г. Санкт-Петербург |
|
10 августа 2015 г. |
Дело N А21-5091/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Жиляевой Е.В., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Трушляковой Е.А.
при участии:
от заявителя: Алексеева А.А., доверенность от 27.05.201г.
от заинтересованных лиц: 1), 2) Орехов И.Г., доверенность от 30.07.2015 г.
от 3-их лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13092/2015) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.04.2015 г. по делу N А21-5091/2014(судья Лобанова Е.А.), принятое
по заявлению Центрального банка РФ в лице Отделения по Калининградской области Северо-Западного ГУ Центрального банка РФ
к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области
3-и лица: 1) Территориальное Управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области, 2) ООО "Оценка и Консалтинг", 3) ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Калининградской области, 4) Правительство Калининградской области
о признании незаконным решения комиссии,
установил:
Центральный Банк Российской Федерации в лице Отделения по Калининградской области Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее - Банк) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее - Комиссия) N 30 от 18 марта 2014 года, N 31 от 18 марта 2014 года, N 29 от 18 марта 2014 года, N 28 от 18 марта 2014 года, N 27 от 18 марта 2014 года, N 26 от 18 марта 2014 года, N 25 от 18 марта 2014 года, N 24 от 18 марта 2014 года, N 23 от 18 марта 2014 года, N 22 от 18 марта 2014 года, N 21 от 18 марта 2014 года, N 20 от 18 марта 2014 года, N 19 от 18 марта 2014 года, N 18 от 18 марта 2014 года, N 17 от 18 марта 2014 года, N 16 от 18 марта 2014 года, N 15 от 18 марта 2014 года, N 14 от 18 марта 2014 года, N 13 от 18 марта 2014 года, N 12 от 18 марта 2014 года, N 11 от 18 марта 2014 года, N 10 от 18 марта 2014 года; обязании Комиссии принять решения о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с подлежащими применению группами видов разрешенного использования земельных участков Банка:
-по земельному участку, расположенному по адресу: г. Калининград, ул. Щорса,15 - применение 17 группы видов разрешенного использования;
-по земельному участку, расположенному по адресу: г. Калининград, ул. Багратиона,71 - применение 17 группы видов разрешенного использования;
-по земельному участку, расположенному по адресу: г. Калининград, ул. Ольховая, 21 - применение 17 группы видов разрешенного использования;
-по земельному участку, расположенному по адресу: г. Калининград, ул. Киевская, 68 - применение 17 группы видов разрешенного использования;
-по земельному участку, расположенному по адресу: г. Багратионовск, ул. Калининградская,3 - применение 17 группы видов разрешенного использования;
-по земельному участку, расположенному по адресу: г. Гвардейск, пер. Центральный, 2 - применение 17 группы видов разрешенного использования;
-по земельному участку, расположенному по адресу: г. Гурьевск, ул. Новая,1 - применение 17 группы видов разрешенного использования;
-по земельному участку, расположенному по адресу: г. Гурьевск, ул. Зеленая - применение 3 группы видов разрешенного использования;
-по земельному участку, расположенному по адресу: г. Гусев, ул. Тимирязева,2 - применение 17 группы видов разрешенного использования;
-по земельному участку, расположенному по адресу: г. Зеленоградск, ул. Тургенева,4а - применение 17 группы видов разрешенного использования;
-по земельному участку, расположенному по адресу: г. Озерск, пл. Победы, 7 - применение 17 группы видов разрешенного использования;
-по земельному участку, расположенному по адресу: г. Полесск, ул. Суворова,5 - применение 17 группы видов разрешенного использования;
-по земельному участку, расположенному по адресу: г. Калининград, ул. Шиллера,2 -применение 17 группы видов разрешенного использования;
-по земельному участку, расположенному по адресу: г. Правдинск, ул. Красноармейская,1 - применение 17 группы видов разрешенного использования;
-по земельному участку, расположенному по адресу: г. Славск, ул. Советская, 8 а - применение 17 группы видов разрешенного использования;
-по земельному участку, расположенному по адресу: г. Славск, ул. Янтарная - применение 17 группы видов разрешенного использования;
-по земельному участку, расположенному по адресу: г. Черняховск, ул. Черняховского,2а - применение 3 группы видов разрешенного использования;
-по земельному участку, расположенному по адресу: г. Балтийск, ул. Чайковского,8 - применение 17 группы видов разрешенного использования;
-по земельному участку, расположенному по адресу: г. Советск, ул. Искры,17 - применение 17 группы видов разрешенного использования;
-по земельному участку, расположенному по адресу: г. Светлогорск, Калининградский проспект, 77а - применение 17 группы видов разрешенного использования;
-по земельному участку, расположенному по адресу: г. Светлогорск, ул. Садовая,11-13 - применение 6 группы видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения гостиницы";
-по земельному участку, расположенному по адресу: г. Светлый, ул. Горького,16а - применение 17 группы видов разрешенного использования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Калининградской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее - Территориальное управление), ООО "Оценка и Консалтинг".
