Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2015 г. N 11АП-9503/15
город Самара |
|
11 августа 2015 г. |
Дело N А72-13898/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Туркина К.К.,
судей Балашевой В.Т., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бикташевой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Заволжское Предприятие Промышленного Железнодорожного транспорта" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 марта 2015 года по делу N А72-13898/2014 (судья Крамаренко Т.М.)
по иску закрытого акционерного общества "Заволжское Предприятие Промышленного Железнодорожного транспорта", г.Ульяновск, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", г.Москва, об урегулировании разногласий по договору,
с участием:
от истца - представитель Демина Т.В. (доверенность от 20.07.2015),
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Заволжское Предприятие Промышленного Железнодорожного транспорта" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" о понуждении к заключению договора на эксплуатацию пути необщего пользования ЗАО "Заволжское ППЖТ" при станции Верхняя Терраса Куйбышевской железной дороги.
Определением от 09.09.2014 года Арбитражный суд Самарской области определил передать дело N А55-16927/2014 по подсудности в Арбитражный суд Ульяновской области в соответствии со ст.39 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.10.2014 дело принято к производству Арбитражного суда Ульяновской области.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.01.2015 суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении предмета исковых требований - иск об урегулировании разногласий при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Заволжское ППЖТ" при станции Верхняя Терраса Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.02.2015 суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований; истец просил принять пункты 6, 10, 11, 18.2 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Заволжское ППЖТ" при станции Верхняя Терраса Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в редакции ЗАО "Заволжское ППЖТ".
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца уточнял редакцию пунктов 6, 11 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Заволжское ППЖТ" при станции Верхняя Терраса Куйбышевской железной дороги -филиала ОАО "РЖД"; просил принять указанные пункты договора в редакции ЗАО "Заволжское ППЖТ".
Протокольным определением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.03.2015 года суд удовлетворил заявленное ходатайство в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением суда первой инстанции от 11 марта 2015 года принят п. 6 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Заволжское ППЖТ" при станции Верхняя Терраса Куйбышевской железной дороги в следующей редакции: "Уведомление о подаче вагонов передается круглосуточно по телефонам (8422) 52-48-09, 26-35-12 старшим приемосдатчиком груза и багажа станции Верхняя Терраса дежурному по станции Промышленная ЗАО "Заволжское ППЖТ" не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов, с последующей записью в книгу уведомлений.
Уведомление о готовности вагонов к уборке со станции Промышленная ЗАО "Заволжское ППЖТ" передается дежурным по станции Промышленная по телефонам (8422) 52-17-52, 78-47-60 старшему приемосдатчику станции Верхняя Терраса с последующим письменным подтверждением.
На ответственных лиц за прием-сдачу вагонов, за прием уведомлений, за подписание ведомостей подачи-уборки вагонов, натурных листов и памяток приемосдатчика стороны обмениваются доверенностями. В случае окончания срока действия доверенностей на данных лиц, либо изменения ответственных лиц, стороны своевременно предоставляют друг другу доверенности на новый срок".
Принят п. 10 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Заволжское ППЖТ" при станции Верхняя Терраса Куйбышевской железной дороги в редакции ответчика:
"Порядок подачи (выхода) локомотивов Перевозчика на железнодорожные пути необщего пользования Владельца осуществляется согласно Порядка, установленного Владельцем, в соответствии с пунктом 2 Приложения N 8 к Правилам эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26".
Принят п. 11 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Заволжское ППЖТ" при станции Верхняя Терраса Куйбышевской железной дороги в редакции истца:
"При уборке вагонов локомотивом Владельца готовые к уборке вагоны со станции Промышленная Владелец убирает, а Дорога должна принять не позднее чем через 2 часа после передачи уведомления о предстоящей уборке вагонов.
