г. Чита |
|
13 августа 2015 г. |
Дело N А78-273/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Даровских К.Н., Монаковой О.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.Е., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения "Аксеново-Зиловское" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 06 мая 2015 года по делу N А78-273/2015 по исковому заявлению закрытого акционерного общества работников "Народное предприятие Читагражданпроект" (ОГРН 1027501155285, ИНН 7536001626, адрес: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Анохина, 81) к Администрации городского поселения "Аксеново-Зиловское" (ОГРН 1057513017583, ИНН 7525004760, адрес: 673497, Забайкальский край, Чернышевский район, пгт. Аксеново-Зиловское, ул. Октябрьская, 9) о взыскании 1 116 021 руб..,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства территориального развития Забайкальского края (ОГРН 1027501155285, ИНН 7536001626, адрес: 672007, г. Чита, ул. Чкалова, 136), Администрации муниципального района Чернышевский район (ОГРН 1027501155285, ИНН 7536001626, адрес: 673462, забайкальский край, Чернышевский район, пгт. Чернышевск, ул. Калинина, 14Б)
(суд первой инстанции: О. В. Герценштейн)
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от истца: представители Мельников М.Ю., доверенность от 10 августа 2015 года, Денисова Н.А., доверенность от 10 августа 2015 года
и установил:
Закрытое акционерное общество работников "Народное предприятие Читагражданпроект" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском к Администрации городского поселения "Аксеново-Зиловское" о взыскании 1 116 021 руб. - основного долга по договору N 11 на выполнение функций строительного контроля от 29.03.2013 г.
Определение суда от 17.03.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство территориального развития Забайкальского края и администрация муниципального района "Чернышевский район" для дачи пояснений по вопросу финансирования строительного контроля.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 06 мая 2015 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что подрядчиком ООО "Гринлайт", за которым осуществлялся строительный контроль, согласно новому сводно-сметному расчету с изменениями не были представлены в адрес администрации недостающие документы (в виде актов выполненных работ по форме КС-2, КС-3). Они были предоставлены администрации только в мае 2015 года. Истец работу в полном объеме не выполнил.
Ответчиком в подтверждение своих доводов представлена копия договора N 11 на выполнение функций строительного контроля от 29 марта 2013 года, которая судом апелляционной инстанции возвращена апеллянту, так как указанный документ был приобщен к материалам дела судом первой инстанции.
Истец в судебном заседании отклонил доводы апеллянта, представив для приобщения к материалам дела письменные пояснения в порядке ст.81 АПК РФ.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 29.03.2013 года между ЗАОр "НП Читагражданпроект" - исполнителем и администрацией городского поселения "Аксеново-Зиловское" - заказчиком заключен договор N 11 на выполнение функций строительного контроля при выполнении строительных работ на объекте "Застройка жилого микрорайона в пгт. Аксеново- Зиловское, Чернышевского района, Забайкальского края (2 очередь)" на этапах, указанных в календарном плане, проектно-сметной документации к договору муниципального контракта.
30.03.2013 года между администрацией городского поселения "Аксеново-Зиловское" - заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "Гринлайт" - застройщиком заключен муниципальный контракт N 1 на строительство жилого микрорайона в пгт. Аксеново-Зиловское 2 очередь, общей площадью 3,703 м2.
Стоимость услуг по строительному контролю определена в п. 4.1 договора N 11 в размере 3 692 903 руб.
Между сторонами договора N 11 подписаны акты N 1 ан от 13.05.2013 на сумму 347 844 руб. (л.д. 21), N 14 ан от 24.07.2013 на сумму 929 038,20 руб. (л.д. 22), N 22 ан от 22.08.2013 на сумму 2 416 020,80 руб. (л.д. 23), всего на сумму 3 692 903 руб.
Заказчиком произведена частичная оплата оказанных услуг, что подтверждается платежными поручениями N 549 от 27.08.2014 на сумму 300 000 руб., N 701 от 22.11.2013 на сумму 1 000 000 руб., N 439 от 27.08.2013 на сумму 929 038,20 руб., N 264 от 29.05.2013 на сумму 347 844 руб. (л.д. 45-48).
Администраций муниципального района "Чернышевский район" выдано разрешение N RU92528101/33 на ввод построенного объекта капитального строительства застройки жилого микрорайона п.г.т. Аксеново-Зиловское по проектной документации жилого комплекса 2-ой очереди в эксплуатацию (л.д. 31-32).
Сумма задолженности за оказанные услуги по строительному контролю составила 1 116 021 руб. 02.07.2014 года.
В связи с отсутствием доказательств полной оплаты оказанных услуг истец обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности выполнения работ по договору и отсутствии доказательств по нему полной оплаты.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Правоотношения сторон регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (вместе с "Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства").
Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В силу положений статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязан по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Как следует из постановления администрации городского поселения "Аксеново- Зиловское" N 31 от 30.03.2013 на территории городского поселения "Аксеново- Зиловское" введен режим "Чрезвычайная ситуация", создан оперативный штаб по ликвидации чрезвычайной ситуации (л.д. 49), распоряжением N 10 от 30.03.2013 "О введении режима "Чрезвычайная ситуация" на территории городского поселения "Аксеново-Зиловское" создана комиссия по проведению еженедельного контроля за аварийным жилым фондом (л.д. 50).
Согласно положениям пункта 2 постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений. Строительный контроль проводится:
лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик);
застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).
Согласно пункту 12 указанного постановления проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.
Проанализировав сложившиеся между сторонами правоотношения, суд первой инстанции правильно их квалифицировал как договор возмездного оказания услуг, исходя из толкования положений статей 702, 740 и 779 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
На основании статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона и условиями договора. Односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускается.
В материалы дела истцом представлены доказательства оказания услуг, как то: акты сдачи-приемки научно-технической продукции по договору N 11 от 13.05.2013, 24.07.2013, 22.08.2013 года (т.1 л.д.21-23), подписанные муниципальным образованием без замечаний и возражений, тогда как доказательства полной оплаты по договору отсутствуют.
Доводы ответчика о некачественности выполненных работ обоснованно отклонены судом в силу бездоказательности.
Указание апеллянта на отсутствие актов о приемке работ и их стоимости (КС-2 и КС-3) несостоятельно, поскольку правоотношения сторон вытекают не из договора подряда, а оказания услуг по осуществлению строительного контроля. В обоснование того, что услуги оказаны качественно и в срок, истцом представлены акты сдачи-приемки научно-технической продукции.
Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме за счет ответчика как стороны по договору.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 06 мая 2015 года по делу N А78-273/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Оширова |
Судьи |
О.В. Монакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-273/2015
Истец: ЗАО "НП "Читагражданпроект", ЗАОр "НП Читагражданпроект"
Ответчик: Администрация ГП "Аксеново-Зиловское"
Третье лицо: Администрация муниципального района "Чернышевский район", Министерство территориального развития Забайкальского края