г. Москва |
|
12 августа 2015 г. |
Дело N А41-25664/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Ботоевой О.С.,
при участии в заседании:
от Главного контрольного управления Московской области: Шевчук Т.Л., по доверенности от 30.04.2015,
от ООО "Лесные Поляны": Карташев В.В., по доверенности от 10.03.2015,
от третьего лица - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного контрольного управления Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18.06.2015 N А41-25664/15, принятое судьей Гапеевой Р.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лесные Поляны" к Главному контрольному управлению Московской области об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 17.03.2015, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лесные Поляны" (далее - общество, ООО "Лесные Поляны", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного контрольного управления Московской области (далее - заинтересованное лицо) от 17.03.2015 N 09-274/14 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.06.2015 заявление ООО "Лесные Поляны" удовлетворено; постановление о назначении административного наказания, вынесенное 17.03.2015 должностным лицом Главного контрольного управления Московской области о привлечении ООО "Лесные Поляны" к административной ответственности по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, признано незаконным и отменено полностью.
Не согласившись с указанным судебным актом, Главное контрольное управление Московской области обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-124, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившегося в заседание и не направившего своих представителей.
В судебном заседании представитель Главного контрольного управления Московской области поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "Лесные Поляны" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Главного контрольного управления Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.02.2015 начальником Инспекции N 5 аппарата Контрольно-счетной палаты Московской области в отношении ООО "Лесные Поляны" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ в связи с тем, что при проведении контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных в 2013 году на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Московской области на 2013-2020 годы" установлено следующее.
В рамках выполнения мероприятий подпрограммы II "Развитие отрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Московской области на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 N 1066/32 на основании заключенного Соглашения от 01.04.2013 N 36-С/фин-П между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области и ООО "Лесные Поляны", ООО "Лесные Поляны" являлось получателем субсидии, в том числе на поддержку племенного животноводства.
В соответствии с абзацем четвертым подпункта 8.1 пункта 8 Порядка предоставления средств из бюджета Московской области на проведение мероприятий в сфере агропромышленного комплекса Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 20.03.2013 N 191/11 (далее - Порядок) условием предоставления субсидии являлось соблюдение основных требований Правил в области племенного животноводства "Виды организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства", утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.11.2011 N 431 (далее - Правила).
Согласно пункту 2.3.1 Соглашения от 01.04.2013 N 36-С/фин-П ООО "Лесные Поляны" было обязано отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, необходимым для получения субсидий.
Правила устанавливают требования к организациям, осуществляющим деятельность в области племенного животноводства, при отнесении их к определенному виду (племенной завод, племенной репродуктор и другое) в соответствии с Федеральным законом от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" и должны соблюдаться указанными организациями в период действия свидетельства о включении в государственный племенной регистр независимо от предоставления субсидий на поддержку племенного животноводства. В соответствии с пунктом 11 Правил, оценка деятельности племенного завода производится, прежде всего, в соответствии с Приложением N 1 к Правилам.
Согласно свидетельству о регистрации в государственном племенном регистре от 21.02.2013 серии ПЖ 77 N 005176, выданному Минсельхозом России сроком на 5 лет, ООО "Лесные Поляны" в 2013 году являлось племенным заводом по разведению крупного рогатого скота голштинской породы.
В соответствии с Приложением N 1 "Минимальные требования, предъявляемые к племенным организациям по разведению крупного рогатого скота молочных пород" к Правилам племенные заводы должны отвечать, в том числе следующим требованиям: искусственное осеменение 100% (в том числе осеменение коров и телок быками-улучшателями 50%; выход живых телят должен составлять не менее 80 телят на 100 коров; племенная продажа молодняка должна осуществляться в количестве не менее 10 голов (из них не менее двух быков) на 100 коров.
В ООО "Лесные Поляны" в 2013 году осеменено 507 коров и 192 телки случного возраста, из них быками улучшателями осеменено 429 коров и 36 телок.
По итогам 2012 года осеменено 482 коровы и 186 телок случного возраста, из них быками улучшателями осеменено 124 коров и 15 телок.
В 2012-2013 годах осеменение коров и телок быками улучшателями составляло менее 50 % от осемененных животных.