Время с момента приема локомотива Владельца на пути общего пользования Дороги до его отправления не должно превышать 1,5 часа. В исключительных случаях указанный период времени продляется на все время выполнения неотложных работ, связанных с ремонтом пути, стрелочных переводов, подвижного состава, устранением и ликвидацией последствий аварий (технических неисправностей), графиком движения поездов, иных форс-мажорных обстоятельств, связанных с поездной работой на станции, возникших на путях общего пользования станции Верхняя Терраса и препятствующих отправке локомотива, о чем Перевозчик обязуется незамедлительно уведомить уполномоченного представителя Владельца по телефонам, указанным в п. 6 настоящего договора".
Принят п. 18.2 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Заволжское ППЖТ" при станции Верхняя Терраса Куйбышевской железной дороги в редакции ответчика:
"Плату за пользование вагонами, контейнерами, установленную Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и "Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" (Тарифное руководство N 2)".
С открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу закрытого акционерного общества "Заволжское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" взыскана государственная пошлина в размере 4 000 (четыре тысячи) руб. 00 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, закрытое акционерное общество "Заволжское Предприятие Промышленного Железнодорожного транспорта" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 марта 2015 года в части пункта 18.2 договора на эксплуатацию пути не общего пользования и принять пункт 18.2 в новой редакции.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что принятое решение в части пункта 18.2 договора на эксплуатацию пути всеобщего пользования ЗАО "Заволжское ПЖРТ" в редакции ответчика: "Плату за пользование вагонами, контейнерами, установленную Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации" и "Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" считает незаконным и необоснованным. Заявитель указывает на то, что ФЗ от 31.12.2014 N 503-ФЗ урегулировал в ст. 39 УЖД новый вид платы - плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, которая не охватывается пунктом 18.2. договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Заволжское ПЖРТ". Между тем, как указывает заявитель, существенные разногласия между истцом и ответчиком по пункту 18.2 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования не разрешены.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечил.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии ответчика.
В судебном заседании представитель заявителя жалобы поддержал жалобу по доводам в ней изложенным, пояснил что решение обжалуется только в части принятия п. 18.2 в указанной судом формулировке.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждается, что закрытому акционерному обществу "Заволжское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" принадлежат железнодорожные пути необщего пользования, расположенные в Заволжском районе г.Ульяновска, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и актами о передаче имущества, а также следует из технических паспортов (т.3 л.д.17-43).
Данные пути примыкают к станции Верхняя Терраса Куйбышевской железной дороги, принадлежащие Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и техническим паспортом (т.3 л.д.79-96).
В настоящее время отношения сторон по эксплуатации пути необщего пользования ЗАО "Заволжское ППЖТ" при станции Верхняя Терраса Куйбышевской железной дороги урегулированы договором N 5/98 от 01.07.2009 года, принятым в редакции решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-15938/2009 (т. 2 л.д. 17-45).
Из искового заявления следует, что в связи с окончанием срока его действия ЗАО "Заволжское ППЖТ" направило в адрес ОАО "РЖД" проект договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Верхняя терраса Куйбышевской железной дороги (исх. 139 от 02.06.2014 года) (т. 3 л.д. 44-51).
Указав, что ответчик уклонился от заключения данного договора, истец обратился в суд с требованием о понуждении ОАО "РЖД" заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Верхняя терраса Куйбышевской железной дороги в предложенной истцом редакции, которая нашла отражение в тексте искового заявления.
В ходе рассмотрения спора ответчик представил в суд протокол разногласий к указанному договору (т. 2 л.д. 74-78), а также протокол согласования разногласий (т. 2 л.д. 127-142).
С учетом изложенного, истец уточнил предмет спора, просил урегулировать разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Заволжское ППЖТ" при станции Верхняя Терраса Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" и принять пункты 6, 10, 11, 18.2 договора в редакции истца.
В соответствии ст. 160 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего его содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Двусторонние/многосторонние сделки могут совершаться способами, установленными п. 2 и п. 3 ст. 434 ГК РФ.
В силу ч. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно статье 64 УЖТ РФ взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами указанных договоров.
