город Ростов-на-Дону |
|
11 августа 2015 г. |
дело N А53-5897/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Н.Н. Смотровой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: представитель Устинова О.Ю. по доверенности от 15.06.2015 г.,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Таганрогского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2015 по делу N А53-5897/2015, принятое судьей Чернышевой И.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальная организация"
к Таганрогскому межрайонному отделу Административной инспекции Ростовской области
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищно-коммунальная организация" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Таганрогскому межрайонному отделу Административной инспекции Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления Таганрогского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области от 05.03.2015 N N Т-00035-15 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-коммунальная организация" к административной ответственности по части 2 статьи 5.1 Областного закона N 273-ЗС с наложением административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением суда от 18.06.2015 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован малозначительностью совершенного обществом правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, Таганрогский межрайонный отдел Административной инспекции Ростовской области обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на наличие в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения и отсутствие оснований для признания его малозначительным.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность и отсутствие общественной опасности в деянии ООО "УК "ЖКО".
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва.
Административная инспекция, надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 20.02.2015 должностным лицом административной инспекции в ходе осуществления повседневного контроля по адресу: гор.Таганрог, ул. Дачная N N 75, 75-1,77, пер. 8-й Новый,70 выявлено, что ООО "УК "ЖКО" как управляющая компания жилыми домами по указанному адресу не предприняло мер к оборудованию контейнерных площадок и установке урн у подъездов жилых домов.
По результатам проверки, зафиксированным актом от 20.02.2015 г., административная инспекция составила в отношении общества протокол от 25.02.2015 г. об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 5.1 Областного закона N 273-ЗС.
Постановлением Таганрогского межрайонного отдела Административной инспекции РО ООО "УК "ЖКО" привлечено к ответственности по ч.2 ст. 5.1 Областного закона N 273-ЗС с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Указанное постановление обжаловано обществом в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Частью 1 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" предусмотрена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 настоящего Областного закона.
Согласно части 2 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействие), предусмотренных частью 1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 50000 до 80000 рублей.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно требованиям статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.99 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) и ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; вести в установленном порядке учет образовавшихся отходов; соблюдать экологические требования по осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу статьи 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Решением Городской думы города Таганрога от 31.05.2011 N 311 утверждены Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Таганрог" (далее - Правила благоустройства).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Правил благоустройства юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином законном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами.
Согласно части 1 статьи 29 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования "Город Таганрог", утвержденных Городской Думой г. Таганрога от 31.05.2011 N 311, контейнерные площадки оборудуются в соответствии с действующими санитарными и противопожарными требованиями.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21 Закона N 52-ФЗ).
Согласно пунктам 2.1.3, 6.3 СанПин 42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями; учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны: своевременно заключать договоры на удаление бытовых отходов; проводить разъяснительную работу и организовывать население для выполнения мероприятий по соблюдению санитарных правил содержания территорий населенных мест; оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники; обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета; принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов.
Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.03 N 170, определены требования и порядок по обеспечению выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 170 содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.06 N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), лестничные площадки, крыши, ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции (подпункты "а" - "д").
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; доведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Материалами административного дела установлено, что по адресу Ростовская область, г.Таганрог, ул. Дачная N N 75, 75-1,77, пер. 8-й Новый,70, не оборудованы в соответствии со ст. 2.1.3 и ст. 6.3 СанПин 42-128-4690-88 контейнерные площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники, не обеспечено наличие сборников для отходов у данного многоквартирного дома, не приняты меры по установке урн у подъездов, в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 25, ч. 1, ч. 2 ст. 26, ч. 1 ст. 8 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Таганрог", утвержденных решением Городской Думы от 29.12.2014 N 48.
Пунктом 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 установлено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 м.
ООО УК "ЖКО" является управляющей компанией многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Ростовская область, г.Таганрог, ул. Дачная N N 75, 75-1,77, пер. 8-й Новый,70.
Как следует из материалов дела, в пределах землеотводов многоквартирных домов, расположенных по указанному выше адресу, специальные площадки с водонепроницаемым покрытием для размещения на них мусоросборников для твердых бытовых отходов жизнедеятельности жильцов указанного дома, а также необходимые сборники для этих отходов, отсутствуют.
