12 августа 2015 г. |
А43-26379/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Мальковой Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Октябрьский 3-76,78,80" (ОГРН 1135249007376, ИНН 5249131177, Нижегородская область, г. Дзержинск, ул. Октябрьская, д. 80)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.04.2015
по делу N А43-26379/2014,
принятое судьей Леоновым А.В.
по заявлению товарищества собственников жилья "Октябрьский 3-76,78,80" о признании частично недействительным постановления администрации города Дзержинска Нижегородской области от 08.07.2014 N 2704,
при участии:
от товарищества собственников жилья "Октябрьский 3-76,78,80" - Нечаевой Н.Э. по доверенности от 30.03.2015, Кашириной С.Е. по доверенности от 21.11.2014;
от администрации города Дзержинска Нижегородской области - Чугунова А.М. по доверенности от 06.10.2014 N 685;
от открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" - Акимкиной К.Е. по доверенности от 15.05.2015 N 27,
и установил:
товарищество собственников жилья "Октябрьский 3-76,78,80" (далее - Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 постановления администрации г. Дзержинска Нижегородской области (далее - администрация) от 08.07.2014 N 2704 "О внесении изменений в постановление администрации города Дзержинска от 06.11.2013 N 4451".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 6" (далее - ОАО "ТГК-6", правопреемник - открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "Волжская ТГК", в настоящее время публичное акционерное общество "Т Плюс")), открытое акционерное общество "НКС" (далее - ОАО "НКС").
Решением от 17.04.2015 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требования.
Товарищество не согласилось с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представители Товарищества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители администрации и ОАО "Волжская ТГК" в судебном заседании и в отзывах на апелляционную жалобу просили оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
ОАО "НКС", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направило, в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 17.04.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 06.11.2013 N 4451 утверждена схема теплоснабжения городского округа город Дзержинск с учетом перспективного развития до 2026 года (пункт 1), ОАО "ТГК-6" присвоен статус единой теплоснабжающей организации города Дзержинска и установлена зона деятельности единой теплоснабжающей организации в границах территории муниципального образования городского округа город Дзержинск (пункт 2), Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города (Д.Е. Дергунов) поручено обеспечить ежегодную актуализацию Схемы теплоснабжения городского округа город Дзержинск с учетом перспективного развития до 2026 года (пункт 3), Департаменту управления делами поручено в течение 15 календарных дней со дня принятия настоящего постановления разместить Схему теплоснабжения городского округа город Дзержинск с учетом перспективного развития до 2026 года в полном объеме, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте администрации города и опубликовать в средствах массовой информации сведения о размещении схемы теплоснабжения на официальном сайте администрации города (пункт 4), постановление вступает в силу с момента принятия (пункт 5), контроль за исполнением постановления возложен на заместителя главы администрации города по городскому хозяйству И.В. Тихомирова (пункт 6).
На основании письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса от 11.04.2014 N 317-01-2775/14 "Об актуализации схемы теплоснабжения", а также обращения ОАО "ТГК-6" от 09.06.2014 N 01-10/1007 "Об актуализации схемы теплоснабжения городского округа г. Дзержинск" было принято постановление администрации от 08.07.2014 N 2704, которым внесены изменения в постановление администрации от 06.11.2013 N 4451, а именно пункт 5 после слов "принятия" дополнен словами "за исключением пункта 2, который вступает в силу с 01 января 2015 года".
Таким образом, срок начала осуществления ОАО "ТГК-6" функций единой теплоснабжающей организации был изменен на 01.01.2015.
Впоследствии на основании обращения Филиала "Нижегородский" ОАО "Волжская ТГК" от 11.12.2014 N 50700-01-10/440 "О реорганизации ОАО "ТГК-6" администрацией принято постановление от 19.01.2015 N 33 "О внесении изменений в постановление администрации города Дзержинска от 06.11.2013 N 4451", которым на ОАО "Волжская ТГК" возложено исполнение функций единой теплоснабжающей организации с зоной деятельности в границах городского округа город Дзержинск до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации в установленном законом порядке; постановление администрации от 08.07.2014 N 2704 "О внесении изменений в постановление администрации города Дзержинска от 06.11.2013 N 4451" отменено.
Посчитав, что внесенные постановлением администрации от 08.07.2014 N 2704 изменения в постановление администрации от 06.11.2013 N 4451 затрагивают права конкретных граждан, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае судом апелляционной инстанции установлено, что фактическим основанием для обращения заявителя с настоящим требованием в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (до разъединения требований Общество также просило суд заключить договор на поставку тепловой энергии с ОАО "ТГК-6") явился отказ ОАО "ТГК-6" в заключении с Товариществом договора на поставку тепловой энергии от коллектора Дзержинской ТЭЦ.
