город Омск |
|
14 августа 2015 г. |
Дело N А81-6142/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Кудриной Е.Н., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Ткачевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7139/2015) муниципального предприятия "Салехардремстрой" муниципального образования город Салехард на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.05.2015 по делу N А81-6142/2014 (судья Антонова Е.В.) по иску Департамента городского хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард (ОГРН 1128901001206, ИНН 8901026538) к муниципальному предприятию "Салехардремстрой" муниципального образования город Салехард, (ОГРН 1028900508658, ИНН 8901008306), третье лицо: Департамент финансов Администрации муниципального образования город Салехард, о взыскании 823 610 руб. 49 коп.,
установил:
Департамент городского хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к муниципальному предприятию "Салехардремстрой" муниципального образования город Салехард (далее - МП "Салехардремстрой" МО г. Салехард, предприятие, ответчик), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента финансов Администрации муниципального образования город Салехард, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о возврате предоставленной субсидии в размере 823 610 руб. 49 коп.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.05.2015 по делу N А81-6142/2014 исковые требования Департамента удовлетворены, в его пользу с предприятия взысканы денежные средства в размере 823 610 руб. 49 коп. Этим же решением с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 19 472 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с решением, МП "Салехардремстрой" МО г. Салехард в апелляционной жалобе просит его отменить полностью, разрешить вопрос по существу.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указал, что расчет исковых требований документально не подтвержден, в том числе не представлены доказательства отнесения ответчиком на субсидируемые виды затрат иных затрат, доказательства необоснованного включения в размер расходов по субсидиям заработной платы в размере 3 255 266 руб. 49 коп. Не доказано обращение истца за подтверждающими расход субсидий документами и, что ему в этом было отказано. Суд первой инстанции не дал оценку всем доводам предприятия, в том числе доводам со ссылками на судебную практику. Подписанное сторонами соглашение не содержит условий о возврате субсидий, условия о предоставлении субсидий предприятием не нарушались. Отношения, возникшие на основании соглашения, не являются гражданско-правовыми.
Истец и третье лицо в письменных отзывах на жалобу выразили несогласие с доводами ответчика.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Департамент финансов заявил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено. На основании части 1 статьи 266, частей 3, 5 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзывы на неё, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что сторонами заключено соглашение N 12 от 04.03.2014 о предоставлении из бюджета муниципального образования город Салехард субсидии на возмещение выпадающих доходов юридическим лицам, созданным и наделённым органом местного самоуправления статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела в муниципальном образовании, в связи с оказанием услуг по захоронению невостребованных трупов, а также затрат на содержание залов ритуальных услуг, круглосуточной дежурной службы, в том числе затрат на транспортировку тел умерших.
Предметом данного соглашения является предоставление предприятию (получателю) в 2014 году из бюджета муниципального образования город Салехард субсидии на возмещение выпадающих доходов юридическим лицам, созданным и наделённым органом местного самоуправления статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела в муниципальном образовании, в связи с оказанием услуг по захоронению невостребованных трупов, а также затрат на содержание залов ритуальных услуг, круглосуточной дежурной службы, в том числе затрат на транспортировку тел умерших.
Размер предоставляемой субсидии определён соглашением в размере 9 401 185 руб. 14 коп. (пункт 2.1).
При исполнении настоящего соглашения стороны согласно пункту 1.3 соглашения руководствуются Положением о порядке предоставления из бюджета муниципального образования город Салехард субсидии на возмещение выпадающих доходов юридическим лицам, созданным и наделенным органом местного самоуправления статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела в муниципальном образовании, в связи с оказанием услуг по захоронению невостребованных трупов, а также затрат на содержание залов ритуальных услуг, круглосуточной дежурной службы, в том числе затрат на транспортировку тел умерших, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования город Салехард от 04.03.2014 N 103 (далее - Положение N 103).