В процессе рассмотрения дела Банк заявил отказ от иска в части требований о признании незаконным решения Комиссии в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:17:010012:37, находящегося по адресу: Калининградская область, г. Светлогорск, ул. Садовая,13, и обязании заинтересованного лица принять решение о пересмотре кадастровой стоимости данного земельного участка в соответствии с подлежащей применению группой видов разрешенного использования земельного участка.
Арбитражный суд Калининградской области решением от 06.04.2015 г. принял отказ Центрального Банка Российской Федерации от требования в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:17:010012:37, прекратил производство по делу в указанной части, в остальной части заявленные требования удовлетворил.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой Управление Росреестра просит решение от 06.04.2015 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал апелляционную жалобу.
По мнению присутствовавшего в судебном заседании представителя Банка, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В отзыве на апелляционную жалобу Правительство Калининградской области просит решение от 06.04.2015 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Банка.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства остальные участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Банку на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат следующие земельные участки, расположенные в Калининградской области:
- с кадастровым номером 39:15:121314:16, расположенный по адресу: г.Калининград, ул.Щорса,15 (разрешенное использование - под существующее административное здание банка);
- с кадастровым номером 39:15:140416:11, расположенный по адресу: г.Калининград, ул.Багратиона,71 (разрешенное использование - для обслуживания и эксплуатации административного здания);
- с кадастровым номером 39:15:150813:3, расположенный по адресу: г.Калининград, ул.Ольховая, 21 (разрешенное использование - под существующее административное здание банка);
- с кадастровым номером 39:15:150809:8, расположенный по адресу: г.Калининград, ул.Киевская, 68 (разрешенное использование - под существующее административное здание и гаражи);
- с кадастровым номером 39:01:010108:8, расположенный по адресу: г.Багратионовск, ул.Калининградская,3 (разрешенное использование- для обслуживания административного здания);
- с кадастровым номером 39:02:101016:34, расположенный по адресу: г. Гвардейск, пер. Центральный,2 (разрешенное использование - под административным здание и гаражом);
- с кадастровым номером 39:03:010031:24, расположенный по адресу: г. Гурьевск, ул. Новая,1 (разрешенное использование - для обслуживания и эксплуатации административного здания банка);
- с кадастровым номером 39:03:101032:41, расположенный по адресу: г. Гурьевск, ул. Зеленая (разрешенное использование - для обслуживания и эксплуатации гаража);
- с кадастровым номером 39:04:010123:3, расположенный по адресу: г. Гусев, ул.Тимирязева,2 (разрешенное использование - занят административным зданием и территорией для его обслуживания);
- с кадастровым номером 39:05:101124:3, расположенный по адресу: г.Зеленоградск, ул.Тургенева,4а (разрешенное использование - для обслуживания административного здания);
- с кадастровым номером 39:09:010123:6, расположенный по адресу: г.Озерск, пл.Победы,7 (разрешенное использование - для обслуживания административного здания и гаража);
- с кадастровым номером 39:10:010036:4, расположенный по адресу: г.Полесск, ул.Суворова,5 (разрешенное использование - под административным зданием банка);
- с кадастровым номером 39:15:121538:26, расположенный по адресу: г.Калининград, ул.Шиллера,2 (разрешенное использование - под существующее административное здание, гараж);
- с кадастровым номером 39:11:010009:1, расположенный по адресу: г.Правдинск, ул.Красноармейская,1 (разрешенное использование - для обслуживания административного здания);
- с кадастровым номером 39:12:010010:8, расположенный по адресу: г.Славск, ул.Советская,8а (разрешенное использование - для обслуживания административного здания банка);
- с кадастровым номером 39:12:010010:41, расположенный по адресу: г.Славск, ул.Янтарная (разрешенное использование - под гараж);
- с кадастровым номером 39:13:010110:237, расположенный по адресу: г.Черняховск,ул.Черняховского,2а (разрешенное использование - для обслуживания гаража);
- с кадастровым номером 39:14:010613:13, расположенного по адресу: г.Балтийск, ул.Чайковского,8 (разрешенное использование - для размещения административного здания и гаражей) ;
- с кадастровым номером 39:16:010513:1, расположенного по адресу: г.Советск, ул. Искры,17 (разрешенное использование - для эксплуатации административного здания );
- с кадастровым номером 39:17:010019:44, расположенного по адресу: г. Светлогорск, Калининградский проспект, 77а (разрешенное использование - размещение административных, офисных зданий и гаражей) ;
- с кадастровым номером 39:18:010027:26, расположенного по адресу: г. Светлый, ул. Горького,16а (разрешенное использование - для эксплуатации административного здания).
Постановлением Правительства Калининградской области от 29.08.2013 г. N 641 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области, в том числе вышеназванных земельных участков.
Полагая, что при определении кадастровой стоимости земельные участки с кадастровыми номерами 39:15:121314:16, 39:15:140416:11, 39:15:150813:3, 39:15:150809:8, 39:01:010108:8, 39:02:101016:34, 39:03:010031:24, 39:04:010123:3, 39:05:101124:3, 39:09:010123:6, 39:10:010036:4, 39:15:121538:26, 39:11:010009:1, 39:12:010010:8, 39:14:010613:13, 39:16:010513:1, 39:17:010019:44, 39:18:010027:26 необоснованно отнесены к 7-й группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения), земельные участки с кадастровыми номерами 39:03:101032:41, 39:12:010010:41, 39:13:010110:237 к 9-й группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), в то время как должны быть отнесены соответственно к 17-й группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии) и к 3-й группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок), Банк 20.02.2014 г. обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанных земельных участков, ссылаясь на недостоверное использование оценочными органами данных о земельных участках, что привело к необоснованному увеличению кадастровой стоимости земельных участков.
