N 52-ФЗ следует, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры) (пункт 1); работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе (пункт 4); порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения (пункт 6).
Согласно Приказу N 302н работы в организациях торговли допускаются при прохождении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. В силу пункта 6 приложения N 3 к Приказу N 302н обязанности по организации проведения предварительных и периодических осмотров работников возлагаются на работодателя.
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил N 55, продавец при осуществлении своей деятельности обязан соблюдать обязательные требования к организации и осуществлению торговой деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров.
Статья 24 Закона N 52-ФЗ устанавливает, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Закон N 29-ФЗ регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека.
Статьей 3 Закона N 29-ФЗ установлено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 29-ФЗ хранение и перевозки пищевых продуктов должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность; согласно пункту 1 статьи 20 указанного Закона, при реализации пищевых продуктов юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
В соответствии со статьей 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Процедуры, регламентированные частью 1 статьи 7 и частью 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011, более конкретизированы в СП 2.3.6.1066-01, которые разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда.
Нормами СП 2.3.6.1066-01 предусмотрено, что в организациях торговли запрещается реализация загнивших, испорченных, с нарушением целостности кожуры овощей и фруктов (пункт 8.24), текущий ремонт организаций торговли (побелка, покраска помещений, оборудования и др.) производится по мере необходимости (пункт 10.8), лица, поступающие на работу в организации торговли, проходят медицинские осмотры, профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке (пункт 13.1), на каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации (пункт 13.2), контроль за температурно-влажностным режимом хранения продуктов в охлаждаемых камерах, складских помещениях, хранилищах для овощей, фруктов и т.д. производится ежедневно с помощью термометров и психрометров, установленных на видном месте, удаленных от дверей и испарителей (пункт 6.4), все пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях и т.п. должны храниться на стеллажах, поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, и высотой не менее 15 см от пола; складирование пищевых продуктов вблизи водопроводных и канализационных труб, приборов отопления, вне складских помещений, а также складирование незатаренной продукции непосредственно на полу, навалом не проводится (пункт 7.8).
В соответствии со статьей 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами (часть 2 статьи 32).
В пункте 5.2. ГОСТ Р 51149-98 указано, что продукты винодельческой промышленности должны хранится в вентилируемых, не имеющих постороннего запаха помещениях, исключающих воздействие прямого солнечного света, при температуре от 5 до 20 градусов Цельсия и относительной влажности не более 85%.
Указанный ГОСТ утратил силу с 15.02.2015 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 28.06.2013 N 323-ст, вводящего в действие с 01.07.2014 для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации 32061-2013 "Продукция винодельческая. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение", пунктом 6.2 которого установлено, что условия транспортирования и хранения, обеспечивающие безопасность и качество винодельческой продукции устанавливается, изготовителем, рекомендуется винодельческую продукцию хранить в вентилируемых, не имеющих постороннего запаха помещениях, исключающих воздействие прямого солнечного света, при температуре от 5 до 20 градусов Цельсия и относительной влажности не более 85%.
В соответствии с пунктом 7.3 ГОСТ Р 52523-2006 хранение столовых вин осуществляется по ГОСТ Р 51149.
Указанный ГОСТ 52523-2006 утратил силу с 15.02.2015 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 27.06.2013 N 253-ст, вводящего в действие с 01.07.2014 для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 32030-2013 "Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия", согласно пункту 7.3 которого хранение столовых вин осуществляется по нормативным документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт.
В соответствии с пунктом 8.3 ГОСТ Р 51158-2009 игристые вина и игристые жемчужные вина хранят в крытых складских и торговых помещениях при температуре от 5 °С до 20 °С, относительной влажности не более 85% в условиях, исключающих попадание прямого солнечного света.
Поскольку заинтересованным лицом нарушены указанные нормы законодательства, применяемые к спорным отношениям в силу статьи 46 Закона N 184-ФЗ и примечаний к статье 14.43 КоАП РФ, что подтверждено материалами дела и не оспаривается заинтересованным лицом, в действиях общества имеется событие и объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доказательств, опровергающих установленные факты нарушений, обществом не представлено.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В данном случае событие административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении требований вышеуказанных норм, имеется и подтверждено материалами дела, вина общества заключается в том, что при возможности соблюдения норм и правил им не было принято всех зависящих мер по их соблюдению.
Вопреки доводам апеллянта, административное правонарушение, совершенное обществом, квалифицировано верно.
Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Статьей 6.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Статьей 6.6 КоАП Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе, при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
В данном случае, указанные в материалах административного дела допущенные обществом нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении обязательных требований ЗПП, TP ТС 021/2011, Закона N 52-ФЗ, СП 2.3.6.1066-01, Правил N 55 свидетельствуют о наличии в действиях общества признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Объективную сторону вменяемого заинтересованному лицу правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении требований технических регламентов или обязательных требований к продукции и процессам ее эксплуатации, что подтверждается материалами проверки.
Поскольку общество является продавцом продуктов питания населению, оно ответственно за соблюдение приведенных правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП.
Доводы общества о несоразмерности назначенного штрафа за совершение административного правонарушения, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Оценив доводы заинтересованного лица, рассмотрев материалы дела, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения обществу наказания ниже низшего предела.
Относительно наличия обстоятельств, позволяющих снизить размер наказания ниже низшего предела, доказательств не представлено. Обществом не представлены сведения о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения обществом действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Вместе с тем, характер совершенного правонарушения, касается безопасности пищевой продукции и влечет возможность создания реальной угрозы жизни и здоровью потребителей.
Административное наказание назначено обществу в пределах минимального размера санкции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Оснований для признания вменяемого правонарушения малозначительным не имеется.
Нарушений срока давности привлечения к ответственности и порядка производства по делу об административном правонарушении не установлено.
С учетом изложенного решение суда по существу является правильным. Доводы апелляционной жалобы отклоняются как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 15 июня 2015 г. по делу N А34-2078/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Курган" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-2078/2015
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области
Ответчик: ООО "Альфа-Курган"
Третье лицо: Арбитражный суд Челибинской области