При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (в редакции Постановления Пленума ВАС РФ от 01.07.2010 N 37), заключение данного договора обязательно как для перевозчика, который является владельцем инфраструктуры, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя). В случае если перевозчик и владелец железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправитель (грузополучатель) не пришли к соглашению по отдельным пунктам указанных договоров, заявления о рассмотрении таких разногласий принимаются без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда.
До передачи спора на разрешение арбитражного суда перевозчик совместно с владельцем (пользователем) железнодорожного пути необщего пользования или грузоотправителем (грузополучателем) принимает меры к урегулированию возникших разногласий. Сроки, в течение которых оставшиеся неурегулированными разногласия по упомянутым договорам могут быть переданы на рассмотрение арбитражного суда, Уставом не предусмотрены.
Статьей 58 УЖТ РФ предусмотрено, что договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В рамках рассматриваемого преддоговорного спора истец просит принять п. 6 договора в следующей редакции:
"Уведомление о подаче вагонов передается круглосуточно по телефонам (8422) 52-48-09, 26-35-12 старшим приемосдатчиком груза и багажа станции Верхняя Терраса дежурному по станции Промышленная ЗАО "Заволжское ППЖТ" не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов, с последующей записью в книгу уведомлений и последующим письменным подтверждением.
Уведомление о готовности вагонов к уборке со станции Промышленная ЗАО "Заволжское ППЖТ" передается дежурным по станции Промышленная по телефонам (8422) 52-17-52, 78-47-60 старшему приемосдатчику станции Верхняя Терраса с последующим письменным подтверждением.
На ответственных лиц за прием-сдачу вагонов, за прием уведомлений, за подписание ведомостей подачи-уборки вагонов, натурных листов и памяток приемосдатчика стороны обмениваются доверенностями. В случае окончания срока действия доверенностей на данных лиц, либо изменения ответственных лиц, стороны своевременно предоставляют друг другу доверенности на новый срок".
Ответчик с редакцией истца не согласился, просил исключить в тексте первого абзаца слова "..или последующим письменным подтверждением" (т. 3 л.д. 73), в остальной части возражений не заявил.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В абзаце 1 статьи 20 УЖТ РФ указано, что о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку перевозчик уведомляет грузоотправителей не позднее чем за два часа до такой подачи.
В соответствии со ст. 34 УЖТ РФ и п. 3.5. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее -Правила эксплуатации N 26), о времени подачи вагонов, контейнеров перевозчик уведомляет владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов. Владелец, пользователь или контрагент железнодорожного пути необщего пользования обязан назначить своих представителей, ответственных за прием уведомлений, и письменно сообщить перевозчику их фамилии и номера телефонов.
В соответствии с пунктом 3.4 Правил эксплуатации N 26, подача и уборка вагонов на (с) железнодорожный путь необщего пользования производятся по уведомлению перевозчиком владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования в зависимости от того, с кем заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов.
В соответствии с пунктом 4 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 28 о времени подачи грузоотправителю вагонов под погрузку перевозчик уведомляет грузоотправителя не позднее чем за два часа до подачи с одновременной регистрацией такого уведомления в книге уведомлений о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, в том числе в порядке сдвоенных операций.
Руководствуясь положениями статьи 20 УЖТ РФ, пункта 4 Правил приема грузов к перевозке N 28, пункта 3.5 Правил эксплуатации N 26, согласно которым перевозчик обязан уведомлять о времени подачи вагонов не позднее, чем за два часа до подачи с одновременной регистрацией такого уведомления в книге уведомлений формы ГУ-2 или ГУ-2ВЦ, суд приходит к выводу, что подтверждение передачи уведомления владельцу о предстоящей подаче вагонов нормативно не установлено.
Довод истца о том, что пункт 6 договора в его редакции только вносит дополнение, не противоречащие п. 3.5 Правила эксплуатации N 26 и положениям статьи 20 УЖТ РФ, отклоняется, поскольку дополнения, которые истец считает нужным включить в п. 6 договора также должны соответствовать вышеуказанным нормам права.
