10 августа 2015 г. |
А39-4051/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Мальковой Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Нарбекова Исмаила Хамзеевича (Республика Мордовия)
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.04.2015
по делу N А39-4051/2014,
принятое судьей Волковой Е.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Нарбекова Исмаила Хамзеевича о признании незаконным решения Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 28.05.2014 N 452-3,
при участии в судебном заседании представителей:
индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Нарбекова Исмаила Хамзеевича- Габибова Р.Г. по доверенности от 05.08.2014 сроком действия три года,
Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия - Паньковой Ю.В. по доверенности от 09.01.2014 N 1 сроком действия три года,
и установил:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Нарбеков Исмаил Хамзеевич (далее - Предприниматель, Нарбеков И.Х.) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным, изложенного в письме от 28.05.2014 N 452-3 решения Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее - Комитет Госкомимущества, Комитет, уполномоченный орган) об отказе в предоставлении на праве аренды сроком на 49 лет земельного участка площадью 11 444 179 кв.м, кадастровый номер 13:15:0314001:272, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, местоположение: Республика Мордовия, Лямбирский район, п.Новомихайловский, ул.Первомайская, д.49, для осуществления фермерским хозяйством предпринимательской деятельности. Одновременно заявитель просил суд обязать уполномоченный орган предоставить испрашиваемый земельный участок в аренду за плату на 49 лет.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в рассмотрении дела привлечены общество с ограниченной ответственностью "Эко Лайф-Чистая жизнь" (далее - ООО "Эко Лайф-Чистая жизнь"), общество с ограниченной ответственностью "Эко Л" (далее - ООО "Эко Л"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган).
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.04.2015 Предпринимателю отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Нарбеков И.Х. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Предприниматель настаивает на том, что испрашиваемый земельный участок Комитет Госкомимущества должен был предоставлять в порядке статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В отзыве на апелляционную жалобу уполномоченный орган выражает несогласие с позицией Нарбекова И.Х, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании Предприниматель и представитель Комитета Госкомимущества в полном объеме поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
ООО "Эко Лайф-Чистая жизнь", ООО "Эко Л", о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что 21.04.2014 глава крестьянского (фермерского) хозяйства Нарбеков И.Х. обратился в Комитет Госкомимущество с заявлением о предоставлении в аренду на срок 49 лет земельного участка площадью 11 444 179 кв.м, кадастровый номер 13:15:0314001:272, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, местоположение: Республика Мордовия, Лямбирский район, п.Новомихайловский, ул.Первомайская, д.49, для осуществления возглавляемым им фермерским хозяйством своей деятельности.
Письмом от 28.05.2014 N 452-3 уполномоченный орган сообщил Предпринимателю о том, что испрашиваемый земельный участок ранее был предоставлен в долгосрочную аренду главе крестьянского (фермерского) хозяйства Абдульманову Р.Ф. Комитет Госкомимущества готовит кассационную жалобу на итоговый судебный акт Арбитражного суда Республики Мордовияпо возникшему земельному спору, в связи с чем у уполномоченного органа отсутствует возможность рассмотреть заявление о предоставлении указанного земельного участка в аренду.
Посчитав, что такое решение Комитета от 28.05.2014 N 4523 является отказом в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Нарбеков И.Х. обратился с в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 9, 27, 29, 34, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", положениями Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Закона Республики Мордовия от 07.07.2003 N 32-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Мордовия" и исходил из того, что по делу не установлена предусмотренная статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий для признания незаконным решения органа государственной власти.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта с учетом следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого решения) установлено право гражданина на подачу заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления о предоставлении или передаче земельного участка в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. При этом не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Согласно части 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями, а также гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с ЗК РФ, Законом N 74-ФЗ.
Порядок предоставления и приобретения земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства установлен положениями статей 11, 12 главы 4 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых правоотношений).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 74-ФЗ для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Частью 3 статьи 11 Федерального закона N 74-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны:
цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности);
испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
срок аренды земельных участков;
обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
предполагаемое местоположение земельных участков.
В пункте 3 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 названной нормы, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В силу пункта 4 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Проанализировав содержание оспариваемого решения Комитета, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные в нем основания для отказа в предоставлении в аренду земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства не основано на нормах действующего законодательства.
Вместе с тем, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных Предпринимателем требований с учетом следующего.
