город Москва |
|
11 августа 2015 г. |
Дело N А40-74966/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.08.2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 11.08.2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я., судей Панкратовой Н.И., Кузнецовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Тарновским Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства города Москвы и Департамента городского имущества города Москвы,на решение Арбитражного суда г. Москвы от "17" апреля 2015 г.
по делу N А40-74966/14, принятое судьей Ю.Б. Павлюком,
по иску ООО ТД "Центральный" (ОГРН 1025202391389)
к ФГБУ "ФКП Росреестра"
третьи лица - 1) Правительство Москвы, 2) ДГИГМ,
3) Управление Росреестра по Москве, 4) УФНС по г. Москве
об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Полякова Ю.Ю. по доверенности от 03.08.2015;
Полковников Р.М. по доверенности от 03.08.2015;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: от 4-го Французова В.Н. по доверенности от 22.06.2015;
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Центральный" (далее - ООО "ТД "Центральный") обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Москве с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, Смольная, д. 24а, кадастровый номер 77:09:0001010:3839 равной рыночной стоимости в размере 71 086 000 руб. по состоянию на 01.01.2013, кадастровый номер 77:09:0001010:3844 равной рыночной стоимости в размере 69 793 000 руб. по состоянию на 01.01.2013, кадастровый номер 77:09:0001010:3845 равной рыночной стоимости в размере 70 244 000 руб. по состоянию на 01.01.2013, кадастровый номер 77:09:0001010:3846 равной рыночной стоимости в размере 67 904 000 руб. по состоянию на 01.01.2013, кадастровый номер 77:09:0001010:3848 равной рыночной стоимости в размере 67 947 000 руб. по состоянию на 01.01.2013, кадастровый номер 77:09:0001010:3852 равной рыночной стоимости в размере 68 767 000 руб. по состоянию на 01.01.2013, кадастровый номер 77:09:0001010:3853 равной рыночной стоимости в размере 70 419 000 руб. по состоянию на 01.01.2013, кадастровый номер 77:09:0001010:3854 равной рыночной стоимости в размере 68 704 000 руб. по состоянию на 01.01.2013, кадастровый номер 77:09:0001010:3855 равной рыночной стоимости в размере 68 198 000 руб. по состоянию на 01.01.2013, кадастровый номер 77:09:0001010:3856 равной рыночной стоимости в размере 68 395 000 руб. по состоянию на 01.01.2013, кадастровый номер 77:09:0001010:3849 равной рыночной стоимости в размере 105 417 000 руб. по состоянию на 01.01.2013.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.04.2015 г. исковые требования истца удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы заявители ссылаются на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель истца в судебном заседании заявил согласие с принятым решением, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Департамента городского имущества города Москвы полностью поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Управления Росреестра по Москве вопрос оставил на усмотрение суда. ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы и другие третьи лица в судебное заседание апелляционного суда не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, ООО "Торговый дом "Центральный" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:09:0001010:3839, 77:09:0001010:3844, 77:09:0001010:3845, 77:09:0001010:3846, 77:09:0001010:3848, 77:09:0001010:3849, 77:09:0001010:3852, 77:09:0001010:3853, 77:09:0001010:3854, 77:09:0001010:3855, 77:09:0001010:3856, расположенных в нежилом здании с кадастровым номером 77:09:0001010:1081 по адресу: 125445, г.Москва, р-н Ховрино, ул. Смольная, д.24а, площадью 23676,4 кв.м.
В начале 2013 г. была проведена государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства. Заказчиком работ по определению кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве являлся Департамент городского имущества города Москвы.
В результате проведенной оценки Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов строительства в городе Москве" утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в г. Москве, в том числе утверждена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N 77:09:0001010:1081, в котором располагаются нежилые помещения, принадлежащие истцу.
В Приложении к данному Постановлению указываются средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровых кварталов на территории г. Москвы. Данное нежилое здание находится в кадастровом квартале 77:09:0001010, для которого средний показатель кадастровой стоимости за 1 кв.м нежилого помещения составляет 59952,05 руб.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП "Об определении перечня объектов имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 г." объект недвижимости включен в перечень объектов недвижимого имущества.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по запросу истца предоставлена информация о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Согласно кадастровых справок о кадастровой стоимости нежилых помещений их стоимость определена: 77:09:0001010:3849 - 195 582 884,00 руб.; 77:09:0001010:3839-127 937 676,00 руб.; 77:09:0001010:3855-121 783 998,22 руб.; 77:09:0001010:3845-126 139 082,68 руб.; 77:09:0001010:3844-125 177 570,52 руб.; 77:09:0001010:3848-121 252 338,55 руб.; 77:09:0001010:3853-126 512 375,63 руб.; 77:09:0001010:3854-122 858 629,45 руб.; 77:09:0001010:3856-122 202 538,80 руб.; 77:09:0001010:3852-122 994 372,34 руб.; 77:09:0001010:3846-121 161 843,29 руб.