Суд первой инстанции правомерно, таким образом, принял пункт 6 в следующей редакции: "Уведомление о подаче вагонов передается круглосуточно по телефонам (8422) 52-48-09, 26-35-12 старшим приемосдатчиком груза и багажа станции Верхняя Терраса дежурному по станции Промышленная ЗАО "Заволжское ППЖТ" не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов, с последующей записью в книгу уведомлений.
Уведомление о готовности вагонов к уборке со станции Промышленная ЗАО "Заволжское ППЖТ" передается дежурным по станции Промышленная по телефонам (8422) 52-17-52, 78-47-60 старшему приемосдатчику станции Верхняя Терраса с последующим письменным подтверждением.
На ответственных лиц за прием-сдачу вагонов, за прием уведомлений, за подписание ведомостей подачи-уборки вагонов, натурных листов и памяток приемосдатчика стороны обмениваются доверенностями. В случае окончания срока действия доверенностей на данных лиц, либо изменения ответственных лиц, стороны своевременно предоставляют друг другу доверенности на новый срок".
Фактически в той же редакции судом был принят п. 5 договора N 5/98 от 01.07.2009 года при разрешении дела N А72-15938/2009.
Кроме того, истец просил принять п. 10 договора в следующей редакции: "Подача локомотивов с железнодорожных путей общего пользования Перевозчика на железнодорожные пути необщего пользования Владельца осуществляется при условии выполнения процедуры проверки технической готовности локомотивов и проверки готовности локомотивной бригады (машиниста и помощника машиниста локомотива) Перевозчика к предстоящей работе.
Допуск локомотивов и допуск локомотивной бригады Перевозчика на пути необщего пользования осуществляется перед началом каждой рабочей смены локомотивной бригады дежурным по железнодорожной станции Промышленная пути необщего пользования путем предоставления документов дежурному по станции Промышленная до выезда локомотива Перевозчика на пути необщего пользования Владельца.
Подтверждением допуска или отказа в допуске локомотивов и допуска локомотивной бригады к предстоящей работе на путях общего пользования является отметка в маршруте машиниста. В случае отказа в допуске локомотивов и (или) допуске локомотивной бригады к предстоящей работе в маршруте машиниста указываются мотивированные причины отказа. Порядок учета сведений о допуске или отказе в допуске локомотивов и (или) допуске локомотивной бригады к предстоящей работе устанавливается Владельцем пути необщего пользования.
Допуск локомотивов Перевозчика по техническому состоянию (подтверждение технической готовности), в том числе подтверждение наличия и исправности приборов безопасности, радиосвязи, иного оборудования, осуществляется путем проверки наличия акта технического состояния локомотивов. Акт технического состояния локомотивов составляется владельцем локомотивов не реже одного раза в шесть месяцев. Акт заверяется подписью уполномоченного лица и печатью предприятия -владельца локомотивов, производящего техническое обслуживание или ремонт локомотивов принадлежащих владельцу инфраструктуры общего пользования или предприятия вне зависимости от принадлежности, прошедшего сертификацию производственного процесса технического обслуживания и ремонта локомотивов в соответствующей системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Акт технического состояния локомотивов должен находиться на локомотиве Перевозчика, предъявляемом к подаче (выходу) на железнодорожный путь необщего пользования.
Возможность допуска локомотивной бригады Перевозчика к предстоящей работе устанавливается дежурным по железнодорожной станции Промышленная пути необщего пользования путем проверки наличия надлежащим образом оформленных следующих документов: свидетельства на право машиниста управления локомотивом данного типа; удостоверения на право эксплуатации электроустановок с соответствующей группой допуска; служебного формуляра с заключением машиниста-инструктора локомотивных бригад владельца инфраструктуры или машиниста-инструктора локомотивных бригад владельца локомотива, моторвагонного подвижного состава о допуске к самостоятельной работе машиниста локомотива, моторвагонного подвижного состава на конкретной станции примыкания или участке обслуживания со сведениями о проведении контрольно-инструкторских поездок; технического формуляра; маршрута машиниста с отметкой о прохождении предрейсового медицинского осмотра.
