г. Челябинск |
|
12 августа 2015 г. |
Дело N А34-1861/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран" на решение Арбитражного суда Курганской области от 29 мая 2015 года по делу N А34-1861/2015 (судья Шестакова Л.П.).
В судебном заседании принял участие представитель заместителя прокурора Курганской области - Москвитин Н.Н. (служебное удостоверение).
Заместитель прокурора Курганской области (далее - заявитель, прокурор, административный орган) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран" (далее - заинтересованное лицо, ФГУП "Экран", предприятие) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением суда от 29 мая 2015 года (резолютивная часть объявлена 26 мая 2015 года) заявленные требования удовлетворены: предприятие привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 руб.
Также решением суда отказано предприятию в удовлетворении ходатайства о передаче дела на рассмотрение арбитражного суда по месту нахождения организации, поскольку заявитель применил альтернативную подсудность и подал заявление в арбитражный суд по месту совершения вмененного в вину ФГУП "Экран" административного правонарушения.
Заинтересованное лицо, не согласившись с таким решением, обжаловало его в апелляционном порядке - в жалобе просит судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт.
Предприятие считает, что в данном случае событие административного правонарушения отсутствует, поскольку защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО) не обладает специальными требованиями, предъявляемыми к данным сооружениям, а потому не может быть использовано по назначению.
Несмотря на то, что ЗС ГО закреплено за ФГУП "Экран" на праве хозяйственного ведения, потребность в ЗС ГО у органов местного самоуправления и необходимость использования ЗС ГО отсутствует.
Кроме того, спорный объект ЗС ГО по итогам инвентаризации, проведенной на территории Курганской области, признан объектом защиты, необоснованно поставленным на учет, так как ЗС ГО утратило защитные свойства, в связи с чем, общество приступило к процедуре снятия с учета ЗС ГО, являющихся собственностью Российской Федерации.
Таким образом, по мнению предприятия, событие вмененного административного правонарушения отсутствует, что в силу ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения рассматриваемого дела об административном правонарушении.
До судебного заседания от прокурора поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган не согласился с доводами, изложенными в жалобе, и просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. По мнению прокурора, довод предприятия об отсутствии вины и причинно-следственной связи между недостатками сооружения и действиями ФГУП "Экран" обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку в настоящем случае правомерно установлено, что спорный объект принят на учет и находится в хозяйственном ведении предприятия, которое обязано содержать его в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению. Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о несостоятельности позиции ФГУП "Экран" об отсутствии у него обязанности принимать меры для соблюдения нормативных требований к содержанию объекта ЗС ГО. Кроме того, заявитель поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что, поскольку объект не снят с учета в установленном законом порядке, предприятие обязано принимать меры по соблюдению требований в области гражданской обороны и надлежащему содержанию защитного сооружения. Таким образом, по мнению заявителя, материалами дела подтверждается, что ЗС ГО содержится с нарушением требований эксплуатации, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился, направив ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
С учетом мнения представителя заявителя и ходатайства ФГУП "Экран", в соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено апелляционным судом в отсутствие предприятия.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, прокурором проведена проверка в отношении ФГУП "Экран" на предмет обеспечения сохранности находящихся в федеральной собственности объектов нежилого фонда - ЗС ГО, расположенного по адресу: г. Курган, пр. Конституции, д. 7.
В рамках проверки установлено, что на балансе на праве хозяйственного ведения ФГУП "Экран" имеет отдельно стоящее убежище 3-го класса, расположенное по адресу: г. Курган, пр. Конституции, д. 7, принятое в эксплуатацию в 1975 году, общей площадью 252,3 кв.м., вместимостью 300 человек, общим объемом 900,7 куб.м., паспорт убежища N 46/11, инвентарная карточка учета объекта основных средств N 450000042.
Кроме того, проверкой установлено, что ЗС ГО используется ФГУП "Экран" с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания, в частности: предприятием не обеспечена готовность ЗС ГО к приему укрываемых, не соответствует нормам ИТМ ГО, в мирное время не используется. Характеристика систем жизнеобеспечения: состояние систем вентиляции, энергоснабжения, водоснабжения и канализации находится в нерабочем состоянии. Общее состояние ЗС ГО неудовлетворительное (конструкции, протечки, герметичность). Системы жизнеобеспечения в нерабочем состоянии. Тип защитного сооружения - А-III, отдельно стоящее, проектная вместимость: 300 человек. Составлена справка от 27.02.2015 изучения состояния и содержания защитного сооружения ГО, расположенного по адресу: г. Курган, пр. Конституции, д. 7 (т. 1, л.д. 27).