Пунктом 7.3 соглашения установлено, что Департамент осуществляет текущий и последующий финансовый контроль за соблюдением ответчиком условий соглашения и Положения N 103. В рамках осуществления последующего финансового контроля Департамент проводит камеральные, выездные проверки по месту нахождения ответчика. Проверки проводятся не чаще одного раза в год. При осуществлении последующего финансового контроля проверяется достоверность сведений, предоставляемых получателем в отчётах. Для проверки этих сведений уполномоченным органом проводится проверка данных бухгалтерского и налогового учёта получателя, для чего последний обязан предоставить первичные учётные документы, регистры бухгалтерского учёта, отчётность в налоговые органы, пенсионный фонд, фонд социального страхования.
По условиям пунктов 7.5, 7.6 соглашения субсидия подлежит возврату в бюджет муниципального образования город Салехард в случае нарушения получателем условий предоставления субсидии. Возврат субсидии (в том числе авансовых платежей) осуществляется получателем в течение 10 банковских дней с момента доведения истцом до его сведения письменного уведомления о необходимости возврата субсидии.
По платежным поручениям N N 499, 500 от 02.04.2014, NN 585, 586 от 10.04.2014, N 865 от 16.05.2014, N 1432 от 14.08.2014, N 1494 от 15.08.2014 и N 1607 от 08.09.2014 ответчику из бюджета муниципального образования город Салехард в качестве субсидии перечислены денежные средства в общем размере 7 284 207 руб. 90 коп.
В период с 25.08.2014 по 15.09.2014 истцом была проведена проверка целевого использования полученных ответчиком в виде субсидии бюджетных средств, соблюдения им условий предоставления субсидии и исполнения условий соглашения N 12 от 04.03.2014 за период с 01.01.2014 по 30.06.2014.
Согласно акту ревизии (проверки) от 15.09.2014 в результате контрольных мероприятий выявлено несоответствие учёта расходов в бухгалтерском учёте получателя требованиям ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н); расхождение данных отчётов по субсидии и данных бухгалтерского учёта; отнесение в состав расходов по субсидируемым видам деятельности необоснованных затрат.
Так, по данным бухгалтерского учёта ответчика размер использованной в период январь - июнь 2014 года субсидии составил 7 479 201 руб. 65 коп., тогда как по результатам ревизии (проверки) подтверждена сумма субсидии в размере 935 955 руб. 10 коп. Предприятию было предложено в течение 10 банковских дней с момента получения акта ревизии осуществить возврат суммы излишне профинансированной субсидии в размере 6 348 252 руб. 80 коп.
Акт ревизии (проверки) от 15.09.2014 получен предприятием 17.09.2014.
В письме N 4099 от 16.10.2014 получатель сообщил, что акт ревизии (проверки) от 15.09.2014 подписывается им с разногласиями, так как он осуществил перераспределение затрат, связанных с оказанием ритуальных услуг, в том числе затрат по содержанию круглосуточной службы за период январь - июнь 2014 года, в результате чего состав и стоимость затрат, отнесённых на субсидируемый вид деятельности существенно изменились. Документация по проведенному перераспределению затрат направлена Департаменту письмом от 20.10.2014.
Согласно письму Администрации муниципального образования город Салехард от 10.11.2014 в результате анализа представленных ответчиком документов было выявлено, что отсутствуют первичные документы, подтверждающие правомерность перераспределения и обоснования затрат; выявлены ошибки при заполнении показателей в расчётах предоставленных материалов; отсутствуют основания для включения в состав прямых затрат по круглосуточной дежурной службе численности диспетчеров и рабочих похоронного обслуживания, превышающей численность, согласованную при предоставлении субсидии.
В связи с эти Департамент не согласился с размером корректировки, предложенной предприятием.
В период рассмотрения настоящего дела истцом была проведена проверка первичной бухгалтерской документации, представленной в подтверждение фактически понесённые ответчиком затраты по субсидируемым видам деятельности за 2014 год.
В результате проверки по соглашению N 12 от 04.03.2014 была принята к финансированию сумма субсидии в размере 6 460 597 руб. 41 коп. Размер перефинансирования, по расчету Департамента, составил 823 610 руб. 49 коп.