Считая, что кадастровая стоимость недвижимого имущества, внесенная в ФГБУ "ФКП Росреестра", превышает его рыночную стоимость, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Для уточнения рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2013 истец обратился к независимому оценщику - ООО "Московская экспертиза независимая" (ООО "МЭН").
По результатам проведенной ООО "МЭН" оценки оценщиком Савельевым Владиславом Викторовичем, являющимся членом Некоммерческого партнерства СРО "Деловой союз оценщиков" (реестровый номер оценщика 695) был подготовлен отчет N 465010-Н, дата оценки - 01.01.2013, согласно которого рыночная стоимость нежилых помещений составила: 77:09:0001010:3849 - 105 417 000 руб., 77:09:0001010:3839 - 71 086 000 руб., 77:09:0001010:3855 - 68 198 000 руб., 77:09:0001010:3845 - 70 244 000 руб., 77:09:0001010:3844 - 69 793 000 руб., 77:09:0001010:3848 - 67 947 000 руб., 77:09:0001010:3853 - 70 419 000 руб., 77:09:0001010:3854 - 68 704 000 руб., 77:09:0001010:3856 - 68 395 000 руб., 77:09:0001010:3852 - 68 767 000 руб., 77:09:0001010:3846 - 67 904 000 руб., что, по мнению истца, является обоснованным.
Положительным экспертным заключением от 28.04.2014 N 575/04/14, подготовленным членом Экспертного совета Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой союз оценщиков" подтверждены выводы, установленные оценщиком в отчете. Также подтверждено, что отчет, выполненный оценщиком ООО "МЭН" соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N135 - ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков и иных объектов недвижимости, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Требования истца по настоящему спору направлены на установление рыночной стоимости нежилых помещений, которая после ее установления будет внесена в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости данных объектов. При таких обстоятельствах, суд рассматривает заявленные требования в соответствии с порядком, установленным для рассмотрения дел в исковом производстве, с учетом установленного статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) порядка распределения между лицами, участвующими в деле, бремени доказывания обстоятельств, на которые они ссылаются.
Наличие существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, установленной в отчете об оценке, обусловлено тем, что при определении кадастровой стоимости применяется метод массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного земельного участка. Такое расхождение не может служить безусловным основанием для непринятия экспертного заключения.
Как указано Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в названном Постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Учитывая изложенное, принимая во внимание то, что кадастровая стоимость названного нежилого здания, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы ООО "Торговый дом "Центральный", суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований истца об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Москва, Смольная, д. 24а, кадастровый номер 77:09:0001010:3839 равной рыночной стоимости в размере 71 086 000 руб. по состоянию на 01.01.2013, кадастровый номер 77:09:0001010:3844 равной рыночной стоимости в размере 69 793 000 руб. по состоянию на 01.01.2013, кадастровый номер 77:09:0001010:3845 равной рыночной стоимости в размере 70 244 000 руб. по состоянию на 01.01.2013, кадастровый номер 77:09:0001010:3846 равной рыночной стоимости в размере 67 904 000 руб. по состоянию на 01.01.2013, кадастровый номер 77:09:0001010:3848 равной рыночной стоимости в размере 67 947 000 руб. по состоянию на 01.01.2013, кадастровый номер 77:09:0001010:3852 равной рыночной стоимости в размере 68 767 000 руб. по состоянию на 01.01.2013, кадастровый номер 77:09:0001010:3853 равной рыночной стоимости в размере 70 419 000 руб. по состоянию на 01.01.2013, кадастровый номер 77:09:0001010:3854 равной рыночной стоимости в размере 68 704 000 руб. по состоянию на 01.01.2013, кадастровый номер 77:09:0001010:3855 равной рыночной стоимости в размере 68 198 000 руб. по состоянию на 01.01.2013, кадастровый номер 77:09:0001010:3856 равной рыночной стоимости в размере 68 395 000 руб. по состоянию на 01.01.2013, кадастровый номер 77:09:0001010:3849 равной рыночной стоимости в размере 105 417 000 руб. по состоянию на 01.01.2013.
В ст.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 221-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. Соответствующие полномочия на основании Приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 переданы ФГБУ "ФКП Росреестр".
Судебная коллегия отмечает, что истец, обращаясь в судебном порядке за установлением кадастровой стоимости в размере рыночной, самостоятельно выбрало способ защиты своего права, поскольку обязательный досудебный порядок урегулирования спора посредством обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на момент обращения в суд первой инстанции действующим законодательством еще не был предусмотрен.
Судом не установлены обстоятельства недостоверности вышеназванного отчета либо несоответствия его требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Выводы, содержащиеся в отчете, не были опровергнуты лицами, участвующими в деле. Доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка ответчиками не представлено, В связи с чем, доводы апелляционной жалобы не принимаются в качестве основания для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из изложенного, из совокупности представленных по делу доказательств решение суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела и закону и оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не находит, решение изменению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266-268, 271, п. 1 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "17" апреля 2015 г. по делу N А40-74966/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я. Сумарокова |
Судьи |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-74966/2014
Истец: ООО ТД "Центральный"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы, ИФНС по г. Москве, Правительство города Москвы, Управление Росреестра по г. Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, УФНС России по г. Москве