г. Вологда |
|
11 августа 2015 г. |
Дело N А05-3118/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 августа 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Козловой С.В., судей Виноградова О.Н. и Шумиловой Л.Ф.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Малиновой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Двина" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 июня 2015 года по делу N А05-3118/2015 (судья Крылов В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Двина" (местонахождение: 163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 68, корп. 1; ОГРН 1092901006110; ИНН 2901193577; далее - Общество), ссылаясь на статьи 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Спецавтохозяйство по уборке города" муниципального образования "Город Архангельск" (местонахождение: 163002, г. Архангельск, ул. Павла Усова, д. 12, корп. 2; ОГРН 1022900531983; ИНН 2901012245; далее - Предприятие) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 26.09.2014 N 8766/ПК.
Решением от 02.06.2015 суд урегулировал возникшие разногласия, изложив:
- пункт 3.4.1 в следующей редакции: "До 10-го числа месяца, следующего за расчетным, "Исполнитель" предоставляет "Заказчику" счет-фактуру с приложением акта выполненных работ, а до 18 числа "Заказчик" обязуется полностью оплатить оказанные услуги";
- пункт 3.4.2: "Исполнитель принимает от "Заказчика" обоснованные заявления для перерасчета оказанных услуг в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным. После 15 числа месяца, следующего за расчетным, заявления на перерасчет стоимости услуг "Исполнителем" не принимаются и перерасчет стоимости услуг не производится";
- пункт 4.2.1: "В случае оказания Заказчиком услуг по сбору, накоплению и транспортировке отходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при подписании настоящего договора предоставить "Исполнителю" действующий лимит на размещения отходов или отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, образующиеся в результате хозяйственной деятельности, паспорт опасности на каждый вид отхода, подтверждающий присвоение данному виду отхода 4 класса опасности. При отсутствии перечисленных документов Исполнитель вправе приравнять отходы Заказчика утилизированные (захороненные) на полигоне ТБО к отходам, соответствующим 4 классу опасности исходя из хозяйственной деятельности ответчика";
- пункт 4.2.3: "Подписать и направить в адрес Исполнителя Акт выполненных работ в течение 3 рабочих дней с момента его получения. В случае не предоставления акта выполненных работ в течение 20 дней после расчетного месяца, услуги считаются принятыми в полном объеме";
- пункт 4.2.6: "В случае оказания Заказчиком услуг по сбору, накоплению и транспортировке отходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, Заказчик обязан по запросу Исполнителя предоставить соответствующие документы, предусмотренные п. 4.2.1 договора по каждому контрагенту";
- абзац 5 пункта 4.4.1 в следующей редакции: "Не предоставления Заказчиком документов, предусмотренных п. 4.2.1 настоящего Договора";
- пункт 5.1: "Право собственности на отходы принадлежит собственниками и пользователям помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении Заказчика. Условия договора не подразумевают (прямо или косвенно) передачу Исполнителю права собственности на отходы, подлежащие захоронению (утилизации). Плата за негативное воздействие на окружающую среду производится в порядке, установленном действующим законодательством, и в стоимость услуги не включена";
- пункт 6.3: "Настоящий договор может быть расторгнут по соглашению сторон или в одностороннем порядке в случаях, установленных законодательством Российской Федерации";
- пункт 7: "Договор составлен в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых находится у Исполнителя, другой у Заказчика. Неотъемлемой частью договора являются: Приложение 1 Акт передачи пластиковых карт, Приложение 2 Спецификация отходов";
- пункт 1 приложения 1 в следующей редакции: "Удостоверяем, что в соответствии с пунктом 3.2 договора в целях учета поступления отходов Общества, проходящих через пункт весового контроля и количества поступивших отходов, представителю Заказчика переданы следующие пластиковые карты";
- строки 1 - 7 графы 2 приложения 1 в следующей редакции: "Потребитель, приравненный к населению";
- исключил абзац четвертый пункта 4.4.1 договора;
- принял приложение 2 к договору от 26.09.2014 N 8766/ПК "Спецификация отходов" в редакции Предприятия.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом в части изложения пунктов 4.2.1, 4.2.6, абзаца пятого пункта 4.4.1, приложения 2 к договору от 26.09.2014 N 8766/ПК не согласилось, в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просило решение в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, требования к Обществу об оформлении паспортов на отходы и лимитов, образуемых жильцами многоквартирных домов, а также индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые занимают нежилые помещения в домах под управлением истца, незаконны. Указывает, что паспорта и лимиты на отходы, которые образовались в результате деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, должны быть ими и оформлены.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте разбирательства дела, в суд не явились, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом ответчик не заявил соответствующих возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из дела и установлено судом первой инстанции, Общество (заказчик) и Предприятие (исполнитель) при заключении договора N 8766/ПК на оказание услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов (производства и потребления, а также медицинских отходов класса А), по условиям которого исполнитель принял на себя обязательство оказывать заказчику услуги по утилизации (захоронению твердых бытовых отходов (далее - ТБО) (производства и потребления, а также медицинских отходов класса А) 4 - 5 класса опасности на полигоне ТБО, расположенном по адресу: г. Архангельск, Окружное шоссе, в 15 зоне градостроительной ценности, а заказчик обязался оплатить оказанные услуги в размере и сроки, установленные договором, не пришли к соглашению по ряду его условий, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными частично.
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с принятым решением в обжалуемой части.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 ГК РФ и не является исчерпывающим.
В статье 421 ГК РФ сформулирован принцип свободы договора: граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ). Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (абзац второй пункта 1 статьи 421 ГК РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 этого Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В настоящем деле разногласия сторон, в том числе сводятся к разрешению вопроса о наличии у истца обязанности в случае оказания им услуг по сбору, накоплению и транспортировке отходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставить Предприятию действующий лимит на размещения отходов или отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности названных лиц, паспорт опасности на каждый вид отходов, подтверждающий присвоение данному виду отхода 4 класс опасности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Из подпункта "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), следует, что обеспечение сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов, образующихся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, является составной частью деятельности по содержанию общего имущества, осуществляемой названными в пункте 16 Правил лицами (в зависимости от способа управления многоквартирным домом).
В этих целях и в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения управляющими организациями обустраиваются специальные места (площадки) для накопления (временного складирования) отходов в целях их дальнейшего сбора, обезвреживания, транспортирования, размещения специализированными организациями.
Следовательно, Общество осуществляет деятельность в области обращения с отходами.
Согласно статье 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (пункт 3 указанной статьи).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
При этом индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (пункт 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ).
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, пришел к выводу о наличии именно у Общества, являющегося управляющей организацией, как субъекта деятельности по обращению с отходами обязанности по предоставлению Предприятию, которому заказчик сдает отходы для утилизации, лимита на размещение отходов или отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности, паспорта опасности на каждый вид отходов.
Доводы апелляционной жалобы указанных выводов суда не опровергают.
Ссылка Общества на то, что паспорта и лимиты на отходы, которые образовались в результате деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, должны быть ими и оформлены, несостоятельна, поскольку основана на неправильном понимании подателем жалобы приведенных выше норм Закона N 89-ФЗ.
Таким образом, фактические обстоятельства судом первой инстанции исследованы в полном объеме. С учетом сформулированного предмета иска суд сделал правомерный вывод об отказе в удовлетворении спорных требований.
Иное толкование заявителем положений гражданского законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
В свете изложенного оснований для отмены решения от 02.06.2015 в обжалуемой части не имеется. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не допущено. При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 июня 2015 года по делу N А05-3118/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Двина" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
С.В. Козлова |
Судьи |
О.Н. Виноградов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-3118/2015
Истец: ООО "ДВИНА"
Ответчик: МУП "Спецавтохозяйство по уборке города" муниципального образования "Город Архангельск"