Установлено по делу, что 21.04.2014 Нарбеков И.Х. обратился в Комитет Госкомимущества с заявлением о предоставлении в аренду на срок 49 лет земельного участка площадью 11 444 179 кв.м, кадастровый номер 13:15:0314001:272, местоположение: Республика Мордовия, Лямбирский район, п.Новомихайловский, ул.Первомайская, д.49.
Поскольку в данном случае испрашиваемый заявителем земельный участок был уже сформирован и поставлен на кадастровый учет до обращения Нарбекова И.Х., предусмотренный статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ порядок предоставления земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства не применяется.
В силу частей 6 и 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ принят Закон Республики Мордовия от 07.07.2003 N 32-З "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Мордовия", в статье 6 которого установлен перечень информации об обороте земель сельскохозяйственного назначения, которая подлежит опубликованию в газете "Известия Мордовии" и (или) в средствах массовой информации, являющихся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В частности, подлежат опубликованию сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Положениями части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Следовательно, информация о наличии у Республики Мордовия земельного участка, предполагаемого для передачи в аренду, подлежит обязательной публикации в официальном печатном издании Республики Мордовия, и только по результатам публикации вопрос о процедуре передачи земельного участка в аренду может быть решен, причем не ранее, чем по истечении месяца с даты публикации.
При наличии одного заявления заключается договор аренды земельного участка с заявителем, при наличии двух и более заявлений договор аренды должен заключаться на торгах.
Публикация в средстве массовой информации должна решить вопрос о наличии (отсутствии) конкуренции между различными крестьянскими фермерскими хозяйствами и обеспечить реализацию права предоставления участка единственному заинтересованному крестьянскому фермерскому хозяйству без торгов, если будет претендовать только одно фермерское хозяйство.
Именно на этом основании Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 07.11.2013 по делу N А39-2417/2013 признал недействительным договор аренды этого же земельного участка площадью 11 444 179 кв.м, кадастровый номер 13:15:0314001:272, заключенный между Госкомимуществом и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Абдульмановым Р.Ф.
Судебный акт вступил в законную силу 21.04.2014 и Нарбеков И.Х. являлся в данном деле соистцом совместно с ООО "Мега Плюс" и ООО "Эко Лайф-Чистая жизнь".
В судебных актах по делу N А39-2417/2013 суды всех инстанций указали, что информация о наличии у Республики Мордовия спорного земельного участка, предлагаемого для передачи в аренду, подлежала обязательной публикации в официальном печатном издании Республики Мордовия, чего не было сделано Госкомимуществом, следовательно, договор аренды, заключенный с ИП Главой КФХ Абдульмановым Р.Ф., минуя установленную законами процедуру передачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, является ничтожной сделкой, в связи с чем подлежат применению последствия недействительности сделки в виде обязания Абдульманова Р.Ф. возвратить спорный земельный участок Госкомимуществу РМ.
При установленных обстоятельствах признается несостоятельной, основанной на неверном толковании норм действующего законодательства позиция Нарбекова И.Х. о необходимости применения Комитетом положений статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заключение 15.05.2014 между ООО "Эко Лайф - Чистая жизнь" (арендодатель) и Нарбеков И.Х. (арендатор) договора аренды многолетних плодово-ягодных насаждений в связи с переходом права собственности на многолетние насаждения (на основании договора купли-продажи от 16.07.2013) к ООО "Эко Лайф - Чистая жизнь" само по себе не может освобождать уполномоченный орган от соблюдения предусмотренной действующим законодательством процедуры предоставления земельного участка.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что у уполномоченного органа имелись основания для принятия отрицательного решения по заявлению Нарбекова И.Х., которое не противоречит Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону N 74-ФЗ, Федеральному закону N 101-ФЗ и не нарушает права и законные интересы Предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Республики Мордовия законно и обоснованно отказал Нарбекову И.Х. в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено
Апелляционная жалоба Предпринимателя признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными, не усматривает и суд апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.04.2015 по делу N А39-4051/2014 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.04.2015 по делу N А39-4051/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Нарбекова Исмаила Хамзеевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-4051/2014
Истец: Ип Глава Крестьянского Нарбеков
Ответчик: Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия
Третье лицо: к/у Рыбкин, ООО ""Эко Лайф- Чистая Жизнь!, ООО "Эко Л", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия