10 августа 2015 г. |
Дело N А84-1021/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.08.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.08.2015.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Омельченко В.А., судей Градовой О.Г., Полынкиной Н.А., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Щербининым А.А.,
при участии представителей от Правительства Севастополя - Борзов С.А., по доверенности от 23.10.2014 N 1, от общества с ограниченной ответственностью "Евротранс", общества с ограниченной ответственностью "Зенит-Автотранс", общества с ограниченной ответственностью "Магистраль-Юг", общества с ограниченной ответственностью "Рубин", индивидуального предпринимателя Гвозденко Сергея Александровича, индивидуального предпринимателя Калинина Андрея Николаевича, индивидуального предпринимателя Федчишена Петра Аксентьевича - Матушевский Ю.В., по доверенностям (копии в материалах дела, том 2 л.д.149-155), в отсутствии представителей общества с ограниченной ответственностью "Севтранстрест", общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие - 2014", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 06 мая 2015 года по делу N А84-1021/2014 (судья Головко В.О.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Евротранс", общества с ограниченной ответственностью "Зенит-Автотранс", общества с ограниченной ответственностью "Магистраль-Юг", общества с ограниченной ответственностью "Рубин", индивидуального предпринимателя Гвозденко Сергея Александровича, индивидуального предпринимателя Калинина Андрея Николаевича, индивидуального предпринимателя Федчишена Петра Аксентьевича к Управлению транспорта Правительства Севастополя в лице Правительства Севастополя о признании незаконными действий Управления транспорта Правительства Севастополя по объявлению о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршрутам города Севастополя, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Севтранстрест", общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие - 2014",
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Евротранс", общество с ограниченной ответственностью "Зенит-Автотранс", общество с ограниченной ответственностью "Магистраль-Юг", общество с ограниченной ответственностью "Рубин", индивидуальный предприниматель Гвозденко Сергей Александрович, индивидуальный предприниматель Калинин Андрей Николаевич, индивидуальный предприниматель Федчишен Петр Аксентьевич обратились в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением (далее - заявители) к Управлению транспорта Правительства Севастополя в лице Правительства Севастополя о признании незаконными действий Управления транспорта Правительства Севастополя по объявлению о проведении 23, 24, 25 декабря 2014 года открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршрутам города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 06 мая 2015 года заявление удовлетворено. Признаны незаконными действия Управления транспорта Правительства Севастополя по объявлению проведения 23, 24, 25 декабря 2014 года открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршрутам города Севастополя.
Не согласившись с принятым решением, Правительство Севастополя обратилось с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда города Севастополя от 06 мая 2015 года по делу N А84-1021/2014, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении заявления отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель жалобы ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств имеющих значение для дела и неправильное применение норм материального права, поскольку суд не установил несоответствие обжалуемого действия конкретному нормативно-правовому акту, а лишь дал оценку действия договоров.
Представитель заявителей просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Законность и обоснованность решения от 06 мая 2015 года проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены, предусмотренные п.4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Считая действия Управления транспорта Правительства Севастополя по объявлению конкурса на объекты, которые являются предметом действующих договоров об организации пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах общего пользования, незаконными и такими, что нарушают права заявителей на осуществление экономической (предпринимательской) деятельности, заявители обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, установил, что заявители являются субъектами предпринимательской деятельности и осуществляют деятельность по перевозке пассажиров на основании соответствующих лицензий, выданных Министерством транспорта и связи Украины, которые сохраняют свою силу на территории Республики Крым и города Севастополя без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, и договоров, срок действия которых не истёк и до истечения которого на момент объявления оспариваемого конкурса оставалось больше трёх месяцев, что указывает на отсутствие у Управления транспорта Правительства Севастополя оснований для объявления проведения 23, 24, 25 декабря 2014 года открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршрутам города Севастополя, в связи с чем, удовлетворил требования заявителей.
Согласно положениям статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений ч. 2 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта и незаконными действий должностных лиц, суд должен установить наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право заинтересованного лица обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий на соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено, что заявители являются субъектами предпринимательской деятельности, основным видом деятельности которых является осуществление перевозки пассажиров на основании соответствующих лицензий, выданных Министерством транспорта и связи Украины и договоров, заключенных с Севастопольской городской государственной администрацией.
Как усматривается из материалов дела, 22.11.2014 на официальном сайте Правительства Севастополя размещено информационное извещение (том 1, л. д. 57), согласно которому Управлением транспорта Правительства Севастополя объявлен открытый конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршрутам города Севастополя. Кроме того, объявление о проведении указанного конкурса размещено в периодическом печатном издании - газете "Севастопольские известия" N 110 (1731) от 22.11.2014 (том 1, л. д. 85).
В информационном извещении содержалась информация о времени и месте проведения конкурса, указан организатор открытого конкурса, дата и время проведения процедуры вскрытия конвертов, дата начала и окончания приема заявок (с 24.11.2014 по 05.12.2014), а также указано на возможность ознакомления с конкурсной документацией с приложением (форма заявки, перечень документов, требования к претендентам, проект договора на право заключения договора на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте).
Из положений части 1 статьи 65, части 1 статьи 198, части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что обязанность доказывания того, что оспариваемыми действиями нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, лежит на заявителе.
Заявители, ссылаясь на действующие договоры об организации пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах общего пользования, заключенные с ними Севастопольской городской государственной администрацией, не указали, каким образом публикация информационного извещения повлияла на их право участвовать в конкурсе и затрагивает их законные интересы.
Конкурс носит открытый характер, в нем вправе был принять участие любой перевозчик, имеющий лицензию на право осуществления перевозки пассажиров. Оспариваемыми действиями Управления транспорта никому из претендентов не предоставлялось каких-либо преимуществ и никому из претендентов не устанавливалось каких-либо ограничений для участия в данном конкурсе, каждый из перевозчиков имел равные возможности для участия в конкурсе.
Кроме того, в дальнейшем, распоряжением Правительства Севастополя от 03.04.2015 N 251-РП, опубликованного на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет 07.04.2015, конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршрутам г. Севастополя признан несостоявшимся.
Таким, образом, нарушение каких-либо прав заявителя действиями Управления транспорта Правительства Севастополя по объявлению конкурса судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд первой инстанции при принятии обжалованного решения лишь дал оценку договорам, которые не являются предметом спора, и не указал в чем именно состоит нарушение прав и законных интересов заявителей действиями Управления транспорта Правительства Севастополя по объявлению проведения конкурса.
При вышеуказанных обстоятельствах решение Арбитражного суда города Севастополя подлежит отмене, а заявленные требования - оставлению без удовлетворения.
Что касается довода апелляционной жалобы о ликвидации Севастопольской городской государственной администрации в связи с чем она перестала быть стороной по договорам, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 3 Решения внеочередной сессии Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 1 (7156) "О статусе города-героя Севастополя" деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается. Их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определённым Севастопольским городским советом.
30.04.2014 Законодательным собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", согласно части 1 статьи 2 которого, Правительство Севастополя является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти Севастополя.
25.05.2014 и. о. Губернатора города Севастополя издано распоряжение N 152 "О ликвидации Севастопольской городской государственной администрации".
Судом установлено, что заключая договоры об организации перевозок пассажиров с заявителями, Севастопольская городская государственная администрация действовала в рамках своих полномочий, представленных ей Законом Украины "О местных государственных администрациях".
Как установлено судом, в настоящее время контроль за деятельностью перевозчиков на территории города Севастополя осуществляет Управление транспорта Правительства Севастополя, которое наделено аналогичными полномочиями по организации конкурса на осуществление пассажирских перевозок.
Таким образом, имела место ликвидация органа исполнительной власти Украины (Севастопольской городской государственной администрации) и осуществление его функций и полномочий в сфере транспорта передано Управлению транспорта Правительства Севастополя, то есть полномочия по заключению на основании проведенного конкурса договоров с перевозчиками перешли к вновь созданному органу исполнительной власти, что свидетельствует о функциональном правопреемстве вновь созданного органа по отношению к ликвидированному.
