г. Томск |
|
10 августа 2015 г. |
Дело N А27-3672/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2015 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Полосина А.Л., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28 мая 2015 г. по делу N А27-3672/2015 (судья Н.Н. Гатауллина)
по заявлению Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Кемеровской области (ОГРН 1104200001135, ИНН 4212090003, 650055, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 83)
к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857, 650000, г. Кемерово, ул. Дзержинского, 4а)
о признании недействительным решения от 05.02.2015 N 18000311 в части,
УСТАНОВИЛ:
Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - ДОСААФ России по Кемеровской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (далее - Фонд социального страхования) о признании недействительным решения от 05.02.2015 N 18000311 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части непринятия к зачету расходов на обязательное социальное страхование в сумме 111 933 рубля 40 копеек.
Решением от 28.05.2015 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Фонд социального страхования просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что расходы страхователя по выплате пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 111 933 рубля 40 копеек правомерно не приняты к зачету, поскольку заявителем не представлен листок нетрудоспособности серии ВЮ N 3973933 на имя Гладышевой Е.Г., являющийся документом первичного бухгалтерского учета, подтверждающий наступление страхового случая и несение страхователем соответствующих расходов.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу от ДОСААФ России по Кемеровской области к началу судебного заседания не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании решения N 311 Фондом социального страхования проведена выездная проверка ДОСААФ России Кемеровской области по вопросу правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По результатам проверки составлен акт от 26.12.2014 N 18000311, на основании которого Фондом социального страхования принято решение от 05.02.2015 N 18000311 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 113 063 рубля 26 копеек.
Не согласившись с вышеуказанным решением в части непринятия к зачету расходов на обязательное социальное страхование в сумме 111 933 рубля 40 копеек, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, арбитражный суд первой инстанции, исходил из того, что единственным основанием для отказа в принятии к зачету расходов страхователя в оспариваемой заявителем сумме послужило необеспечение заявителем сохранности оригинала листка временной нетрудоспособности, который был утрачен на момент проведения Фондом социального страхования выездной проверки, учитывая, что правомерность произведенных расходов подтверждена иными документами - письмом лечебного учреждения, свидетельствующим о том, что утраченный заявителем листок нетрудоспособности на имя Гладышевой Е.Г. действительно выдавался лечебным учреждением, пришел к выводу, что заявитель обоснованно произвел по ним начисление пособия, основания для непринятия к зачету спорных расходов у Фонда социального страхования отсутствовали.
Выводы суда является правильным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 12 названного Закона).
Пунктом 6 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется Фондом социального страхования в отношении страхователей, которым в данном случае является ДОСААФ России по Кемеровской области.
Статьей 8 Федерального закона N 165-ФЗ установлены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, исходя из чего страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования, в том числе являются: пособие по беременности и родам; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Условия и порядок выплаты государственных пособий по беременности и родам установлены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В целях реализации прав лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, на получение страхового возмещения, страхователи, в том числе юридические лица, обязаны зарегистрироваться в соответствующем территориальном органе Фонда социального страхования (статья 2.3, пункт 1 части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ), исчислять и уплачивать в бюджет Фонда социального страхования соответствующие страховые взносы (пункт 2 части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ), осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев (пункт 3 части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ).
Согласно статье 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 названного Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей).
В этой связи сумма страховых взносов, подлежащих перечислению указанными страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (часть 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ).
Территориальный орган страховщика в этом случае, как следует из части 3 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ, выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, установленном статьей 4.7 названного Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Следовательно, с учетом изложенных норм права, условиями, необходимыми для возмещения страхователю произведенных им расходов по обязательному социальному страхованию, являются следующие:
- постановка страхователя на учет в соответствующем территориальном отделении Фонда социального страхования, исчисление и уплата страховых взносов;
- наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом;
- наступление страхового случая и выплата соответствующих видов пособия застрахованному лицу, которые должны быть подтверждены документально.
В свою очередь на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Частью 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
С учетом изложенных норм права и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.07.2011 N 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.
Как установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае основанием для непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных в качестве выплаты пособия по беременности и родам на сумму 111 993 рубля 40 копеек, послужило непредставление страхователем к проверке листка нетрудоспособности серии ВЮ N 3973933 за период с 21.02.2011 по 10.07.2011 Гладышевой Е.Г.
Материалами дела подтверждается факт обращения ДОСААФ России Кемеровской области в женскую консультацию N 4 с заявлением о выдаче дубликата листка нетрудоспособности Гладышевой Е.Г.
Письмом от 17.02.2015 МБУД "Поликлиника N 6" в выдаче дубликата листка нетрудоспособности отказано в связи с произведенной выплатой пособий по временной нетрудоспособности. Вместе с тем, лечебным учреждением подтвержден факт выдачи листка нетрудоспособности серии ВЮ N 3973933 на период отпуска по беременности и родам с 21.02.2011 по 10.07. 2011 Гладышевой Е.Г.
В качестве документального подтверждения обоснованности расходов на выплату пособия по беременности и родам на сумму 111 993 рубля 40 копеек заявителем были представлены: заявление Гладышевой Е.Г. от 25.02.2011 о предоставлении ей отпуска по беременности и родам с 21.02.2011 по 10.07.2011, Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику от 25.02.201N 22, приказ Регионального отделения ДОСААФ России Кемеровской области от 03.12.2014 N 205-ОД "О создании комиссии", в связи с отсутствием больничного листка ВЮ3973933, Акт служебного расследования от 05.12.2014, ответ на запрос МБУЗ "Поликлиника N 6" от 07.02.2014, подтверждающие факт выдачи больничного листа серии ВЮ N 3973933
Оценивая представленные заявителем доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что содержащаяся в представленных документах информация позволяет установить наличие трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом, факт наступления страхового случая, период временной нетрудоспособности застрахованного лица, факт выплаты пособия по беременности и родам.
При указанных обстоятельствах необеспечение страхователем сохранности оригинала листка временной нетрудоспособности само по себе не может являться основанием для непринятия к зачету расходов заявителя.
Действующим законодательством не предусмотрена повторная выдача листков нетрудоспособности взамен утраченных. В связи с этим правомерность произведенных расходов заявитель подтвердил иными документами, которые в совокупности подтверждают, что утраченный ДОСААФ России по Кемеровской области листок нетрудоспособности действительно выдавался лечебным учреждением, и заявитель обоснованно произвел по ним начисление пособия по беременности и родам.
При наличии указанной информации, подтвержденной представленными заявителем документами и позволяющей проверить обоснованность произведенных заявителем расходов на выплату пособия работнику заявителя, Фондом социального страхования необоснованно отказано в принятии к зачету спорных расходов лишь в связи с непредставлением заявителем в ходе выездной проверки листка нетрудоспособности.
С учетом изложенных выше обстоятельств суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконном непринятии Фондом социального страхования к зачету расходов заявителя по выплате пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 111 933 рубля 40 копеек.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Фонда социального страхования по делу, не опровергают правильность выводов суда, выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.05.2015 года по делу N А27-3672/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N18) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
А.Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-3672/2015
Истец: Региональное отделение Общероссийской Общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Кемеровской области
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N18