г. Саратов |
|
11 августа 2015 г. |
Дело N А57-25730/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" августа 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Борисовой Т.С., Жаткиной С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Торговый Дом "Эластик" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 апреля 2015 года, по делу N А57-25730/2014, (судья Духовнова Е.В.),
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Торговый Дом "Эластик" (413840,Саратовская область, г. Балаково, ул. Комсомольская, д. 59, ОГРН 1026401414710, ИНН 6439036389)
к муниципальному унитарному предприятия Балаковского муниципального района "Балаково-Водоканал" (413853, Саратовская область, г. Балаково, ул. Радищева, д. 55, ОГРН 103643903227, ИНН 6439053289),
третье лицо: Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Московская, д. 70, ОГРН 1046405027107, ИНН 6450076459)
о признании в части недействительным договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ,
при участии в судебном заседании: от истца - представитель Анощенков А.А., по доверенности от 12.01.2015 года,
от ответчика Бурчева О.Н., по доверенности от 19.01.2015 года,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Торговый Дом "Эластик" (далее по тексту - ЗАО "ТД "Эластик") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области к муниципальному унитарному предприятию Балаковского муниципального района "Балаково-Водоканал" (далее по тексту - МУП БМР "Балаково-Водоканал") с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным пункта 5.3 договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ N 509 от 01.12.2013 г.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29 апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований закрытого акционерного общества "Торговый Дом "Эластик" отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, закрытое акционерное общество "Торговый Дом "Эластик" обратилось с жалобой в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 апреля 2015 года и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требований ЗАО "Торговый Дом "Эластик" в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что общество не сбрасывает загрязняющие вещества в сточные воды и не осуществляет негативное воздействие на окружающую среду, поэтому у него не возникает обязанности уплачивать какие-либо компенсации.
Представитель закрытого акционерного общества "Торговый Дом "Эластик" в судебном заседании поддержал довод апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель муниципального унитарного предприятия Балаковского муниципального района "Балаково-Водоканал" в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела в открытом судебном заседании, апелляционный суд приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 20.03.2014 г. между МУП БМР "Балаково-Водоканал" (гарантирующей организацией; далее - предприятие) и ЗАО "ТД "Эластик" (абонентом; далее - общество) с протоколом разногласий был подписан договор от 01.12.2013 г. N 509 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, по условиям которого гарантирующая организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть холодную питьевую воду установленного качества (питьевая вода соответствует нормам СанПиН 2.1.4.1074-01) в объеме, определенном договором, осуществлять прием сточных вод и загрязняющих веществ абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета, соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации и производить гарантирующей организации оплату потребленной холодной воды и сброшенных сточных вод в сроки, порядке и размере, определенном в договоре.
Пунктом 5.3 данного договора предусмотрено, что плата за сброс загрязняющих веществ абонентом производится согласно нормативам по качеству сточных вод, установленным органами местного самоуправления в порядке, утвержденном постановлением Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220-П (в редакции постановлений Правительства Саратовской области от 18.11.2005 N 390-П, от 07.12.2005 N 412-П, от 17.11.2006 N 360-П, от 30.11.2007 N 422-П, от 25.12.2009 N 657-П, от 25.09.2013 N 501-П). Стоимость сброса загрязняющих веществ за 1 м3 сточных вод составляет 5,14 рубля (без учета НДС). С учетом индексации стоимость сброса загрязняющих веществ дифференцируется.
В протоколе разногласий от 20.03.2014 г. общество предложило исключить, среди прочих, пункт 5.3 договора.
В ответ на данный протокол от предприятия получен протокол согласования разногласий, датированный апрелем 2014 г., в котором предложено принять пункт 5.3 в редакции предприятия.
Таким образом, протокол разногласий общества отклонен предприятием.
Поскольку предложение абоненту заключить договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ исходит от обязанной стороны (ресурсоснабжающей организации), и протокол разногласий отклонен, истец 24.11.2014 г. обратился в суд о признании недействительным п. 5.3 договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ N 509 от 01.12.2013 г.
Принимая законное и обоснованное решение, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду, в том числе относятся сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее по тексту - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644).
Глава 5 Федерального закона N 416-ФЗ предусматривает необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пункт 10 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ предусматривает, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпункт "и" пункта 35 Правил N 644 предусматривает, что абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; подпункт "ж" пункта 35 Правил N 644 предусматривает обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 111 Правил N 644 Абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Согласно пункту 64 Правил N 167 Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Пунктом 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории) (пункт 67 Правил N 167).
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 70 Правил расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод сверх установленных нормативов сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 71 Правил установлено, что расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, определение платы за сброс в составе сточных вод абонентов загрязняющих веществ, с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, запрещенных или не согласованных к сбросу в системы канализации, а также за установленный факт аварийного сброса всех видов загрязняющих веществ находится в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Соответствующие нормативы предельно-допустимых и временно-согласованных концентраций загрязняющих веществ, сбрасываемых абонентами в систему городской канализации, установлены для предприятий, организаций и учреждений города Балакова Постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 16.09.2011 г. N 3602 "Об утверждении нормативов сброса по качеству сточных вод абонентов МУП "Балаково-Водоканал" и показатели эффективности работы очистных сооружений МУП "Балаково-Водоканал".
Учитывая, что МУП "Балаково-Водоканал" не осуществляет контроль за составом стоков истца, истец обязан вносить плату за сброс загрязняющих веществ в систему городской канализации в соответствии с нормативами сброса загрязняющих веществ, установленными органами местного самоуправления.
Таким образом, пункт 1 Постановления Правительства РФ N 1310 предусматривает оплату абонентами МУП "Балаково-Водоканал" за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде.
МУП "Балаково-Водоканал", являясь гарантирующей организацией в соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в целях бесперебойного водоотведения сточных вод абонентов заключает договоры со всеми остальными организациями ВКХ, эксплуатирующими отдельные компоненты ЦСВ. Оплата услуг организаций ВКХ, эксплуатирующими отдельные компоненты ЦСВ, осуществляется гарантирующей организацией по тарифам, определенным согласно положениям гл. 6 Ф3N 416-ФЗ.
МУП "Балаково-Водоканал" на основании Разрешения от 03.11.2011 г. N БЛК-1 на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в окружающую среду, выданным Управлением Росприроднадзора по Саратовской области осуществляет в федеральный бюджет плату за сброс загрязняющих веществ согласно установленным нормативам.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей в природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" МУП "Балаково-Водоканал" на основании лицензии от 14.11.2013 г. N 64-00121 Росприроднадзора по Саратовской области осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-1У класса опасности. Размещаемые отходы: осадки при механической и биологической очистке сточных вод - иловые осадки БОС, шлам механической очистки сточных вод. Место размещения отходов - очистные сооружения канализации. За что МУП "Балаково-Водоканал" также производит плату за негативное воздействие на окружающую среду в федеральный бюджет.
Таким образом, утверждение истца, что МУП "Балаково-Водоканал" не вправе получать от своих абонентов плату за сброс загрязняющих веществ, негативно воздействующих на окружающую среду и централизованную систему канализации, необоснованно.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что условия, содержащиеся в пункте 5.3.договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 01.12.2013 г. N 509 об оплате сброса загрязняющих веществ соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, являются обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права, полной и всесторонней оценке имеющихся в деле доказательств, вследствие чего, апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению, решение суда - отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 апреля 2015 года по делу N А57-25730/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-25730/2014
Истец: ЗАО "ТД "Эластик"
Ответчик: МУП Балаковского МР "Балаково-Водоканал", МУП Балаковского муниципального района "Балаково-Водоканал"
Третье лицо: Управление Росприроднадзора по Саратовской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области