город Ростов-на-Дону |
|
12 августа 2015 г. |
дело N А53-12854/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Юг-Энерго": генеральный директор В.С. Гринчак, приказ от 05.05.2015 N 12, паспорт;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области: специалист-эксперт Сироткин М.А. по доверенности N 47 от 01.10.2014, удостоверение N 11229;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2015 по делу N А53-12854/2015, принятое судьей Чернышевой И.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юг-Энерго" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Юг-Энерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 12.05.2015 N 385/02 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Юг-Энерго" к административной ответственности по стать 9.15 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2015 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил постановление Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 12.05.2015 N 385/02 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Юг-Энерго" к административной ответственности по стать 9.15 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Судебный акт мотивирован тем, что Управление не представило в материалы дела доказательств, объективно и, безусловно свидетельствующих о наличии в действиях общества состава административного правонарушения предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, антимонопольный орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что материалами дела подтверждается факт наличия в действиях общества состава правонарушения, а также отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Юг-Энерго" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 06.02.2015 специалистом Управления проведена проверка информации, опубликованной ООО "Юг-Энерго" на официальном сайте http://best-energy.ru в сети Интернет.
Из акта осмотра официального сайта сетевой организации от 06.02.2015 следует, что обществом не размещена информация, подлежащая раскрытию в соответствии со Стандартами раскрытия информации, а именно:
- о наличии (об, отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, "содержащую сводные данные в разрезе субъектов Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества:
- поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения;
- заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору;
- аннулированных заявок на технологическое присоединение;
- выполненных присоединений и присоединенной мощности;
- о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, включая перечень мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, и порядок выполнения этих мероприятий с указанием ссылок на нормативные правовые акты;
- о возможности подачи заявки на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в сети Интернет, определяемого Правительством Российской Федерации;
- об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию о дате поступления заявки и ее регистрационном номере, о направлении в адрес заявителей подписанного со стороны сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий, о дате заключения договора, о ходе выполнения сетевой организацией технических условий, о фактическом присоединении и фактическом приеме (подаче) напряжения и мощности на объекты заявителя, а также информацию о составлении и подписании документов о технологическом присоединении.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении по признакам наличия в действиях юридического лица признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 9.15 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом Управления 20.03.2015.
Постановлением Ростовского УФАС от 12.05.2015 общество признано виновным в совершении вмененного ему в вину правонарушении с наложением административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения является нарушение установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования, а также предоставления информации.
Субъектом правонарушения является субъект оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии.
Из материалов дела видно, что общество является сетевой организацией и в силу статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" - субъектом розничного рынка электрической энергии.
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с названным Законом.
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
Правительством Российской Федерации в соответствии со статьями 21 и 22 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и статьями 8 и 8.1 Закона N 147-ФЗ утверждены соответствующие Стандарты.
Частью 2 статьи 8.1 Закона N 147-ФЗ предусмотрено, что стандарты раскрытия информации утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом положений федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, регулирующих правоотношения в соответствующей сфере деятельности, по каждой сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Частью 2 статьи 21 Закона об электроэнергетике установлено, что Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия по утверждению Стандартов раскрытия субъектами оптового и розничных рынков информации для потребителей, в том числе информации об их продукции, о доходах и затратах раздельно по видам деятельности в электроэнергетике, и контроль за соблюдением этих Стандартов.
Согласно пункту 1 Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных Стандартами случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
Субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом (пункт 2 Стандартов). Способы раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии перечислены в пункте 3 Стандартов.
Ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц установлена статьей 9.15 КоАП РФ.
Контроль за соблюдением Стандартов субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 возложен на Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные органы.
В рассматриваемом деле, общество настаивает на том, что вся необходимая информация, обязательная для раскрытия в соответствии с требованиями Стандарта, была размещена по гиперссылкам, имеющимся на сайте и была раскрыта своевременно и полно. Наличие означенных ссылок на сайте подтверждается проверкой сайта судом.
Из материалов дела видно, что 12.01.2015 года в Ростовское УФАС поступило заявление Денисова Г.Б., с просьбой проверить на соответствие "Стандартам раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 информацию, размещенную на сайте ООО "Юг-Энерго" http://best-energy.ru.
06.02.2015 года Ростовским УФАС была проведена проверка информации, опубликованной ООО "Юг-Энерго" на официальном сайте http://best-energy.ru в сети Интернет. Результаты проверки были зафиксированы в акте осмотра официального сайта сетевой организации ООО "Юг-Энерго" от 06.02.2015 года.
Также Ростовским УФАС была произведена распечатка главной страницы сайта ООО "Юг-Энерго" http://best-energy.ru в сети Интернет по состоянию на 15 час 10 мин. 06.02.2015 года (фиксация времени на страницах в печатном виде при распечатке с сайта была произведена в автоматическом режиме).
В результате данной проверки было установлено, что на сайте общества http://best-energy.ru отсутствует следующая информация, подлежащая в соответствии со Стандартами раскрытия информации, раскрытию (пл. (в); (е); (el); (е2) п. 11):
- о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные в разрезе субъектов Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества:
- поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения;
- заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору;
- аннулированных заявок на технологическое присоединение;
- выполненных присоединений и присоединенной мощности;
- о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, включая перечень мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, и порядок выполнения этих мероприятий с указанием ссылок на нормативные правовые акты;
- о возможности подачи заявки на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в сети Интернет, определяемого Правительством Российской Федерации;
- об основных этапах обработки заявок юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию о дате поступления заявки и ее регистрационном номере, о направлении в адрес заявителей подписанного со стороны сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий, о дате заключения договора, о ходе выполнения сетевой организацией технических условий, о фактическом присоединении и фактическом приеме (подаче) напряжения и мощности на объекты заявителя, а также информацию о составлении и подписании документов о технологическом присоединении.
Обязательные требования о необходимости размещения данной информации для электросетевой организации закреплены п. 11 Стандартов раскрытия информации.
При этом п. 11(5) Стандартов раскрытия информации установлено что информация, указанная в подпункте "е(1)" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет. Информация, указанная в подпункте "е(2)" пункта 11 настоящего документа, подлежит доведению до сведения заявителей с момента поступления заявки на технологическое присоединение и совершения сетевой организацией дальнейших юридически значимых действий по рассмотрению этой заявки, заключению и исполнению договора об осуществлении технологического присоединения в отношении каждой заявки, поступающей в сетевую организацию, с использованием личного кабинета заявителя на официальном сайте сетевой организации в сети Интернет. Порядок создания личного кабинета определяется сетевой организацией самостоятельно.
Отсутствие указанной информации ставит излишние барьеры для получения населением услуг субъектов естественных монополий, в частности, в рассматриваемом случае, для наиболее востребованной услуги - технологическое присоединение к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ, с возможностью проходить основные этапы технологического присоединения в соответствии с Правилами N 861, посредством сети Интернет.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
Вина юридического лица выражается в непринятии всех необходимых и возможных мер для соблюдения установленных требований к порядку раскрытия информации, предусмотренной Стандартами.
Доказательства наличия объективных препятствий, влекущих невозможность исполнения соответствующих требований публичного законодательства, суду не представлены.
Нарушений прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении Управлением не допущено.
Вместе с тем, апелляционная коллегия считает возможным признать совершенное обществом административное правонарушение малозначительным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Пунктом 17 названного Постановления предусмотрено, что, установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, поскольку иное не следует из положений КоАП РФ.
Таким образом, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Степень общественной опасности является оценочной категорией и определяется с учетом всех обстоятельств, являющихся предпосылками и последствиями выявленного нарушения, степени и формы вины, осознания лицом своей обязанности по соблюдению нарушенной нормы закона.
Суд апелляционной инстанции, оценив в порядке статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации характер совершенного обществом правонарушения, степень общественной опасности, конкретные обстоятельства настоящего дела (факт отсутствия на сайте общества http://best-energy.ru информации, подлежащей в соответствии со Стандартами раскрытию (пл. (в); (е); (el); (е2) п. 11), пришел к выводу об отсутствии существенной угрозы для государства и общества в результате совершения заявителем административного правонарушения.
Также суд считает необходимым отметить, что штраф в размере 200 тыс. рублей для общества является существенным и может привести к срыву электроснабжения и последующему банкротству предприятия, т.е. к ущемлению законных прав и интересов потребителей электроэнергии, а также работников общества. В рассматриваемом случае составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 Кодекса, применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 200 тыс. рублей будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности.
Суд принял во внимание и тот факт, что административное правонарушение совершено обществом впервые.
Таким образом, апелляционная коллегия, оценив характер совершенного обществом правонарушения, отсутствие существенной угрозы, охраняемым общественным отношениям, факт причинения либо угрозы причинения вреда личности, обществу или государству, пришла к выводу о возможности признания данного правонарушения малозначительным.
При таких обстоятельствах на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции обжалуемое решение суда первой инстанции по существу подлежит оставлению без изменения.
Несоответствие мотивировочной части судебного акта в соответствии с пунктом 35 постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела не является безусловным основанием для отмены. В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2015 по делу N А53-12854/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-12854/2015
Истец: ООО "ЮГ-ЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области