Вместе с тем в рамках рассмотрения требования о признании недействительным оспариваемого постановления администрации суд оценивает только те доводы заявителя, которые непосредственно связаны с предметом спора.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся к одной категории потребителей, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, за исключением потребителей, которые заключили: 1) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении объема таких поставок; 2) долгосрочные договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя с применением долгосрочных тарифов в отношении объема таких поставок.
Определение в соответствии с настоящим Федеральным законом единой теплоснабжающей организации и зоны ее деятельности должно быть осуществлено уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами в схеме теплоснабжения не ранее даты установления тарифов в соответствии с частью 4 статьи 11 настоящего Федерального закона, но не позднее 31.12.2011 (часть 4 статьи 29 Федерального закона N 190-ФЗ).
Согласно пункту 28 статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ единая теплоснабжающая организация (далее - ЕТО) - это теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжении в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила N 808).
Из пункта 5 данных Правил следует, что для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в уполномоченный орган в течение 1 месяца с даты опубликования (размещения) в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также с даты опубликования (размещения) сообщения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны ее деятельности. К заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии.
Согласно пункту 3 Правил N 808 статус ЕТО присваивается решением органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения.
По мнению Товарищества, положения пункта 1 постановления администрации от 08.07.2014 N 2704 противоречат пункту 3 Правил N 808, в частности, приставка "при" указывает на срок, в который должно произойти присвоение статуса ЕТО, подразумевая единовременно определение организации в схеме теплоснабжения как ЕТО и наделение ее особыми полномочиями (статусом).
Вместе с тем указанная позиция заявителя основана на неверном толковании действующей нормы.
Так, суд правомерно посчитал, что приставка "при" в вышеуказанной фразе "при утверждении схемы теплоснабжения" указывает на обстоятельство, при котором становится возможным определение ЕТО, а не срок, в который должно быть определено ЕТО.
Срок же определения ЕТО указан в пункте 4 статьи 29 Федерального закона N 190-ФЗ, который предусматривает обязательное условие о том, что определение единой теплоснабжающей организации и зоны ее деятельности должно быть осуществлено уполномоченными органами не ранее даты установления тарифов в соответствии с частью 4 статьи 11 Федерального закона N 190-ФЗ.
Пункт 3 Правил N 808 не отменяет и не изменяет условие определения ЕТО, а потому доводы заявителя о нарушении оспариваемым постановлением данного пункта признаются несостоятельными.
Как установил суд первой инстанции и подтверждается материалами дела, для ОАО "ТГК-6" в городе Дзержинск в 2014 году был установлен тариф только в отношении потребителей, получающих тепловую энергию с коллекторов Дзержинской ТЭЦ (решение Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 17.12.2013 N 65/42 "Об установлении акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 6" тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Нижегородской области"), а тариф "на отпуск тепловой энергии для населения г. Дзержинска, оплачивающего тепловую энергию от квартальных тепловых сетей" для данной организации в 2014 году не устанавливался, поскольку всю тепловую энергию для нужд населения г.Дзержинска ОАО "ТГК-6" продает ОАО "НКС".
Товарищество, считая себя потребителем, получающим тепловую энергию от коллекторов Дзержинской ТЭЦ, указало на факт того, что принятием оспариваемого постановления администрации, которым изменен срок присвоения статуса ЕТО, нарушаются права потребителей тепловой энергии, в частности, на заключение договора о поставке тепловой энергии.
Вместе с тем данные доводы заявителя не основаны на фактических обстоятельствах дела.
Как следует из материалов дела, в целях осуществления теплоснабжения потребителей г. Дзержинска ОАО "НКС" заключило с ОАО "ТГК-6", владеющим на праве собственности источником тепловой энергии, договор поставки тепловой энергии в горячей воде (мощности) и теплоносителя от 01.04.2012 N ДФ-61-Г-79. При этом ОАО "НКС" владеет на законном основании магистральными и квартальными тепловыми сетями г. Дзержинска, посредством которых осуществляется поставка приобретенной тепловой энергии потребителям г. Дзержинска.
В соответствии с данным договором ОАО "НКС" приобретает у ОАО "ТГК-6" тепловую энергию в горячей воде (мощность) и теплоноситель для их дальнейшей поставки по тепловым сетям ОАО "НКС" потребителям г. Дзержинска, в том числе к объектам заявителя по ул. Октябрьской, которые подключены к сетям ОАО "НКС".
Подача тепловой энергии, теплоносителя осуществлялась в точки поставки, которые располагаются на границе балансовой принадлежности тепловых сетей ОАО "ТГК-6" и ОАО "НКС".
Перечень объектов, в отношении которых ОАО "НКС" приобретало по данному договору поставки тепловую энергию, был согласован сторонами в Приложении N 3 к договору. В числе таких объектов указаны в том числе многоквартирные дома по адресу: г. Дзержинск, ул. Октябрьская, дома 76, 78, 80.