По результатам проверки подготовлено заключение специалиста по вопросам гражданской обороны от 27.02.2015 (т. 1, л.д. 19-20) с фототаблицей, фиксирующей состояние ЗС ГО (т. 1, л.д. 21-26), с выявленными нарушениями, в частности:
1) не проводится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем (раздел 5.1 главы 5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583);
2) не проведен капитальный ремонт специального оборудования защитного сооружения гражданской обороны (раздел 5.1 главы 5 Правил);
3) не обозначены маршруты движения к защитному сооружению (п. 6.2.3 главы 6 Правил);
4) не проводится планово-предупредительный ремонт строительных конструкций защитного сооружения гражданской обороны (раздел 5.2 главы 5 Правил);
5) инженерно-техническое оборудование ЗС ГО находится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению (электроручные вентиляторы отсутствуют, воздуховодные трубы вентиляции частично отсутствуют, отсутствуют герметические двери, электрощитовая непригодна для эксплуатации) (п. 3.2.11 главы 3 Правил);
6) фильтры-поглотители ЗС ГО находятся в неисправном состоянии (раздел 4.4 главы 4 Правил);
7) стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер не окрашены поливинилацетатными красками, инженерные элементы в нутрии ЗС ГО не окрашены в соответствующие цвета (п. 3.2.10 главы 3 Правил);
8) санузлы ЗС ГО не используемые в мирное время не закрыты и не опечатаны, демонтированы унитазы и смывные бачки (п. 3.2.24 главы 3 Правил);
9) помещения ЗС ГО затоплены (п. 3.2.7 главы 3 Правил);
10) в неиспользуемых помещениях в зимнее время температура воздуха ниже + 10° С (температура в ЗС ГО в зимнее время ниже 0° С) (п. 3.2.19 главы 3 Правил);
11) нарушена герметизация сооружения (отсутствуют герметические двери, отсутствуют уплотнительные резинки на герметических ставнях) (п. 3.2.1 главы 3 Правил);
12) не пронумерованы герметические ставни (п. 6.2.2 главы 6 Правил).
Прокуратурой города Кургана сопроводительным письмом от 13.03.2015 N 07-06-15 в адрес прокуратуры Курганской области, во исполнение поручения последней, направлены материалы проверки, содержащие также выводы специалистов по обследованию ЗС ГО, расположенных на территории города Кургана, а также копии документов предприятия, подтверждающих закрепление за ним на праве хозяйственного ведения объекта ЗС ГО (т. 1, л.д. 18).
02 апреля 2015 года прокурором, в присутствии законного представителя предприятия - директора Щербинина В.В., действующего по доверенности N 46 от 24.03.2015, с учетом его объяснений, вынесено постановление о возбуждении в отношении ФГУП "Экран" дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ (т. 1, л.д. 9-13, 75-79, 128, 129, 130).
Копия постановления вручена представителю предприятия, о чем свидетельствует его подпись (т. 1, л.д. 9-13).
На основании ст. 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что в действиях предприятия доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.
При назначении административного штрафа суд признал смягчающим административную ответственность обстоятельством совершение административного правонарушения впервые и назначил наказание по нижнему пределу санкции ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 20 000 руб.
Также суд посчитал, что в данном случае положения ст. 2.9 КоАП РФ не применимы, поскольку совершенное правонарушение в сфере гражданской обороны является существенным по своему характеру.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции, с учетом положений ст. 210 АПК РФ, считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно с ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", приказом МЧС РФ от 15.12.2008 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" осуществляется правовое регулирование в области гражданской обороны.
В силу ст. 1 Закона N 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 3 Закона N 28-ФЗ правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из ст. 9 Закона N 28-ФЗ следует, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: в том числе планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.
Так, во исполнение требований Закона N 28-ФЗ принято постановление от 29.11.1999 N 1309, согласно которому определяется порядок создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны.
В силу с п. 10 Порядка на организации возложены, в том числе обязанности по созданию в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объектов гражданской обороны, а также обеспечению сохранности объектов гражданской обороны.
Согласно п. 13 данного Порядка в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу п. 1.2 Правил, следует, что статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), и требования Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий.
Разделом 5 Правил предусмотрено техническое обслуживание и ремонт защитных сооружений: техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем включают капитальный ремонт (в п. 5.1 Правил); техническое обслуживание общепромышленного оборудования осуществляется в соответствии с положениями о планово-предупредительных ремонтах этого оборудования и строительных конструкций ЗС ГО (п. 5.2 Правил).
Согласно п. 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации. Помещения защитных сооружений гражданской обороны должны быть сухими.