Решениями Комиссии N 31 от 18 марта 2014 года, N 29 от 18 марта 2014 года, N 28 от 18 марта 2014 года, N 27 от 18 марта 2014 года, N 26 от 18 марта 2014 года, N 25 от 18 марта 2014 года, N 24 от 18 марта 2014 года, N 23 от 18 марта 2014 года, N 22 от 18 марта 2014 года, N 21 от 18 марта 2014 года, N 20 от 18 марта 2014 года, N 19 от 18 марта 2014 года, N 18 от 18 марта 2014 года, N 17 от 18 марта 2014 года, N 16 от 18 марта 2014 года, N 15 от 18 марта 2014 года, N 14 от 18 марта 2014 года, N 13 от 18 марта 2014 года, N 12 от 18 марта 2014 года, N 11 от 18 марта 2014 года, N 10 от 18 марта 2014 года заявления отклонены со ссылкой на позицию Росреестра, согласно которой Комиссия не вправе принимать решение о корректности отнесения объекта недвижимости к определенной группе, так как группировка является результатом экспертного суждения оценщика и, соответственно, не может быть оспорена в рамках рассмотрения споров о результатах кадастровой стоимости, установленной статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее- Закон N 135-ФЗ).
Полагая, что решения Комиссии являются незаконными, Банк обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), и соответствие их закону возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу положений ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления.
Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, по результатам рассмотрения этого заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений: об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости; о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости.
Таким образом, проверка достоверности данных о кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе и касающихся правильности применения того или иного вида разрешенного использования, производится путем рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 135-ФЗ. В соответствии с п. 24.18 данного Закона решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения Банка в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков явилось его несогласие с отнесением данных земельных участков к 7-ой и 9-ой группам разрешенного использования. При этом Банк указал на то, что спорные земельные участки должны быть отнесены к 17-й группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии) и к 3-й группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок), а не к 7-ой (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения) и 9-ой (земельные участки, предназначенные для размещения продовольственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения и заготовок).
Согласно разъяснениям, содержащимися в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2014 г. N 13839/13, с учетом правового статуса Комиссий, порядка принятия такими Комиссиями решений, проверка судом только соблюдения формальных требований без анализа и оценки правовых доводов относительно стоимости объекта недвижимости, подлежащей внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не позволяет обеспечить достоверность данных, экономическую обоснованность налогообложения и баланс интересов. Рассмотрение арбитражным судом заявлений об оспаривании решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не может быть ограничено только проверкой соблюдения формальных требований, установленных к процедуре принятия соответствующих решений, но и должно включать проверку законности и обоснованности принятых решений с точки зрения оценки судом по существу правовых доводов и доказательств, касающихся действительной стоимости объекта недвижимости.
В обоснование своей позиции Банк представил свидетельства о государственной регистрации права на земельные участки с указанием разрешенного использования, сведения о размещенном на данном земельном участке объекта недвижимости с указанием на принадлежность к федеральной собственности, кадастровые паспорта на земельные участки. В подтверждение своего статуса как органа государственной власти Банк сослался на положения ст. 75 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 10.07.2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", классификатор органа государственной власти и управления ОК 006-2011, утвержденный приказом Росстандарта от 26.04.2011 г. N 60-ст.
Поскольку здания Банка и любого государственного органа нельзя отнести ни к зданиям делового и коммерческого назначения, ни к зданиям промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, следовательно, суд первой инстанции правильно указал, что они должны быть включены в 17 группу видов разрешенного использования в соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 29.08.2013 г. N 641 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области", обоснованно не применив положения Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 г. N 39 "Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", которые не соответствуют названному Постановлению Правительства в части, применяемой подателем апелляционной жалобы.
Гаражи предназначены для хранения автотранспорта, используемого для осуществления деятельности Банка, и следовательно, земельные участки, на которых они расположены, как правильно указал суд первой инстанции, не могут быть отнесены к 9-й группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения сбыта и заготовок), поскольку к таким объектам не относятся.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные земельные участки подлежат отнесению к 3-й и 17-й группам видов разрешенного использования, а не к 7-й и к 9-й группам видов разрешенного использования.
С учетом изложенного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 06 апреля 2015 года по делу N А21-5091/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5091/2014
Истец: Отделение по Калининградской области Северо-Западного ГУ Центрального банка РФ, Центральный банк РФ
Ответчик: Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по К/о. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по К/о
Третье лицо: ООО "Оценка и Консалтинг", Правительство Калининградской области, Территориальное Управление федерального агенства по управлению федеральным имущестом по Калининградской области, Управление Росреестра по К/о, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по К/о, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по К/о