г. Владимир |
|
10 августа 2015 г. |
Дело N А43-30292/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.08.2015.
Полный текст постановления изготовлен 10.08.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Казаковой Н.А., Родиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой О.О.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Кировского отделения государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области" - полномочные представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещёны надлежащим образом (уведомление N 22690);
от ответчика (заявителя) - индивидуального предпринимателя Кравчука Вячеслава Валерьевича - полномочные представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещёны надлежащим образом (уведомление N 22689);
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования:
общества с ограниченной ответственностью "Транслогистик 52" - полномочные представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещёны надлежащим образом (уведомление N 23035);
Казаряна Артуша Сергеевича - полномочные представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещёны надлежащим образом (уведомление N 22688);
общества с ограниченной ответственностью ТЭК "Автолидер" - полномочные представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещёны надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кравчука Вячеслава Валерьевича на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.04.2015 по делу N А43-30292/2014, принятое судьей Романовой А.А.,
по иску Кировского отделения государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области", г.Киров Кировской области (ОГРН 1044316526187, ИНН 4345080043), к ответчику индивидуальному предпринимателю Кравчуку Вячеславу Валерьевичу, г.Бор Нижегородской области (ОГРН 305524605600035, ИНН 524612154900), о возмещении вреда в сумме 185 119 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Кировское отделение государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к индивидуальному предпринимателю Кравчуку Вячеславу Валерьевичу (далее - ИП Кравчук В.В.) о взыскании 185 119 руб. ущерба, причиненного автомобильным дорогам.
Ответчик иск не признал.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.04.2015 по делу N А43-30292/2014 исковые требования удовлетворены.
ИП Кравчук В.В., не согласившись с принятым решением, просит его отменить на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель утверждает, что на момент составления акта N 1310 от 11.05.2014 транспортное средство находилось во временном владении ООО "ТЭК "Автолидер" на основании договора аренды транспортного средства без экипажа N 2014-03-05 от 10.05.2014, в связи с этим ИП Кравчук В.В. является ненадлежащим ответчиком.
Представители сторон и третьих лиц в судебное заседание не явились. В отзыве от 03.06.2015 истец указал, что с жалобой не согласен, считает решение суда законным и обоснованным, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 11.05.2014 на 5 км автомобильной дороги Киров-Советск-Яранск (пост ДПС, Советск) проведены мероприятия по измерению весовых параметров автотранспортных средств в части соблюдения ограничений по осевым нагрузкам на вышеуказанной автомобильной дороге. Установлен факт перевозки тяжеловесного груза автомобилем VOLVO FH TRUCK 4*2, государственный регистрационный знак Т375ХЕ/52, с полуприцепом SPR24, регистрационный знак АМ6494/52.
По результатам весового контроля, проведенного с участием водителя,
должностным лицом составлен акт от 11.05.2014 N 1310 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось. Осевые нагрузки по осям автомобиля указаны в пункте 10 акта, согласно которому фактические осевые нагрузки составили (т) 5.80, 8.75, 5.89, 5.80, 6.15, тогда как нормативные составляют соответственно 6.00, 6.00, 4.00, 4.00, 4.00.
Водитель Казарян А.С., при участии которого составлен данный акт, подписал его без замечаний и возражений. Экземпляр акта вручен водителю под роспись.
На момент взвешивания транспортные средства находились в собственности ответчика, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела копии свидетельств о регистрации транспортных средств. Ответчик данное обстоятельство не оспорил.
В соответствии с актом транспортными средствами ответчика осуществлялась перевозка груза граница Нижегородская область, город Бор
- граница Нижегородской области - город Яранск - город Советск - город Киров. Данный факт перевозки подтвержден также товарно-транспортной накладной от 08.05.2014 N 182, согласно которой груз принят к перевозке водителем Казарян А.С., путевым листом N 39 за период с 11.05.2014 по 10.06.2014, выданным ИП Кравчуком В.В.
Протяженность перевозки тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения регионального и межмуниципального значения Кировской области составила 277 км.
В результате перевозки автомобильным дорогам межмуниципального значения регионального и межмуниципального значения Кировской причинен ущерб, размер которого в соответствии с указанным актом и расчетом истца составил 18 519 руб. Претензия о возмещении ущерба была оставлена ответчиком без удовлетворения.
На основании изложенного истец обратился в суд с настоящим иском.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В части 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ определено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Для получения специального разрешения требуется: 1) согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи; 2) возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ выдача специального разрешения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог.
В соответствии с частью 5 статьи 4 названного Закона об автомобильных дорогах на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
В силу пункта 7 статьи 12 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится в том числе определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Согласно пункту 2 указанных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
В силу пункта 3 Правил осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит
маршрут движения транспортного средства.
Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или
межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
В соответствии с пунктом 5 вышеуказанных Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит
маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
На основании указанных нормативных актов Правительством Кировской области принято Постановление от 16.02.2010 N 40/49 "Об определении размера вреда и возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения".