В силу п. 3.2.7 Правил - помещения ЗС ГО должны быть сухими. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проекта; стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер окрашиваются поливинилацетатными красками (п. 3.2.10 Правил); инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (п. 3.2.11 Правил); помещения защитных сооружений, в которых при режиме повседневной деятельности не предусматривается постоянная работа вентиляционных систем, следует периодически проветривать наружным воздухом. При проветривании необходимо учитывать состояние наружного воздуха в зависимости от времени года и характера погоды: нельзя проветривать помещения влажным воздухом, т.е. во время дождя или сразу после него, а также в сырую туманную погоду. Нормальной в защитном сооружении считается относительная влажность воздуха не выше 65-70%. Проветривание производится периодически. Периодичность проветривания определяется службой эксплуатации с учетом местных условий. В неиспользуемых помещениях в зимнее время температура воздуха должна быть не ниже +10°С (п. 3.2.19 Правил); санузлы, не используемые в хозяйственных целях, должны быть закрыты и опечатаны. Допускается использование их во время учений, но при этом следует производить периодический осмотр и ремонт. Помещения санузлов могут быть использованы под кладовые, склады и другие подсобные помещения. В этом случае санузел отключается от системы канализации, а смонтированное оборудование (унитазы и смывные бачки) консервируются без его демонтажа. Расконсервация санузлов должна выполняться в установленные сроки при переводе ЗС ГО на режим убежища (укрытия) (п. 3.2.24 Правил); на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ указывается порядковый номер, который наносится белой краской с наружной и внутренней стороны: "Дверь N 1", "Ставень N 2" и т.д. Маркировке подлежит и все внутреннее оборудование защитного сооружения; п. 6.2.3 Правил - маршруты движения к защитным сооружениям выбираются из условия минимально возможного времени подхода к ним от места работы или места жительства укрываемых. Маршруты обозначаются указателями в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечиваются с учетом требований по светомаскировке). Указатели устанавливаются при каждом изменении направления маршрута движения. Размеры указателя по длине - 50 см. и ширине - 15 см. На поле белого цвета наносится надпись черного цвета: УБЕЖИЩЕ или УКРЫТИЕ и расстояние в метрах до входа в ЗС ГО (Приложение N 4) (п. 6.2.2 Правил).
В силу с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 N 227 расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено в п. 1 постановления Российской Федерации от 16.03.2000 N 227, организациями (за исключением бюджетных учреждений) финансируются в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).
Обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию ЗС ГО по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений) возложена на организации, на учете которых находятся ЗС ГО.
Из дела следует, что ФГУП "Экран" в качестве юридического лица зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1026604952956 (т. 1, л.д. 80-112).
Спорное ЗС ГО является убежищем 3 класса защиты, расположено по адресу: г. Курган, пр. Конституции, д. 7, находится в федеральной собственности и передано на праве хозяйственного ведения ФГУП "Экран". Статус указанного ЗС ГО как объекта гражданской обороны подтверждается наличием у предприятия паспорта убежища N 46/11 (т. 1, л.д. 14).
Согласно распоряжению N 110 от 12.02.2010 за ФГУП "Экран" закреплен (позиция 1, т. 1, л.д. 53) и передан по акту (позиция 1, т. 1, л.д. 56) в 2010 году спорный объект ГО, паспорт убежища N 46/11 заполнен 20.03.2014.
Переданное помещение убежища по вышеуказанному адресу зарегистрировано на праве собственности, субъект права - Российская Федерация (свидетельство о государственной регистрации права N 45АА 312120 от 08.07.2011), право хозяйственного ведения зарегистрировано за ФГУП "Экран", (свидетельство о государственной регистрации права N 45АА 252069 от 07.06.2011) (т. 1, л.д. 17, 113).
На основании п. 2.3 Устава ФГУП "Экран" (т. 1, л.д. 115-127) специмущество ГО передано ФГУП "Экран" с целью приема, размещения, замены, освежения и хранения специмущества ГО, технического обслуживания специмущества, эксплуатации и содержания зданий, сооружений и других объектов, являющихся федеральной собственностью и переданных обществом в установленном порядке в хозяйственное ведение, обеспечения работоспособности соответствующих инженерных коммуникаций, технических средств и оборудования, организации и выполнения всех видов ремонта, необходимых для их нормальной эксплуатации и т.д.
Наличие у ФГУП "Экран" обязанности по проведению и финансированию мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, закреплено в подп. "е" ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" во взаимосвязи со ст. 9 Закона N 28-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что на ФГУП "Экран" возложена обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию сооружения по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений).
ФГУП "Экран" обязано принимать меры по соблюдению требований в области гражданской обороны, поскольку на момент проведения проверки и рассмотрения материалов дела ЗС ГО не снято с учета, не списано, и содержится с нарушением действующего законодательства, хотя у предприятия имелась возможность по соблюдению требований законодательства, однако, им не предпринято мер к этому.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что материалами дела доказан состав вмененного предприятию административного правонарушения по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.
Доводы жалобы подлежат отклонению, поскольку материалами дела доказана причинно-следственная связь между недостатками спорного ЗС ГО и действиями (бездействием) ФГУП "Экран".
Таким образом, суд правомерно привлек предприятие к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в сумме 20 000 руб., не усмотрев оснований для применения положений ст. 2.9 КоАПК РФ.
Обстоятельств, исключающих привлечение заявителя к административной ответственности (ст. 24.5 Кодекса), нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении, не установлено; срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нарушения либо неправильного применения норм материального права не допущено.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба ФГУП "Экран" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 29 мая 2015 года по делу N А34-1861/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-1861/2015
Истец: Первый заместитель прокурора Курганской области
Ответчик: ФГУП по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "ЭКРАН"
Третье лицо: ФГУП "Экран" в г. Кургане, ФГУП по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений ГО "Экран"