г. Пермь |
|
11 августа 2015 г. |
Дело N А60-2471/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Муравьевой Е. Ю., Щеклеиной Л. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О. И.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Глория" (ОГРН 1046600292441, ИНН 6606018977): Машков А. Н., предъявлен паспорт, выписка из ЕГРЮЛ, Анисимов А. Ю., предъявлен паспорт, представляет интересы ООО "Глория" по устному ходатайству;
от заинтересованного лица Администрации городского округа Верхняя Пышма (ОГРН 1026600729066, ИНН 6606003882): Коновалова Н. А., предъявлен паспорт, доверенность от 06.05.2015;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Глория"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 апреля 2015 года по делу N А60-2471/2015
принятое судьей Савиной Л. Ф.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Глория"
к Администрации городского округа Верхняя Пышма
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
установил
ООО "Глория" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации городского округа Верхняя Пышма о признании незаконными: - решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, выраженное в письме N 7978-02 от 19.12.2014; - решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, выраженное в письме N 7977-02 от 19.12.2014.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.04.2015 (резолютивная часть решения объявлена 09.04.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
Доводы жалобы общества сводятся к тому, что все необходимые условия для выдачи разрешений на строительство в соответствии с договорами аренды от 04.02.2008 были выполнены обществом; из текста самих договоров следует, что участки предоставляются под строительство административно-бытовых зданий.
Представители общества в судебном заседании на доводах жалобы настаивали.
Ходатайствовали о приобщении к материалам дела Решения Думы городского округа Верхняя Пышма от 30.10.2014 N 20/11.
Судом заявленное ходатайство рассмотрено и отклонено на основании ст. 67, ч. 2 ст. 268 АПК РФ.
По ходатайству представителей заявителя судом обозрена выписка с сайта городского округа Верхняя Пышма.
Администрация письменного отзыва на жалобу не представила.
Представитель администрации в судебном заседании против доводов жалобы возражал, решение суда просил оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, 08.12.2014 ООО "Глория" обратилось к главе администрации ГО Верхняя Пышма с заявлениями о выдаче разрешений на строительство:
1) административно-бытового здания на земельном участке по адресу: Свердловская область, город Верхняя Пышма, по улице Бажова. Участок находится примерно в 60 м. по направлению на север от ориентира район промплощадки ОАО "Уралэлектромедь", расположенного за пределами участка, площадью 2728 кв.м. с кадастровым номером 66:36:00 00 000:0212 - вх.N 9289 от 08.12.2014;
2) административно-бытового здания на земельном участке по адресу: Свердловская область, город Верхняя Пышма, по улице Бажова (район промплощадки ОАО "Уралэлектромедь"), площадью 3475 кв.м. с кадастровым номером 66:36:30 02 001:0112 - вх.N 9290 от 08.12.2014.
19.12.2014 письмами N 7978-02 и N 7977-02 администрация отказала в выдаче разрешений на строительство указанных объектов.
Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что материалы, содержащиеся в проектной документации, не соответствуют требованиям, установленным в градостроительном плане земельного участка (п. 3 -проектирование вести в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории городского округа Верхняя Пышма).
В качестве нормативного обоснования в письмах содержится ссылка на ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В письмах также указано, что в выдаче разрешений на строительство объектов отказано по причине непредставления заявителем разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка "под здание административного назначения", полученного в порядке ст. 39 ГрК РФ.
Не согласившись с отказом в выдаче разрешений на строительство, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований общества, суд исходил из законности и обоснованности оспариваемых отказов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1).
Согласно ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган.
В соответствии с частями 7 и 9 данной статьи для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо представить поименованные в данных нормах права документы, перечень которых является исчерпывающим.
В силу ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, при этом для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, при этом разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ч. 1 ст. 37 ГрК РФ).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Порядок подготовки градостроительного плана установлен ст. 44 ГрК РФ, в соответствии с которым подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Согласно п. 3 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются в том числе:
- границы земельного участка;
- границы зон действия публичных сервитутов;
- минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
- информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
- информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент).
Судом первой инстанции из пояснений заинтересованного лица установлено, что при рассмотрении проектной документации заявителя шифр 2013-11-АБК-ГЛР и шифр 2013-11-КПП-ГЛР на соответствие требованиям градостроительных планов N RU663 64000-410 от 18.11.2013 и N RU66364000-411 от 18.11.2013, утвержденных постановлениями администрации городского округа Верхняя Пышма от 16.12.2013 N 3156 и от 16.12.2013 N3157, земельных участков с кадастровыми номерами 66:36:3002001:112 и 66:36:0000000:212 было установлено, что в градостроительных планах земельных участков строительство зданий административного назначения включено в условно разрешенный вид использования земельного участка. Также пунктом 3 градостроительных планов земельных участков NRU66364000-410 и NRU66364000-411 (обеспечение муниципальных интересов) обязывает застройщика вести строительство объектов капитального строительства в соответствии с документами градостроительного зонирования.
Заявителем представлен пакет документов к заявлению о выдаче разрешения на строительство, в который входят и градостроительные планы на вышеупомянутые земельные участки.
Пункт 2.1 градостроительного плана содержит информацию о градостроительном регламенте земельного участка, в соответствии с которой санитарно-защитные зоны объектов, являющихся источниками выделения негативных воздействий на среду обитания и здоровье населения - территории, предназначенные для обеспечения правовых условий использования установленных надлежащим порядком территории санитарно-защитных зон (СЗЗ) в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Для земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в санитарно-защитных зонах производственных и транспортных предприятий, объектов коммунальной и инженерно-транспортной инфраструктуры, коммунально-складских объектов, очистных сооружений, иных объектов (включая шумовую зону аэропорта), устанавливаются:
- виды запрещенного использования - в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов";
- условно разрешенные виды использования, которые могут быть разрешены по специальному согласованию с территориальными органами санитарно-эпидемиологического и экологического контроля на основе СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" с использованием процедур публичных слушаний, определенных главой 8 настоящих Правил.
Размещение на земельных участках с кадастровыми номерами 66:36:00 00 000:0212 и 66:36:30 02 001:0112 административно-бытовых зданий отнесено к условно разрешенным видам использования.
Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства установлен ст. 39 ГрК РФ, в соответствии с которой физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что для получения разрешения на строительство административно-бытовых зданий заявителю необходимо было в установленном порядке получить разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков.
Данное разрешение в силу требований ст. 44, 51 ГрК РФ входит в состав градостроительного плана земельного участка и является обязательным документом для получения разрешения на строительство.
При этом, судами первой и апелляционной инстанций учтена правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 18.06.2013 N 71/13.
При установленных обстоятельствах и правовом регулировании, правильными являются выводы суда о том, что отказ в выдаче разрешений на строительство по указанному основанию является законным и обоснованным.
На основании изложенного, совокупность оснований, указанных в ст.ст. 198, 201 АПК РФ, для признания оспариваемых отказов администрации незаконными арбитражными судами первой и апелляционной инстанций не установлена.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у апелляционного суда сомнений в их законности и обоснованности.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Каких-либо иных доводов, безусловно влекущих отмену судебного акта, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку платежное поручение от 22.06.2015 N866 на сумму 3 000 рублей, представленное в копии, не является надлежащим доказательством уплаты государственной пошлины, с ООО "Глория" в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина по апелляционной жалобе в сумме 1 500 рублей.
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 апреля 2015 года по делу N А60-2471/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Глория" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Глория" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-2471/2015
Истец: ООО "ГЛОРИЯ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВЕРХНЯЯ ПЫШМА