город Воронеж |
|
06 августа 2015 г. |
Дело N А35-8767/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 августа 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "ПК Кристалл-Лефортово": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Курской области от 26.05.2015 по делу N А35-8767/2014 (судья Лымарь Д.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПК Кристалл-Лефортово" (ОГРН 1074632016634, ИНН 4632085239) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (ОГРН 1097746596672, ИНН 7710757158) о признании незаконным и об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПК Кристалл-Лефортово" (далее - ООО "ПК Кристалл-Лефортово", Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, административный орган, Управление) N 03-14/1088-3 от 22.09.2014 назначении административного наказания, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Курской области от 26.05.2015, принятым по настоящему делу, заявленное требование удовлетворено. Постановление административного органа N 03-14/1088-3 от 22.09.2014 признано незаконным и отменено ввиду малозначительности деяния.
Не согласившись с указанным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что вменяемое Обществу административное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку отсутствуют обстоятельства исключительности указанного деяния. ООО "ПК Кристалл-Лефортово" должно было знать о необходимости выполнения требований соответствующих нормативных правовых актов, а оспариваемым постановлением Управление назначило Обществу наказание в минимальном размере, соразмерном совершенному правонарушению.
Общество отзыв в суд апелляционной инстанции не представило, доводы жалобы не оспорило.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение неподлежащим отмене исходя из следующего.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что общество с ограниченной ответственностью "ПК Кристалл-Лефортово" зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке.
ООО "ПК Кристалл-Лефортово" осуществляет деятельность по закупке, хранению, поставке алкогольной продукции, производству, хранению и поставке произведенных спиртных напитков, на основании лицензий РА 001071 срок действия с 23.12.2013 по 04.02.2014, вид деятельности: производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков (водки и ликероводочных изделий); РА 001163 срок действия с 05.02.2014 по 15.01.2019, вид деятельности: производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (спиртные напитки - водки, ликероводочные изделия); А 60935 срок действия с 29.02.2012 по 25.02.2014, вид деятельности: закупка, хранение и поставки алкогольной продукции; РА 001220 срок действия с 26.02.2014 по 25.06.2014, вид деятельности: закупка, хранение и поставки алкогольной продукции по адресу места нахождения организации.
Консультантом отдела контроля за декларированием производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегиональное управление по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу, при проверке и сопоставлении сведений, содержащихся в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, представленных ООО "ПК Кристалл-Лефортово" содержащихся в базе данных единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), были выявлены расхождения данных об объемах производства и оборота алкогольной продукции за 1 квартал 2014 года.
В отношении ООО "ПК Кристалл-Лефортово" было вынесено определение N 03-14/1088-1 о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам административного правонарушения по ст. 14.19 КоАП РФ и о проведении административного расследования.
В ходе проверочных мероприятий административный орган пришел к выводу о том, что сведения, полученные в ходе проведения административного расследования, указывают на нарушение ООО "ПК Кристалл-Лефортово" требований ст.ст. 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N522 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", п. 1.1, п.1.2, п.2.2 Приложения N4 Приказа Росалкогольрегулирования от 14.06.2012 N150 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 09.03.2010 N136 "О некоторых мерах по ведению единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации".
Указанные нарушения были отражены в протоколе об административном правонарушении N 03-14/1088-2 от 11.09.2014, а именно:
- несоответствие объемов прочих расходов алкогольной продукции, зафиксированных в ЕГАИС, с информацией в первичных документах, в объеме 83,205 дал;
- несоответствие объемов закупки алкогольной продукции, зафиксированных в ЕГАИС, с информацией в первичных документах в объеме 4,2 дал, нарушение сроков фиксации заявок о получении продукции в ЕГАИС;
- отсутствие фиксации поставки алкогольной продукции в объеме 24,535 дал; несоответствие объемов поставки алкогольной продукции, зафиксированных в ЕГАИС, с информацией в первичных документах в объеме 21,795 дал.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, в т.ч. протокол N 03-14/1088-2 от 11.09.2014, и.о. заместителя руководителя Межрегионального управления по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу постановлением N 03-14/1088-3 от 22.09.2014 по делу об административном правонарушении Общество привлечено к административной ответственности на основании ст.14.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Полагая указанное постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд за защитой прав и законных интересов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой пришел к выводу о малозначительности совершенного ООО "ПК Кристалл-Лефортово" деяния.
Апелляционная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции, учитывая следующее.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и обороте. Объектом правонарушения, предусмотренного этой статьей, является порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и (или) обороте.
Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие), нарушающие порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, всесторонне оценив представленные по делу доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, пришел к выводу о том, что административный орган не доказал наличие во вменяемых эпизодах состава правонарушения, кроме одного, при этом правомерно руководствуясь следующим.
Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) установлены правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Учет и декларирование объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, объема винограда, использованного для производства винодельческой продукции регулируется ст. 14 Закона N 171-ФЗ.
Учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона (п.2 ст. 14 Закона N 171-ФЗ).
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 14 Закона N 171-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 N 522 (далее - Правила N 522) утверждены правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п.1 Правил N 522 настоящие Правила определяют порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - единая информационная система).