Вместе с тем, согласно представленной материалы дела выкопировке градостроительного плана санитарно-техническая возможность обустройства площадки для мусорных контейнеров в соответствии с действующим СанПином отсутствует.
Решением общего собрания собственников дома N 60 по ул.Металлурическая, 60 от 01.04.2013 дано согласие на использование контейнеров мусоронакопления для жителей многоквартирных жилых домов N N 75, 75-1, 77 по ул. Дачной, дома N 70 по пер. Новому г. Таганрога. Материалами дела подтверждается, что ООО "УО "ЖКО" ежегодно заключаются договоры с ООО САХ "Эко город" на вывоз ТБО в том числе и по адресу: ул. Металлургическая, 60.
Как верно установлено судом первой инстанции, в соответствии с п. 5 2.2.3, 2.3.2 Правил благоустройства в исключительных случаях, когда соблюдение санитарных разрывов невозможно, а также в спорных и конфликтных ситуациях принятие окончательного решения лежит на органах местного самоуправления.
16.02.2015 общество направило на имя руководителя Управления ЖКХ г. Таганрога письмо о необходимости создания комиссии для определения письма установки контейнеров по сбору ТБО по причине плотности застройки домов N N 75, 75/1, 77 по ул.Дачной и дома N 70 по пер. 8 Новому без нарушения санитарных норм.
Ответа на данное письмо не получено.
Приведенная совокупность обстоятельств правомерно расценена судом первой инстанции как доказательство наличия вины общества в совершении правонарушения (поскольку направление одного письма в феврале 2015 г. не свидетельствует о принятии обществом всех зависящих от него мер к соблюдению требований СанПиН и Правил благоустройства), однако принято судом в качестве основания для признания правонарушения малозначительным.
КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности лица при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление N 10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 18.1 Постановления N 10 указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Таким образом, установление содержания понятия малозначительности делегировано судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении.
Административное правонарушение, совершенное предприятием, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в области благоустройства территорий. На данное обстоятельство указывает и заявитель апелляционной жалобы как на препятствие для признания правонарушения малозначительным ввиду значимости общественных отношений, на которые посягает деяние общества. Вместе с тем, исходя из смысла приведенных выше статей и разъяснений ВАС, правонарушение может быть признано малозначительным исходя из конкретных обстоятельств дела, не зависимо от социальной значимости общественных отношений, на которые посягает правонарушение.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии в деле доказательств пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности - при отсутствии фактической возможности установки контейнерных площадок в соответствии с требованиями СанПиН, общество предприняло меры к соблюдению Правил благоустройства города путем использования контейнерных площадок иного многоквартирного жилого дома.
Таким образом, суд первой инстанции в пределах своих полномочий, установленных арбитражным процессуальным законодательством, рассмотрел вопрос об отсутствии в действиях общества существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и пришел к выводу о возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, правомерно нашел основания для признания правонарушения малозначительным и освободил общество от административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание правонарушение общества в виде замусоривания территорий, апелляционным судом отклоняются как необоснованные. В постановлении административной инспекции от 05.03.2015 г. указано, что общество "УК ЖКО": 1) не приняло мер по оборудованию контейнерных площадок, 2) не обеспечило наличие сборников для отходов, 3) не приняло мер по установке урн у подъездов, что привело к засорению территорий многоквартирных домов случайным мусором. Таким образом, в качестве объективной стороны вменяемого обществу правонарушения административная инспекция в постановлении о привлечении к административной ответственности указала 3 деяния, засорение территорий домов случайным мусором указано в качестве последствия соответствующих деяний, обозначающего их общественную опасность.
Следовательно, фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2015 по делу N А53-5897/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-5897/2015
Истец: ООО "УК "ЖКО", ООО Управляющая компания "Жилищно-коммунальная организация"
Ответчик: Административная инспекция Ростовской области Таганрогский межрайонный отдел, Таганрогский межрайонный отдел Административной инспекции Ростовской области