В свою очередь в соответствии с договором аренды от 21.06.2007 рег. N 1196/к Товариществу была передана абонентская тепловая камера N ТК-36 (далее - ТК-36) с внутриквартальными сетями (сооружениями).
Согласно договору энергоснабжения тепловой энергией от 30.07.2009 N 1784-1, заключенному между ОАО "НКС" и ТОК "Октябрьский-3" (действовал до момента смены исполнителя коммунальных услуг в указанных многоквартирных домах), акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, а также схеме сетей многоквартирные дома NN 76, 78, 80 по ул. Октябрьская г. Дзержинска подключены по сетям к ТК-36.
В этой связи поставка тепловой энергии, теплоносителя потребителям этих многоквартирных домов осуществлялась ОАО "НКС" через присоединенную тепловую сеть с подключением к квартальным тепловым сетям, принадлежащим ОАО "НКС", от ТК-36 в точку поставки, расположенную на границе раздела внутридомовой системы отопления и централизованной системы отопления, которая находится на внешней границе стены многоквартирных домов N 76, 78, 80 по ул. Октябрьская (пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что многоквартирные дома N N 76, 78, 80 по ул. Октябрьская г. Дзержинска подключены к квартальным сетям, находящимся во владении ОАО "НКС", а не к коллекторам Дзержинской ТЭЦ.
На этом основании является необоснованным довод Товарищества о том, что оно является потребителем, подключенным к коллекторам Дзержинской ТЭЦ, как опровергающийся материалами дела.
Как правильно установил суд, тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям г. Дзержинска Нижегородской области, относящимся к категории "население" для ОАО "Волжская ТГК" (правопреемник ОАО "ТГК-6") впервые установлен с 01.01.2015 решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19.12.2014 N 60/37.
Таким образом, с учетом положений пункта 4 статьи 29 Федерального закона N 190-ФЗ ОАО "ТГК-6" ранее не могло осуществлять функции единой теплоснабжающей организации, поскольку осуществление регулируемой деятельности без утвержденного тарифа является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При этих условиях изменения, внесенные постановлением администрации от 08.07.2014 N 2704 в постановление администрации от 06.11.2013 N 4451 "Об утверждении Схемы теплоснабжения городского округа г. Дзержинск с учетом перспективного развития до 2026 года", согласно которым ОАО "ТГК-6" статус ЕТО присвоен с 01.01.2015, не противоречат требованиям действующего законодательства.
Довод Товарищества о том, что оспариваемое постановление администрации от 08.07.2014 N 2704 нарушает права потребителей коммунальных услуг ввиду существенной разницы стоимости тепловой энергии у ОАО "НКС" и ОАО "Волжская ТГК", не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела ввиду неотносимости к предмету спора.
Анализ статей 62-64 Устава городского округа города Дзержинска (далее - Устав), принятого постановлением городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 26.12.2005 N 34, регулирующих порядок принятия, внесения изменений и отмены правовых актов администрации, показал, что оспариваемое постановление принято администрацией в пределах ее компетенции.
Доводу заявителя о необходимости опубликования данного постановления, судом дана надлежащая правовая оценка.
Выводы суда первой инстанции о том, что ОАО "ТГК-6" в отсутствие установленного тарифа "на отпуск тепловой энергии для населения г.Дзержинска, оплачивающего тепловую энергию от квартальных тепловых сетей", и в силу технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей, проживающих в спорных жилых домах к инфраструктуре ОАО "НКС", не имело правовых оснований заключить с заявителем договор на поставку коммунального ресурса (тепловой энергии), суд апелляционной инстанции считает преждевременными, поскольку требование Товарищества о заключении такого договора выделено в отдельное производство и в настоящее время находится на рассмотрении арбитражного суда (дело N А43-4473/2015).
В этой связи суд исключает данные выводы из мотивировочной части решения суда первой инстанции.
На этом основании оценка доводов заявителя о необоснованности отказа в заключении договора теплоснабжения, заявленных в апелляционной жалобе, также не может осуществляться судом в рамках рассмотрения настоящего дела.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к итоговому выводу о том, что оспариваемое постановление администрации не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Товарищества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное заявителем не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Товариществу в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Товарищества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.04.2015 по делу N А43-26379/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Октябрьский 3-76,78,80" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-26379/2014
Истец: ТСЖ "ОКТЯБРЬСКИЙ 3-76,78,80"
Ответчик: Администрация города Дзержинска Нижегородской области, ОАО "Волская территориальная генерирующая компания", ОАО ТГК-6
Третье лицо: ОАО "Нижегородские коммунальные системы", ПАО "Т Плюс", ТСЖ "Октябрьский 3-76, 78, 80"