Единая информационная система содержит информацию, представленную организациями, осуществляющими производство и (или) оборот, в том числе импорт (за исключением розничной продажи), этилового спирта (за исключением этилового спирта по фармакопейным статьям), алкогольной (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции (далее соответственно - организации, продукция), организацией, находящейся в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляющей изготовление федеральных специальных и акцизных марок, а также информацию, представленную федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимую для осуществления государственного контроля за объемом производства и оборота продукции (п. 5 правил N 522).
Приказом Росалкогольрегулирования от 14.06.2012 N 150 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 г. N 136 "О некоторых мерах по ведению единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации" утвержден Порядок представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации.
В силу п.1 указанного Порядка заявки о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции (далее - фиксация информации), в том числе и заявки о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) справочной информации, представляются организациями, осуществляющими производство и (или) импорт этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - продукции) в Российскую Федерацию, их обособленными подразделениями, занимающимися производством и (или) импортом продукции, а также оборотом продукции на территории Российской Федерации (кроме розничной торговли).
В соответствии с п. 2 Порядка заявки о фиксации информации (далее - заявки), в том числе и заявки о фиксации в ЕГАИС справочной информации, создаются с помощью технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции организаций и представляются в ЕГАИС в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям в сроки, установленные настоящим приказом.
Приказом Росалкогольрегулирования от 14.06.2012 N 150 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 г. N 136 "О некоторых мерах по ведению единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации" также утверждены форма, порядок заполнения и сроком представления заявки о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В соответствии с п.1.2 данного Порядка заявка на внесение справочной информации в ЕГАИС об организациях, осуществляющих производство и (или) оборот, в том числе импорт, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: о российских организациях, об иностранных организациях, о грузополучателях розничной торговли, представляется в день ее заполнения, если информация о ней не найдена в ЕГАИС (если справочная информация об организации в ЕГАИС имеется - заявка не заполняется).
Заявку на внесение справочной информации в ЕГАИС об организациях, осуществляющих производство и (или) оборот, в том числе импорт, продукции: о российских организациях, об иностранных организациях, о грузополучателях розничной торговли заполняют организации по месту их нахождения (по месту нахождения обособленных подразделений организации), в том числе раздельно по каждому обособленному подразделению, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Как видно из материалов дела, согласно представленной товарно-транспортной накладной от 03.01.2014 N КН000321018, объем закупки у ООО "Кристалл-Лефортово" водки (код вида продукции - 200) составил 890,035 дал, ликероводочных изделий с содержанием этилового спирта свыше 25% (код вида продукции - 212) - 0,3 дал.
На основании заявки о фиксации сведений о получении (АЛ, ССП фасованная) от 04.01.2014 N КН000321018, дата отпуска груза - 03.01.2014, дата - получения груза -04.01.2014, дата фиксации в ЕГАИС - 18.08.2014.
Учитывая вышеизложенные нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ООО "ПК Кристалл-Лефортово" зафиксировало сведения о получении алкогольной продукции по ТТН N КН000321018 от 03.01.2014 с нарушением срока, а именно - 18.08.2014.
Суд первой инстанции в отношении вменяемого эпизода с несвоевременным отражением в ЕГАИС алкогольной продукции по ТТН N NКН000321018 от 03.01.2014 правомерно признал вину Общества доказанной.
Вместе с тем, суд области применил положения ст. 2.9 КоАП о малозначительности.
Апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки вывода суда.
Согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Из норм КоАП РФ следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер. Кроме того, пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 ноября 2008 года N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ, в том числе частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
При применении статьи 2.9 КоАП РФ суд учитывает, что законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
В силу статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Основанием для признания правонарушения малозначительным в данном случае являются следующие обстоятельства: характер правонарушения, отсутствие вредных последствий для государства и конкретных граждан, вреда или угрозы его причинения, отсутствие существенных угроз охраняемым общественным отношениям.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что вменяемое правонарушение представляет опасность для общественных отношений, административным органом не обоснован и документально не подтвержден.
Апелляционный суд, учитывая социальную значимость охраняемых общественных отношений в сфере ценообразования, в то же время приходит к выводу, что в рассматриваемом случае назначение Обществу наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей (принимая во внимание все обстоятельства дела) не будет отвечать требованиям справедливости и соразмерности.
Цель административного наказания в силу положений ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в данном случае в виде предупреждения совершения новых правонарушений.
Доводы жалобы относительно применения положений ст.2.9 КоАП РФ, исследованные апелляционной инстанцией, не могут позволить сделать вывод о незаконности обжалуемого судебного акта, они выражают лишь несогласие с изложенными судом выводами.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности судебного акта, в апелляционной жалобе не приведено.
Апелляционная инстанция находит, что судом дана правильная оценка представленным доказательствам, выводы сделаны с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
С учетом вышесказанного, обжалуемое решение отмене не подлежит, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного Курской области от 26.05.2015 по делу N А35-8767/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-8767/2014
Истец: ООО "ПК КРИСТАЛЛ-ЛЕФОРТОВО"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному округу (МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО)