город Ростов-на-Дону |
|
12 августа 2015 г. |
дело N А32-47641/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.05.2015 по делу N А32-47641/2014, принятое судьей Гонзус И.П., по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара к обществу с ограниченной ответственностью "Металлагрострой" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара (далее управление, заявитель) обратилось с требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью "Металлагрострой" (далее общество, ответчик, ООО "Металлагрострой") о взыскании с ответчика 231 рублей штрафа по решению от 06.06.2014 года N 1248.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что сумма штрафа уплачена обществом и находится в бюджете Пенсионного фонда РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что уплата штрафа Гнатченко П.Б. не свидетельствует об уплате штрафа ООО "Металлагрострой" и не может является основанием для отказа в исковых требованиях.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела ООО "Металлагрострой", per. N 033-017-072742, внесено в единый государственный реестр юридических лиц (Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и продолжает свою деятельность по настоящее время). 12.05.2014 года в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Карасунском внутригородском округе города Краснодара страхователь ООО "Металлагрострой" представил индивидуальные сведения о трудовом стаже и начисленных страховых взносах (форма СЗВ-6-2) и описи сведений (форма АДВ-6-2) 2013 год (3-й квартал), что подтверждается протоколом приема сведений индивидуального (персонифицированного) учета от 12.05.2014 г. N 2863/2550893.
Таким образом, ООО "Металлагрострой" не был соблюден установленный Законом срок представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета на каждое работающее у него застрахованное лицо за 3-й квартал 2013 г., что влечет за собой нарушение прав и законных интересов застрахованных лиц.
Управлением 12.05.2014 г. составлен акт N 1248, которые получен представителем общества по доверенности.
В акте управление указало на рассмотрение материалов проверки 06.06.14 в 10-30 час.
Управлением вынесено 06.06.2014 г. решение N 1248 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение норм пенсионного законодательства (отправлено по почте заказным письмом) и требование N 1248 от 30.06.2014 г. (отправлено по почте заказным письмом). Однако до настоящего времени штраф не был уплачен.
Расчет начисления штрафа складывается из суммы начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (страховая и накопительная часть трудовой пенсии) за расчетный период 2013 г. (3-й квартал) умноженное на 5 процентов (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 г.): Расчетный период - 2013 г. (3-й квартал): 4620,00 х 5% = 231,00 руб.
Ответчиком требование добровольно не исполнено, что послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию (далее - Закон N 167-ФЗ).
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
На основании статьи 16 указанного Закона, органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений.
В силу статьи 2 названного Закона, Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
Данным Законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) предусмотренные данным Законом сведения, в том числе: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу или дату заключения договора гражданско-правового характера; дату увольнения или дату прекращения договора гражданско-правового характера; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными приведенным пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ отчетный период - период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В абзаце 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность, применяемая к страхователям, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, установленная абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ ответственность применяется, в том числе, как за представление неполных, так и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
При этом взыскание этих сумм финансовых санкций производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (статья 17 Закона N 27-ФЗ, пункт 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров").
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силу части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
В акте проверки, являющемся итоговым актом такого контроля, обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма законодательства, определяющая конкретный вид правонарушения, диспозицию правонарушающего деяния и соответствующую санкцию. Таким актом, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения, то есть начинается процесс привлечения к ответственности.
Из материалов дела видно, что обществом не был соблюден установленный Законом срок представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета на каждое работающее у него застрахованное лицо за 3-й квартал 2013 г., что влечет за собой нарушение прав и законных интересов застрахованных лиц.
Управлением 06.06.2014 г. было вынесено решение N 1248 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение норм пенсионного законодательства и требование N 1248 от 30.06.2014 г. об уплате штрафа в размере - 231,00 руб.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 18 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Частью 5 статьи 18 ФЗ N 212-ФЗ предусмотрено, что обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи:
1) со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
2) со дня отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда;
3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации);
4) со дня вынесения органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующих страховых взносов.
Обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае:
1) отзыва плательщиком страховых взносов или возврата банком плательщику страховых взносов неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда;
2) отзыва плательщиком страховых взносов - организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) плательщику страховых взносов неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда;
3) возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи плательщику страховых взносов - физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда;
4) неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства;
5) если на день предъявления плательщиком страховых взносов в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты страховых взносов этот плательщик страховых взносов имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного денежного остатка для удовлетворения всех требований (часть 6 статьи 18 ФЗ N 212-ФЗ).
В материалы дела управлением представлен реестр платежей, согласно которому штраф обществом уплачен добровольно (плательщик Гнатченко П.Б.- генеральный директор общества).
Вместе с тем управление в апелляционной жалобе указывает, на то, что уплата штрафа Гнатченко П.Б. не свидетельствует об уплате штрафа ООО "Металлагрострой, поскольку полагает, что обязанность по уплате штрафа исполняется самой организацией.
Данный довод подлежит отклонению по следующим основаниям.
Статьей 5.1. Закона N 212-ФЗ, прямо предусмотрено, что плательщик страховых взносов может участвовать в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Законными представителями плательщика страховых взносов - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (часть 4 статьи 5.1. Закона N 212-ФЗ).
Действия (бездействие) законных представителей плательщика страховых взносов, совершенные в связи с участием этого плательщика страховых взносов в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом, признаются действиями (бездействием) этого плательщика страховых взносов (часть 6 статьи 5.1. Закона N 212-ФЗ).
Из выписки ЕГРЮЛ ООО "Металлагрострой" следует, что согласно учредительным документам Гнатченко П.Б. является генеральным директором общества и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени общества.
Таким образом, уплата Гнатченко П.Б. штрафа в размере - 231,00 руб., свидетельствует об уплате штрафа самой организацией ООО "Металлагрострой".
Довод апелляционной жалобы о том, что со счета плательщика страховых взносов не поступал платеж - штраф за нарушение Федерального закона N 27-ФЗ не доказывает, что общество не осуществляло соответствующий платеж.
Статья 18 Закона N 212-ФЗ не связывает факт признания обязанности плательщика страховых взносов исполненной с тем, в какой форме - будет произведена уплата денежных средств.
Таким образом, представленные в материалы дела документы (реестр платежей) свидетельствует о том, что спорные штраф уплачен директором ООО "Металлагрострой" как законным представителем юридического лица и за счет денежных средств общества, что свидетельствует о целенаправленности действий общества, по исполнению возложенной на него законом обязанности по уплате штрафа.
Следовательно, ООО "Металлагрострой" исполнило возложенную на него обязанность по уплате штрафа в полном объеме.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции учитывал разъяснения, содержащиеся в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", согласно которым государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого; в этом случае уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого, и которые в силу части 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда РФ.
Данные выводы подтверждаются Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.02.2015 по делу N А32-40589/2013.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Таким образом, оспариваемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены судом апелляционной инстанции не установлены
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.05.2015 по делу N А32-47641/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47641/2014
Истец: ГУ УПФ РФ в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасунском внутригородском округе в г. Краснодаре
Ответчик: ООО "МеталлАгроСтрой"
Третье лицо: ООО Металлагрострой