Форма и порядок заполнения служебного формуляра, технического формуляра и маршрута машиниста, а также порядок проведения контрольно-инструкторских поездок устанавливаются Перевозчиком одинаковыми для всех локомотивов.
Перевозчик обеспечивает заблаговременную передачу Владельцу пути необщего пользования именных, заверенных печатью предприятия списков машинистов локомотивов с указанием участков, железнодорожных станций, на которых разрешена их работа, и даты сдачи ими периодических испытаний. Сведения об изменениях указанных списков должны предоставляться при всех изменениях штатов локомотивных бригад или изменениях участков, железнодорожных станций, на которых разрешена работа указанных лиц.
При допуске локомотивной бригады Перевозчика к предстоящей работе, дежурный по железнодорожной станции Промышленная пути необщего пользования Владельца обязан сверить данные документов машиниста, предоставляемые в соответствии с настоящим пунктом, с информацией, представленной в именном списке машинистов.
Владельцем пути необщего пользования предоставляется информация Перевозчику обо всех изменениях, вносимых в нормативно-техническую документацию, на основании которой организуется движение поездов и подача локомотивов состава на пути необщего пользования Владельца.
Сведения о режиме вождения поезда (режимные карты), выписки из техническо-распорядительных актов железнодорожных станций, выписки из приказов владельца пути необщего пользования о допустимых скоростях движения, об установленных весах и длине поездов, действий в нестандартных ситуациях и других местных инструкций владельца железнодорожных путей необщего пользования вносятся уполномоченным лицом владельца локомотива (локомотивов) (Перевозчиком) в технический формуляр.
Уполномоченное лицо владельца локомотива (локомотивов) (Перевозчик) обязано также отражать в техническом формуляре изменения, вносимые в нормативно-техническую документацию, на основании которой организуется движение поездов и подача локомотивов на пути необщего пользования Владельца.
Уполномоченное лицо владельца локомотива (локомотивов) (Перевозчик) обязано инструктировать локомотивные бригады перед началом работы обо всех изменениях, вносимых в нормативно-техническую документацию, на основании которой организуется движение поездов и подача локомотивов на пути необщего пользования Владельца.
Владелец локомотива (локомотивов) (Перевозчик) по запросу Владельца пути необщего пользования обязан предоставлять копии маршрутов машиниста, информацию о произведенной по участкам тонно-километровой работе на пути необщего пользования, а также замечаниях о работе технических средств владельца пути необщего пользования и иные документы, необходимые для проведения служебного расследования транспортных происшествий.
После проведения процедуры допуска локомотивов и допуска локомотивной бригады Перевозчика к предстоящей работе осуществляется подача (выход) локомотивов на путь необщего пользования Владельца.
При подаче (выходе) локомотивов Перевозчика на железнодорожный путь необщего пользования Владельца, должны соблюдаться следующие условия:
1) локомотивы по конструкции, сроку службы, проведению плановых видов ремонта и техническому состоянию должны удовлетворять требованиям, установленным нормативными правовыми и нормативно-техническими актами в области железнодорожного транспорта национальными стандартами, техническими условиями завода-изготовителя;
локомотивы должны быть зарегистрированы и иметь номер, присвоенный в установленном законом порядке;
локомотивы должны быть оборудованы в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ),
а также:
радиосвязью, работающей в одном частотном диапазоне с владельцем пути необщего пользования;
автоматической локомотивной сигнализацией или другими устройствами безопасности, используемыми для соответствующего участка железнодорожных путей общего пользования владельцем инфраструктуры;
системой пожарной сигнализации и средствами пожаротушения по типу, количеству и нормам, установленным заводом-изготовителем;
При соблюдении вышеуказанных требований курсирование локомотивов по железнодорожному пути необщего пользования осуществляется без ограничений по полигону курсирования, а также без иных ограничений, за исключением случаев, при которых такие ограничения устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации;
Локомотивная бригада локомотива Перевозчика, предъявляемого к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, состоит из двух человек: машинист и помощник машиниста.
