г. Москва |
|
12 августа 2015 г. |
Дело N А40-216300/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Каменецкого Д.В., Якутова Э. В. |
при ведении протокола |
помощником судьи Яцевой В.А. |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "МПФ Верона" на решение Арбитражного суда города Москвы от 27 апреля 2015 г. по делу N А40-216300/14 (11-1656) судьи Давыдовой О.В.
по заявлению по заявлению ООО "МПФ Верона" (ОГРН 5117746064750)
к Префектуре СЗАО г.Москвы
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Варакин Г.Г. ордер от 05.08.2015 г. N 1254, Ягудаев Э.Б. по дов. от 23.12.2014 г.;
от ответчика: Парфенова А.А. по дов. от 16.09.2014 г.;
УСТАНОВИЛ:
ООО "МПФ Верона" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Префектуре СВАО г.Москвы (далее Префектура) о признании незаконным отказа Префектуры СВАО г.Москвы от заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных по адресу: г.Москва, Ракетный бульвар, вл.1, 1-ая Мытищинская ул., вл.27, Рижский проезд, вл.4-6, Метро ВДНХ, Северный вход, а также Продольный проезд владение "К"; обязании Префектуры СВАО г.Москвы заключить договор на размещение нестационарных торговых объектов СВАО г.Москвы, расположенных по адресу: г.Москва, Ракетный бульвар вл.1, 1-ая Мытищинская ул., вл.27, Рижский проезд, вл.4-6, 2 объекта Метро ВДНХ Северный вход, а также Продольный проезд владение "К".
Решением от 27.04.2015 г. арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных требований, сделав вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает на то, что судом при принятии решения нарушены нормы материального и процессуального права, сделаны выводы не соответствующие обстоятельствам дела. Считает, что нарушены его права и законные интересы.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции в части, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании разрешений, выданных Правительством Москвы N 301-000149/АМ-21, 301-000150/АМ-22; 310/000189/Л-25, 310-000191/Л-26, 310-000151/АМ-23, 310-000190/Л-27 заявителем были размещены нестационарные объекты (мобильные объекты распространения периодической печати, лоток, тележка) по адресам: Рижский пр., вл.4-6, Мытищинская 1-я ул., просп.Мира, вл.Метро "ВДНХ" (южный выход, за пределами 25 метровой зоны метро), просп. Мира, ст.м.ВДНХ (северный выход, за пределами 25 метровой зоны метро), Ракетный бул., вл.1, Продольный пр., вл.Конечная ост. "ВВЦ-Южная", Продольный 1-й пр., вл.К, действительными с 15.02.2011 г. по 30.06.211г. с учетом продления до 30.09.2011 г.
Письмом от 11.12.2014 г. N 1894/14 в адрес ООО "МПФ Верона" Управой Алексеевского района г.Москвы СВАО было направлено уведомление о том, что размещенные на территории СВАО нестационарные торговые объекты "Печать" по адресам: Ракетный бульвар, вл.1, Рижский пр-д, вл.4-6, 1-я Мытищинская, вл.28, в связи с отсутствием правовых оснований подлежат демонтажу, в связи с чем, общество просили произвести демонтаж объектов до 17.12.2014 г.
В обоснование своих требований, заявитель указывает на то, что Порядок размещения нестационарных торговых объектов регламентирован Постановлением правительства г.Москвы N 1139-ПП от 16.12.2008 г., ходатайства о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов заявителя со стороны Управы имеются, письменное согласие на размещение объектов от заместителя Префекта СВАО г.Москвы также получено, однако от заключения соответствующего договора в нарушение постановления Правительства г.Москвы N 1139-ПП от 16.12.2008 г. ответчик уклоняется, а также намерен исключить киоски заявителя из списка объектов, разрешенных к размещению в СВАО г.Москвы и намерен их демонтировать.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
При этом согласно ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Размещение нестационарных торговых объектов в городе Москве регулируется постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 г. N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности".
В соответствии с указанным постановлением размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) производится на условиях договора на размещение НТО, который заключается с победителем открытого аукциона.
Порядок проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее - Порядок) утвержден упомянутым постановлением.
На основании пунктов 1-3 данного порядка префектура административного округа города Москвы проводит отбор хозяйствующих субъектов для организации торговой деятельности в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов. Отбор хозяйствующих субъектов осуществляется путем проведения открытого аукциона или открытого аукциона в электронной форме.
Пунктами 5-6 Порядка установлено, что в качестве организатора аукциона выступает префектура административного округа города Москвы. Организатор аукциона разрабатывает и утверждает аукционную документацию, определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка за участие в аукционе, устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона").
В соответствии с пунктом 12 Порядка аукционная документация должна содержать в том числе: сведения о возможности подключения нестационарного торгового объекта к сетям инженерно-технического обеспечения; типовые архитектурные решения НТО; требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в аукционе, инструкцию по ее заполнению.