Постановлением Правительства Кировской области от 03.03.2014 N 251/137 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2014 года с 15.04.2014 по 14.05.2014 введено временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения с превышением предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства. Одновременно утверждены предельно допустимые значения нагрузки на каждую ось транспортного средства в 2014 году и размеры возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, за проезд по автомобильным дорогам на территории Кировской области в период временного ограничения движения из расчета превышения значений предельно допустимых осевых
нагрузок на каждую ось транспортного средства. В соответствии с пунктом 4
Постановления Кировское областное ГКУ "Дорожный комитет Кировской области" уполномочено обеспечивать проверку соблюдения пользователями автомобильных дорог весовых параметров транспортных средств, на осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, а также на осуществление выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств в период временного ограничения.
Согласно пункту 2 указанного Постановления органом, уполномоченным на осуществление проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог Кировской области регионального или межмуниципального значения весовых и габаритных параметров транспортных средств, на осуществление расчета, начисления и взимания
платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, а также на осуществление выдач и специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств определено КОГУ "Дорожный комитет Кировской области". Учреждение осуществляет проверку соблюдения весовых и габаритных параметров транспортных средств при движении по автомобильным дорогам (пункт 2.4.2 устава).
В качестве основания заявленного требования истец указал на наличие вреда автомобильным дорогам Кировской области при перевозке груза транспортным средством ответчика с параметрами, превышающими допустимые значения по нагрузке на оси.
Факт превышения установленных ограничений по нагрузке на оси при перевозке тяжеловесного груза при отсутствии специального разрешения подтверждается вышеупомянутым актом. Данный акт контроля весовых параметров содержит все необходимые данные: о месте и дате составления, о лицах, производящих взвешивание, о транспортном средстве, марке, регистрационном номере, о принадлежности транспортного средства, характеристике груза, о маршруте движения, о допустимых и фактических осевых нагрузках, подписи водителя и лиц, производивших взвешивание.
К акту приложены регистрационные документы на транспортные средства, согласно которым собственником транспортных средств являлся ответчик.
Доказательства наличия специального разрешения на провоз тяжеловесного груза при движении по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения Кировской области ответчиком в материалы дела не представлены, как и доказательств того, что до предъявления истцом иска о взыскании платы за провоз тяжеловесного груза ответчик обжаловал акт в связи с несогласием с ним.
ИП Кравчук В.В. при предъявлении иска в суд заявил, что на момент составления акта N 1310 от 11.05.2014 транспортное средство находилось во временном владении ООО "ТЭК "Автолидер" на основании договора аренды транспортного средства без экипажа N 2014-03-05 от 10.05.2014. При этом указал, что водитель Казарян А.С., принявший груз к перевозке, присутствующий при составлении акта, находился в отпуске и в добровольном порядке оказывал услуги по перевозке груза ООО "ТЭК "Автолидер".
Между тем при составлении акта водитель представил путевой лист N 39, выданный ответчиком 11.05.2014, что подтверждает факт использования транспортного средства по заданию ответчика. На путевом листе проставлены отметки о технической исправности автомобиля при выпуске в рейс от 11.05.2014, а также о прохождении водителем медицинского осмотра 11.05.2014. Данная информация не соответствует объяснениям водителя, акту приема-передачи ТС в аренду от 10.05.2014, а также приказу о предоставлении последнему отпуска, согласно которому отпуск предоставлен с 10.05.2014 по 16.05.2014. По этой причине суд правомерно не признал факт нахождения транспортного средства во временном владении ООО "ТЭК "Автолидер" доказанным.
На путевом листе стоят отметки о его выдаче 11.05.2014, он содержит все необходимые реквизиты, являющиеся обязательными. Путевой лист является подтверждением факта осуществления транспортным средством от имени организации, его выдавшим, перевозку грузом, пассажиров, багажа (статья 6 ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).
Иного путевого листа при составлении акта водителем не представлено.
Кроме того, в товарно-транспортной накладной, представленной водителем при составлении акта, указано, что перевозчиком груза является ООО "Транслогистик 52".
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, доступным суду и предоставленным на основании решения ФНС России N 1044 от 15.12.2006, Кравчук Вячеслав Валерьевич (ИНН 524612154900) на момент составления акта, являлся генеральным директором ООО "Транслогистик 52", о чем в реестр 04.04.2014 внесена соответствующая запись.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что представленный в материалы дела путевой лист свидетельствует о том, что перевозка груза была осуществлена по заданию ответчика, в связи с чем именно ответчик является субъектом ответственности за причинение ущерба, предъявленного истцом ко взысканию. Поскольку факт причинения ущерба ответчиком, размер ущерба, а также наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями ответчика и причиненным ущербом нашли подтверждение при рассмотрении настоящего дела, иск удовлетворен правомерно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают указанные выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены судебного акта. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не допущено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.04.2015 по делу N А43-30292/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кравчука Вячеслава Валерьевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Т.С. Родина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-30292/2014
Истец: КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДОРОЖНЫЙ КОМИТЕТ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: Кравчук Вячеслав Валерьевич
Третье лицо: Казарян Артуш Сергеевич, ООО "ТЭК"Автолидер", ООО Транслогистик 52