Согласно сведениям о состоянии животноводства за 2013 год (форма N 24-СХ за 2013 год) выход телят в 2013 году составил 70 телят на 100 коров. Исходя из данных формы N 24-СХ за 2012 год, данный показатель также не соответствовал требованиям Правил и в 2012 году, составил 78 телят на 100 коров.
В 2013 году, при имеющемся поголовье 510 голов (по состоянию на 01.01.2013 года), ООО "Лесные Поляны" племенная продукция не реализовывалась.
В 2012 году при имеющемся поголовье 510 голов осуществлена племенная продажа 18 голов молодняка (из них 10 быков).
Показатели ООО "Лесные Поляны" не соответствуют условиям предоставления субсидии, указанным в абзаце четвертом подпункта 8.1 пункта 8 Порядка.
На основании этого 17.03.2015 заместителем начальника Главного контрольного управления Московской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ООО "Лесные Поляны" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, на общество наложен штраф в размере 18 816 рублей.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спор по настоящему делу в части установления события административного правонарушения сводится к решению вопроса о том, является ли недостижение получателем субсидии установленных договором о предоставлении субсидии результатов хозяйственной деятельности нарушением условий предоставления субсидии.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что при рассмотрении вопроса о наличии события административного правонарушения в действиях заявителя административный орган указал на необходимость использования бюджетных средств, в том числе выделяемых в форме субсидии, на основе принципа эффективности, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности), а также адресности и целевого характера бюджетных средств в соответствии со статьями 34 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Вместе с тем, при квалификации недостижения планируемых результатов хозяйственной деятельности получателем субсидии суд не признает планируемые на перспективу результаты хозяйственной деятельности условием предоставления субсидии.
Апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе о том, что из буквального толкования положений бюджетного законодательства следует, что законодатель различает понятия "условия предоставления субсидии" и "условия использования субсидии" как по их правовой природе, так и по правовым последствиям нарушений условий предоставления и использования субсидий.
По смыслу бюджетного законодательства, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, согласно статьям 69 и 78 БК РФ.
Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
В развитие положений бюджетного законодательства на территории Московской области постановлением Правительства Московской области от 20.03.2013 N 191/11 утвержден Порядок, который определяет цели и условия предоставления средств из бюджета Московской области на проведение мероприятий долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Московской области на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 29.08.2012 N 1066/32 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Московской области на 2013-2020 годы".
Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, определенным статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), и организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно- правовых форм (далее - организации агропромышленного комплекса), зарегистрированным и состоящим на учете в налоговых органах по Московской области, осуществляющим свою деятельность на территории Московской области и отвечающим требованиям настоящего Порядка (далее - получатели субсидий). Субсидии не предоставляются при наличии у получателей субсидий просроченной (неурегулированной) задолженности перед бюджетом Московской области по средствам, предоставленным на возвратной основе (пункт 3 Порядка).
Согласно пункту 8.1 Порядка, на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) и организациям агропромышленного комплекса (за исключением получателей субсидии на содержание племенного маточного поголовья из федерального бюджета) части затрат на содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления продуктивности (коров), свиней, лошадей, овец, коз, пушных зверей (за исключением соболя), кроликов, птицы и рыбы (далее - племенное маточное поголовье).
Субсидии предоставляются в размере 2 400 рублей в расчете на одну условную голову в год.
Перевод в условные головы производится в соответствии с коэффициентами, устанавливаемыми Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Субсидии на содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота (коров) предоставляются при условии соблюдения получателем субсидии основных требований Правил в области племенного животноводства "Виды организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства", утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.11.2011 N 431 "Об утверждении Правил в области племенного животноводства "Виды организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства", и о признании утратившими силу приказов Минсельхоза России", согласно условиям расчета количества племенного маточного поголовья для предоставления субсидий на его содержание (приложение N 6 к названному Порядку).
Субсидии выплачиваются два раза в год по состоянию поголовья на 01 апреля и 01 октября текущего года.
Субсидии на содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота предоставляются при недопущении снижения поголовья коров в текущем году к уровню на 31 декабря предшествующего года.