Машинист и помощник машиниста локомотива должны: пройти профессиональное обучение в учебных учреждениях, имеющих лицензию на соответствующий вид деятельности; пройти профессиональный отбор в соответствии с Приказом МПС России от 11.11.97 г. N 23Ц "О порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования и присвоения класса квалификации машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава"; выдержать испытания и в последующем периодически (1 раз в 5 лет) проходить проверку знаний в комиссии, назначенной приказом Владельца, местных инструкций и других нормативно-технических актов владельца железнодорожного пути необщего пользования, на основании которых организуется движение поездов и подача локомотивов на железнодорожный путь необщего пользования; проходить медицинские осмотры в соответствии с Положением о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденным Приказом МПС России от 29.03.99г. N 6Ц, Инструкцией МПС России от 01.09.98 г. NЦУВС-552 "О порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад",
Машинист и помощник машиниста локомотива при управлении локомотивом на железнодорожном пути необщего пользования обязаны выполнять указания и приказы дежурного по станции или иного уполномоченного лица Владельца железнодорожных путей необщего пользования в порядке, действующем на железнодорожных пути необщего пользования".
Ответчик с редакцией истца не согласен, просил утвердить п. 10 договора в следующей редакции (т. 3 л.д. 73):
"Порядок подачи (выхода) локомотивов Перевозчика на железнодорожные пути необщего пользования Владельца осуществляется согласно Порядка, установленного Владельцем, в соответствии с пунктом 2 Приложения N 8 к Правилам эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26".
При урегулировании данного пункта договора суд приходит к следующему.
Приложение N 8 Правил эксплуатации N 26 определяет порядок подачи (выхода) локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования (п. 2):
1) особенности подачи (выход) локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования устанавливаются в договорах, заключаемых с владельцем пути необщего пользования;
2) при подаче (выходе) локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава на пути необщего пользования техническое состояние локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава и готовность локомотивной бригады к предстоящей работе на путях необщего пользования проверяется в порядке, устанавливаемом владельцем пути необщего пользования. При этом требования данного порядка не должны превышать требования, установленные пунктами 1 и 3 настоящего Порядка;
3) порядок проверки технического состояния локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава и готовности локомотивной бригады к работе на пути необщего пользования представляется владельцем пути необщего пользования владельцу инфраструктуры (на железнодорожную станцию примыкания железнодорожного пути необщего пользования), а также всем другим заинтересованным лицам.
Таким образом, законодатель установил, что в договорах, заключаемых с владельцем пути необщего пользования, могут быть установлены особенности подачи локомотивов с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования.
Предложенный истцом как владельцем путей необщего пользования порядок подачи локомотивов с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования каких-либо особенностей не устанавливает.
Из пояснений истца следует, что используя закрепленный ст. 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации принцип равенства участников гражданских отношений, ЗАО "Заволжское ППЖТ" желает аналогичным образом контролировать порядок подачи (выхода) локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования, как это делает ОАО "РЖД" при подаче (выходе) локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования.
Ответчик, в целом не оспаривая предложенный истцом порядок подачи (выхода) локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования, указал, что договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования не должен содержать положения, в которых подробно расписывается вся процедура организации движения на железнодорожном подъездном пути. Непосредственно порядок обслуживания и организации движения определены в Инструкции, подписанной сторонами в 2011 году. При этом указанная Инструкция также не содержит требований, содержащихся в п. 10 договора, редакция которого предложена истцом.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения подп. 2 п. 2 Приложения N 8 к Приказу Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, оснований для изложения п. 10 договора в редакции истца нет.
В п. 25 договора, не являющимся спорным, стороны согласовали, что по вопросам, не предусмотренными настоящим договором, стороны руководствуются Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и другими нормативными актами Российской Федерации.
При урегулировании п. 8 договора N 5/98 от 01.07.2009 года при разрешении дела N А72-15938/2009 суды пришли к аналогичному выводу.