Кроме того, постановлением Правительства Севастополя от 20.11.2014 N 494 утверждено Временное положение о порядке организации и проведения конкурсов на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршрутам г. Севастополя, в соответствии с пунктом 2 которого, на Департамент информационной политики и информационных ресурсов Правительства Севастополя возложена обязанность опубликовать Временное положение на официальном сайте Правительства Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с пунктом 3 указанного постановления оно вступает в силу со дня его опубликования.
Судом установлено, что постановление Правительства Севастополя от 20.11.2014 N 494 "Об утверждении Временного положения о порядке организации и проведения конкурсов на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршрутам г. Севастополя" опубликовано на официальном сайте Правительства Севастополя в сети Интернет (http://sevastopol.gov.ru/docs/253/2529/?sphrase_id=38108) 16.02.2015.
Следовательно, на момент публикации извещения о проведении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршрутам г. Севастополя (22.11.2014) Временное положение ещё не вступило в законную силу.
Также подпунктом 2 пункта 50 указанного Временного положения определено, что организатор (которым является Управление транспорта Правительства Севастополя) имеет право провести Конкурс до момента окончания срока действия соответствующего Договора, не ранее, чем за три месяца до наступления такого момента. В таком случае действие Договора, заключённого по результатам Конкурса, начинается после окончания срока действия предыдущего договора.
Из содержания пунктов 7.1 договоров следует, что сроки их действия истекают самое ранее - 04.01.2016 (Договор N 101 от 04.01.2011), а самое позднее 03.12.2018 (Договоры N 161, 162, 165, 166 от 03.12.2013). Доказательств расторжения указанных договоров в материалы дела не предоставлено.
Таким образом, суд пришел к выводу, что объявление проведения 23, 24, 25 декабря 2014 года открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршрутам города Севастополя было преждевременным.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Согласно части первой статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с частью 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Таким образом, судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления подлежат отнесению на заявителей.
В части 5 статьи 96 АПК РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта; арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска. Определением Арбитражного суда города Севастополя от 22.12.2014 по делу N А84-1021/2014 были приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению транспорта Правительства Севастополя проводить открытый конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршрутам г. Севастополя, назначенный 23, 24 и 25 декабря 2014 года, объявленный Управлением транспорта Правительства Севастополя 22.11.2014.
Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления, то принятые на основании определения Арбитражного суда города Севастополя от 22.12.2014 по делу N А84-1021/2014 обеспечительные меры подлежат отмене.
Руководствуясь ч. 5 ст. 96, ст. 266, 268, п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 06 мая 2015 года по делу N А84-1021/2014 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Евротранс", общества с ограниченной ответственностью "Зенит-Автотранс", общества с ограниченной ответственностью "Магистраль-Юг", общества с ограниченной ответственностью "Рубин", индивидуального предпринимателя Гвозденко Сергея Александровича, индивидуального предпринимателя Калинина Андрея Николаевича, индивидуального предпринимателя Федчишена Петра Аксентьевича отказать.
Отменить обеспечительные меры в виде запрета Управлению транспорта Правительства Севастополя проводить открытый конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршрутам г. Севастополя, назначенный 23, 24 и 25 декабря 2014 года, объявленный Управлением транспорта Правительства Севастополя 22.11.2014, принятые определением Арбитражного суда города Севастополя от 22.12.2014 по делу N А84-1021/2014.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1021/2014
Истец: Гвозденко Сергей Александрович, Калинин Андрей Николаевич, Общество с ограниенной ответственностью "Магистраль-Юг", ООО "Евротранс", ООО "Зенит-Автотранс", ООО "Рубин", Правительство Севастополя, Федчишен Петр Аксентьевич
Третье лицо: ООО "Автотранспортное предприятие - 2014", ООО "Севтранстрест", Матушевский Юрий Владимирович, ООО "АТП", Правительство Севастополя, Управление транспорта Правительства Севастополя, Управление транспорта Правительства Севастополя в лице Правительства Севастополя, Частное предприятие "Севтранстрест"