Для получения субсидий, указанных в подпунктах 8.1-8.3 названного пункта, в Министерство представляются расчет размера субсидий по форме согласно приложению N 7 к данному Порядку и следующие документы:
- отчет о движении скота и птицы на ферме по форме N СП-51, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 29.09.1997 N 68 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья" (далее - форма N СП-51), подписанный руководителем и главным бухгалтером;
- сведения о состоянии животноводства за предшествующий год по форме N 24-сх, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 17.09.2010 N 319 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой" (далее - форма N 24-сх), или по форме N 3-фермер, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 09.08.2012 N 441 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой" (далее - форма N 3-фермер), с отметкой органа государственной статистики, заверенные подписью руководителя и печатью организации (пункт 8.4 Порядка).
Согласно пункту 8.6 Порядка, на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) и организациям агропромышленного комплекса части затрат на приобретение племенных сельскохозяйственных животных: крупного рогатого скота молочного направления продуктивности (телки, нетели), свиней, лошадей, овец, коз, кроликов и птицы, но не более 50 процентов фактической стоимости:
- племенного молодняка животных, приобретенных в племенных заводах и племенных репродукторах, расположенных на территории города Москвы и Московской области, в размере 100 рублей за 1 килограмм живой массы;
- племенного молодняка животных, приобретенных в других регионах на территории Российской Федерации, в размере 30 рублей за 1 килограмм живой массы;
- племенных животных, приобретенных по импорту, в размере 20 рублей за 1 килограмм живой массы.
Субсидии предоставляются за племенных животных, приобретенных с 01 ноября предшествующего года по 31 октября текущего года.
Таким образом, условия предоставления субсидии, в том числе начинающим предпринимателям и организациям, определены названным Порядком, достижение планируемых результатов хозяйственной деятельности в их число не входит.
Из буквального толкования приведенных положений Порядка и условий договора следует, что вопрос о наличии или отсутствии у того или иного хозяйствующего субъекта условий для получения субсидии решается на стадии конкурсного отбора, суть которого состоит в проверке соответствия участника конкурса тем условиям, которые необходимы для получения субсидии, а также в оценке представленных им документов.
Достижение определенных результатов хозяйственной деятельности является условием использования субсидии, а не условием ее предоставления, как указал административный орган.
На стадии предоставления субсидии результаты хозяйственной деятельности, планируемые на длительную перспективу, отсутствуют, в связи с чем их предполагаемое достижение или недостижение не может являться условием предоставления субсидии по определению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Лесные Поляны" начало заниматься животноводством с 01.10.2012, статус племенного завода получено обществом 21.02.2013. Общество осуществляло свою деятельность как племенной завод по разведению крупного рогатого скота голштинской породы в 2013 году. 10 полных месяцев, не могло выполнить требования, предъявляемые к агропредприятиям, осуществляющим деятельность в области племенного животноводства за год работы. ООО "Лесные Поляны" получило в 2013 году субсидию из бюджета Московской области на поддержку племенного животноводства в размере 940, 8 тысяч рублей. Выплата субсидии на поддержку племенного животноводства осуществлялась Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области в 2013 году.
Судом первой инстанции установлено, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, принимая решение о выплате субсидии ООО "Лесные Поляны", полагало, что наличие у общества свидетельства о внесении в государственный племенной регистр, свидетельствует о том, что организация прошла проверку в Минсельхозе России на соответствие требованиям Правил и им соответствует. Однако, по результатам проведенного Контрольно-счетной палатой Московской области контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, выделенных в 2013 году на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Московской области на 2013-2020 годы" Министерству было указано, что ООО "Лесные Поляны" не соответствовали требованиям Правил, в связи с чем субсидия была получена организацией с нарушением условий ее предоставления.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что обществом не были нарушены какие-либо из приведенных выше условий предоставления субсидий начинающим предпринимателям, установленные Порядком.
Нарушение условий использования субсидии не охватывается диспозицией части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, в связи с чем данное обстоятельство не может являться основанием для привлечения заявителя к административной ответственности по указанной норме права.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводам об отсутствии в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ; и, следовательно, о незаконности оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении от 17.03.2015, в связи с чем оно подлежит отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью.
Апелляционным судом отклоняется довод Главного контрольного управления Московской области о доказанности в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 15.15.5 КоАП РФ в связи с противоречием фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, приведенные заинтересованным лицом в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие заинтересованного лица с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.06.2015 по делу N А41-25664/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25664/2015
Истец: ООО "Лесные Поляны"
Ответчик: Главное контрольное управление Московской области
Третье лицо: Главное контрольное управление Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области