10 августа 2015 г. |
А79-10516/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Мальковой Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительный двор" (428003, г. Чебоксары, Хозяйственный проезд, д. 11; ИНН 2128042696, ОГРН 1022101148101)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 29.04.2015,
по делу N А79-10516/2014,
принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительный двор" о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 20.11.2014 N 00/248/2014-252,
при участии в судебном заседании представителей:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - Усовой И.А. по доверенности от 23.06.2015 N 01/34 сроком действия один год,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительный двор" (далее - ООО "Строительный двор", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра, уполномоченный, регистрирующий орган) от 20.11.2014 N 00/248/2014-252 об отказе в государственной регистрации права собственности на коммунально-складской объект с кадастровым номером 21:01:030304:626, площадь 910,1 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030304:166. Одновременно заявитель просил суд обязать регистрирующий орган зарегистрировать право собственности Общества на коммунально-складской объект с кадастровым номером 21:01:030304:626.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация г.Чебоксары (далее - орган местного самоуправления), Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство), Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике (далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 29.04.2015 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Строительный двор" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельства, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Общество настаивает на том, что возведенный объект недвижимости является объектом вспомогательного назначения, следовательно, на него распространяется упрощенный порядок регистрации права собственности. Более того, основной объект недвижимости и вспомогательный находятся на одном земельном участке с кадастровым номером: 21:01:030304:640.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра, Министерство выражают несогласие с доводами Общества, указывают на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Общество и Министерство ходатайствуют о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 29.09.2014 ООО "Строительный двор" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое здание (склад) площадью 910,1 кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 21:01:030304:166 по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, проезд Автозаправочный, приложив декларацию об объекте недвижимого имущества от 24.09.2014 и правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости подлежащий регистрации.
03.10.2014 Управление Росреестра уведомило Общество о приостановлении государственной регистрации в связи с направлением запросов в соответствующие компетентные органы, предложив одновременно представить дополнительные документы наличия оснований для проведения государственной регистрации.
Письмом от 20.11.2014 N 01/248/2014-252 Управление Росреестра уведомило Общество об отказе в проведении государственной регистрации права собственности на указанный объект.
Не согласившись с таким решением Управления Росреестра, ООО "Строительный двор" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность своего решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) определено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 122-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", других федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130-132, 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В силу статьи 9 Федерального закона N 122-ФЗ государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Согласно статье 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Положения пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ предусматривают, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок и ним (ЕГРП). Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно статье 20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если, в том числе,
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
В данном случае заявитель обратился регистрирующий орган в порядке статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ, предусматривающей особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества.
Согласно статье 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 3 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества в случае, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство, и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Возможность осуществить строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).
Однако законодательство не раскрывает понятия строения или сооружения вспомогательного назначения.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.06.2009 N 19669-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства" разъяснено, что под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения.
Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Таким образом, под объектами вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности и находящиеся на одном земельном участке с основным зданием.
Установлено по делу, что на момент обращения в регистрирующий орган ООО "Строительный двор" принадлежали на праве собственности земельные участки общей площадью 5764 кв.м, кадастровый номер 21:02:030304:227, находящийся по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, пр. Автозаправочный, д.22 (свидетельство о государственной регистрации права от 07.08.2012 серии 21 АД N 708929), и общей площадью 9986 кв.м, кадастровый номер 21:02:030304:166, находящийся по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, пр. Автозаправочный, д.24, (свидетельство о государственной регистрации права от 02.08.2012 серии 21 АД N 709387).
На земельном участке с кадастровым номером 21:02:030304:227 располагались объекты недвижимости: здание химсклада площадью 224,9 кв.м., кадастровый номер 21:01:03:0000:21368/А; здание центрального склада площадь 543,5 кв.м., кадастровый номер 21:01:03:0000:2168/Б.
На земельном участке с кадастровым номером 21:02:030304:166 располагались объекты недвижимости: нежилое здание площадью 1917,8 кв.м, кадастровый номер 21:01:030304:501; нежилое здание площадью 1913,6 кв.м, кадастровый номер 21:01:030304:502.
На земельном участке с кадастровым номером 21:02:030304:166 Общество построило объект недвижимости - склад площадью 910,1 кв.м, кадастровый номер 21:01:030304:626, которое намеревалось зарегистрировать в Управлении Росреестра в упрощенном порядке.
13.03.2015 уже после принятия уполномоченным органом оспариваемого решения в ГКН внесена запись об объединении земельных участков с кадастровыми номерами 21:02:030304:227 и 21:02:030304:166 в один земельный участок с кадастровым номером 21:01:030304:640.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 14.04.2015 АА 21 N 035784 и АА 21 N 035783 (том 1 л.д. 151, 152) нежилые здания площадью 224,9 кв.м и 543,5 кв.м стали административными зданиями, расположенными по адресу: г.Чебоксары, Автозаправочный проезд, д.22.
При приостановлении государственной регистрации уполномоченный орган направлял запрос в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и в администрацию г.Чебоксары.
Согласно ответу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 21.10.2014 N 14-08/13015 (том 1 л.д.120) предъявленное к государственной регистрации здание является самостоятельным объектом капитального строительства, на строительство которого требуется соответствующее разрешение.
Администрация г.Чебоксары письмом от 20.10.2014 N 14291 (том 1 л.д.119) сообщила в Управление Росреестра, что разрешение на ввод в эксплуатацию нежилого здания за период с 2000 года по настоящее время не оформлялось.
В обоснование своей позиции Общество представило в материалы дела заключения ООО НПП "Меридиан" от 24.09.2014 N 54 (том 1 л.д.22), и ООО "Артифекс" от 14.04.2015 N 18 (том 1 л.д.153) о вспомогательном характере объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии пришел к обоснованному заключению о том, что Общество на момент обращения с заявлением в регистрирующий орган не представило документы, подтверждающие, что подлежащий государственной регистрации объект недвижимости является объектом вспомогательного назначения, а также и то, что он находится на одном земельном участке с каким-либо основным зданием.
Следовательно, у Управления Росреестра имелись основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации права, поскольку документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствовали требованиям действующего законодательства; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствовал об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Объединение земельных участков с кадастровыми номерами 21:02:030304:227 и 21:02:030304:166, а также изменение назначения объектов недвижимости на административные здания произошло уже после вынесения оспариваемого решения Управления Росреестра, что не может влиять на законность и обоснованность решения регистрирующего органа.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения суда первой инстанции в данном случае отсутствуют.
При этом судом не допущено
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 29.04.2015 по делу N А79-10516/2014 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 29.04.2015 по делу N А79-10516/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительный двор" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-10516/2014
Истец: ООО "Строительный двор"
Ответчик: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
Третье лицо: Администрация города Чебоксары, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Чувашской Республике-Чувашии