Таким образом, основанием для заключения префектурой договора на размещение НТО является:
* хозяйствующий субъект стал победителем аукциона на размещение НТО в месте, определенном схемой;
* объект является сохраняемым, при этом должно быть соблюдение одновременно два условия:
1. наличие в схеме размещения НТО адреса, на котором размещен торговый объект;
2. наличие действующего договора аренды земельного участка.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В материалы дела не представлено документов свидетельствующих о том, что заявитель является победителем аукциона на право размещения НТО по указанным адресам.
Вместе с тем, отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее Федеральный закон), Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 г. N 772 (далее Правила) и упомянутым Порядком.
Суд первой инстанции определил порядок определения схемы размещения нестанционарных торговых объектов.
Так в силу п.6 ст.2 Федерального закона нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно ч.1 ст.10 названного Федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом ч.2 ст.6 Федерального закона установлено, что органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов Российской Федерации.
Разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности определяется Порядком.
В соответствии с указанным Порядком Москомархитектура по предложениям префектур административных округов города Москвы разрабатывает проект схемы размещения нестационарных торговых объектов в разрезе административных округов/районов города Москвы и в случае необходимости доработки проекта схемы вносит в указанный проект необходимые изменения (п.13).
После разработки проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов в разрезе административных округов/районов города Москвы Москомархитектура в течение 5 рабочих дней направляет проект схемы размещения нестационарных торговых объектов в префектуру административного округа города Москвы (п.14).
Согласно пункту 15 Порядка после получения проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов префектура административного округа города Москвы в срок до 3 рабочих дней размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (с указанием адреса и срока не менее 14 календарных дней для направления замечаний и предложений) и направляет на согласование: в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы; в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (в случае размещения объектов на природных и озелененных территориях); в Департамент культурного наследия города Москвы (в случае размещения объектов в границах территорий и зон охраны объектов культурного наследия).
В силу пункта 17 Порядка одновременно с направлением проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов на согласование в организации, указанные в пункте 15 настоящего Порядка, префектура административного округа города Москвы направляет проект схемы размещения нестационарных торговых объектов в муниципальные Собрания внутригородских муниципальных образований.
После получения всех виз согласований префект административного округа города Москвы в срок до 3 рабочих дней направляет проект схемы размещения нестационарных торговых объектов в Межведомственную комиссию по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы.
Согласно пункту 20 Порядка при наличии неучтенных замечаний согласующих организаций и замечаний, поступивших от граждан и организаций в установленный на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет срок, к проекту схемы размещения нестационарных торговых объектов прикладывается лист разногласий с обоснованием принятого решения.
Одобренный Межведомственной комиссией по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы проект схемы размещения нестационарных торговых объектов в срок до 3 рабочих дней утверждается распоряжением префекта административного округа города Москвы (п.22).
В соответствии с п.23 Порядка для включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов (внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов) префектура административного округа города Москвы направляет в Правительство Москвы либо в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, заявку с указанием предлагаемых изменений и обоснованием необходимости внесения таких изменений, в том числе с указанием: а) нормативов и фактических показателей минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории административного округа/района; б) цели использования нестационарных торговых объектов, включаемых в схему размещения, - специализацию нестационарных торговых объектов; в) видов нестационарных торговых объектов, планируемых к включению в схему размещения; г) планируемых сроков (период) размещения нестационарных торговых объектов.
При этом в силу положений пунктов 25 и 26 Порядка Межведомственная комиссия по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы по поручению Правительства Москвы либо федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривают заявку префектуры административного округа города Москвы в течение 30 рабочих дней и принимают решение о согласовании включения нестационарных торговых объектов (внесении изменений) в схему размещения или об отказе в таком согласовании.
Решение Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы либо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, о согласовании включения нестационарных торговых объектов (внесении изменений) в схему размещения в письменном виде направляется в префектуру административного округа города Москвы и в срок до 3 рабочих дней утверждается распоряжением префекта административного округа города Москвы.
Из материалов дела видно, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии в схеме размещения НТО, утвержденной распоряжением Префекта СВАО г.Москвы от 25.04.2011 г. N 243 объектов по упомянутым адресам и наличия договоров аренды земельных участков, не представлено документов о том, что общество является победителем аукциона на право размещения НТО.
Кроме того, заявителем не указывается, какими документами выражен отказ префектуры от заключения договора на размещение НТО.
В соответствии со ст.9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции заявителем не были представлены доказательства по существу требований, свидетельствующие об обоснованности или законности заявленных требований.
В силу ч.1 ст.168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2015 г. по делу N А40-216300/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-216300/2014
Истец: ООО "МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ФИРМА ВЕРОНА", ООО "МПФ Верона"
Ответчик: Префектура СВАО г. Москвы, Префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13881/15
03.11.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13881/15
12.08.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26385/15
01.04.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-216300/14