Таким образом, суд считает нормативно обоснованным принятие п. 10 договора в редакции ответчика:
"Порядок подачи (выхода) локомотивов Перевозчика на железнодорожные пути необщего пользования Владельца осуществляется согласно Порядка, установленного Владельцем, в соответствии с пунктом 2 Приложения N 8 к Правилам эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26".
Кроме того, истец просил принять п. 11 договора в следующей редакции: "При уборке вагонов локомотивом Владельца готовые к уборке вагоны со станции Промышленная Владелец убирает, а Дорога должна принять не позднее чем через 2 часа после передачи уведомления о предстоящей уборке вагонов.
Время с момента приема локомотива Владельца на пути общего пользования Дороги до его отправления не должно превышать 1,5 часа. В исключительных случаях указанный период времени продляется на все время выполнения неотложных работ, связанных с ремонтом пути, стрелочных переводов, подвижного состава, устранением и ликвидацией последствий аварий (технических неисправностей), графиком движения поездов, иных форс-мажорных обстоятельств, связанных с поездной работой на станции, возникших на путях общего пользования станции Верхняя Терраса и препятствующих отправке локомотива, о чем Перевозчик обязуется незамедлительно уведомить уполномоченного представителя Владельца по телефонам, указанным в п. 6 настоящего договора".
Ответчик не возражал против изложения п. 11 договора в предложенной истцом редакции (аудиопротокол от 05.03.2015 года).
Кроме того, истец просил принять п. 18.2 договора в следующей редакции: "Плату за пользование принадлежащими перевозчику вагонами, контейнерами, установленную Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации" и "Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" (Тарифное руководство N 2) в случаях, когда Владелец является грузоотправителем или грузополучателем".
Ответчик просил принять указанный пункт договора в следующей редакции: "Плату за пользование вагонами, контейнерами, установленную Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и "Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" (Тарифное руководство N 2).
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
Противоречия сторон состоят в следующем.
Фактически истец добавляет редакцию ответчика словами "...в случаях, когда Владелец является грузоотправителем или грузополучателем".
Суд апелляционной инстанции не может принять доводы заявителя жалобы ввиду следующего.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" внесены изменения в том числе в п. 39 УЖД.
Согласно ст. 39 УЖД действующей редакции, "за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов."
Статья 39 УЖД (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ) "за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
За время задержки принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.".
Изменения, внесенные Федеральным законом от 31.12.2014 N 503-ФЗ, вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru -31.12.2014).
Соответственно, внесенные в п. 39 УЖД изменения вступили в законную силу с 01.04.2015 года.
Исходя из взаимосвязанных положений приведенных норм и принимая во внимание наличие между сторонами преддоговорного спора, в случае, если возникшие у сторон при заключении договора разногласия урегулированы решением суда, такой договор считается заключенным с момента вступления в законную силу решения суда (указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 4408/11 по делу N А68-6859/10).
Данный вывод не противоречит части 3 статьи 433 ГК РФ и согласуется с позицией законодателя, указанной в части 3 статьи 453 ГК РФ, согласно которой при изменении или расторжении договора в судебном порядке обязательства считаются измененными или прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
В соответствии со ст. 180 АПК РФ решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Таким образом, на момент вступления в силу настоящего судебного акта суда п. 39 УЖД действует в новой редакции.
При изложенных обстоятельствах изложение п. 18.2 договора в редакции ответчика, уточненной в ходе судебного заседания, является правомерной.
Соответственно, п. 18.2 договора судом первой инстанции обоснованно принят с следующей редакции: "Плату за пользование вагонами, контейнерами, установленную Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и "Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" (Тарифное руководство N 2).
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения.
В соответствии с ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 марта 2015 года по делу А72-13898/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Заволжское Предприятие Промышленного Железнодорожного транспорта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
К.К. Туркин |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-13898/2014
Истец: АО "Заволжское Предприятие Промышленного Железнодорожного Транспорта", ЗАО "Заволжское предприятие промышленного железнодорожного транспорта"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице Куйбышевской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", ОАО Российские железные дороги