Уточненный акт ревизии (проверки), датированный 22.04.2015, с приложениями представлен в материалы дела.
Ответчик с результатами проверки не согласился, указав, что сумма затрат по субсидируемому виду деятельности с учётом полученных доходов за 2014 год составляет 9 879 633 руб. 42 коп., что превышает размер субсидии, установленный соглашением N 12 от 04.03.2014.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из недоказанности того, что расходы ответчика по субсидируемым видам деятельности в 2014 году превышают размер, определенный истцом в ходе финансового контроля (6 460 597 руб. 41 коп.).
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований у суда апелляционной инстанции не имеется исходя из изложенного ниже.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств; адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Порядок и условия предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, к которым относится и ответчик, предусмотрены в статье 78 БК РФ.
Согласно пункту 1 указанной статьи в редакции, подлежащей применению, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 БК РФ субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Из пункта 3 статьи 78 БК РФ следует, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно пункту 6.1 Положения N 103 субсидии на возмещение выпадающих доходов юридическим лицам, созданным и наделенным органом местного самоуправления статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела в муниципальном образовании, в связи с оказанием услуг по захоронению невостребованных трупов, а также затрат на содержание залов ритуальных услуг, круглосуточной дежурной службы, в том числе затрат на транспортировку тел умерших подлежат возврату в бюджет муниципального образования город Салехард, в случае нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии.
Условиями предоставления субсидии в соответствии с пунктом 2.2 Положения N 103 являются наличие подписанного протокола о присвоении статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования город Салехард; наличие подписанного соглашения о предоставлении субсидии; предоставление отчёта по форме приложения N 1 к данному Положению в соответствии с разделом 5 Порядка предоставления и расходования субсидий из окружного бюджета местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств при выполнении органами местного самоуправления в Ямало-Ненецком автономном округе полномочий по отдельным вопросам местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, дорожной деятельности и организации ритуальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.02.2014 N 125-П.
Пунктом 7.2 Положения N 103 предусмотрено, что в случае установления факта нецелевого использования бюджетных средств получатели субсидии осуществляют возврат денежных средств в течение 10 банковских дней с момента доведения до них сведения акта проверки, фиксирующего нецелевое использование денежных средств.
Исходя из анализа вышеприведённых норм БК РФ с учётом норм Положения N 103 и условий соглашения, возврат субсидии возможен не только по тому основанию, что получателем такой субсидии были нарушены условия предоставления этой субсидии, но и в случае установления факта нецелевого использования получателем данной субсидии в результате осуществления уполномоченным органом текущего и последующего финансового контроля за соблюдением получателем субсидии условий соглашения.
Осуществление такого финансового контроля как раз направлено на соблюдение получателем субсидии принципов эффективности использования полученных бюджетных средств в виде субсидии; адресности и целевого характера данной субсидии.
Хотя субсидия в силу закона и предоставляется получателям на безвозмездной и безвозвратной основе, тем не менее, это не означает, что после получения субсидии её получатель вправе по собственному усмотрению направить полученные бюджетные средства на иные цели, чем те, которые обеспечивают реальное возмещение получателю недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Иными словами, получатель субсидии обязан использовать субсидию исключительно по целевому назначению, именно на те виды деятельности, на которые она была предоставлена.
Поэтому соответствующие уполномоченные органы и осуществляют в последующем проверку целевого использования получателем субсидии.
В рассматриваемом случае именно по результатам проведения ревизионной группой Департамента проверки целевого использования бюджетных средств ответчиком в 2014 году был установлен факт недополученных доходов и затрат ответчика, связанных с оказанием им услуг, в меньшем размере, чем он получил субсидию.
Предметом спора является разница между полученной ответчиком субсидией в 2014 году в размере 7 284 207 руб. 90 коп. и выявленной истцом суммой фактических расходов ответчика, связанных с оказанием услуг, в размере 6 460 597 руб. 41 коп.
По мнению истца, спорная сумма была излишне профинансирована ответчику, в связи с чем и предъявлено к нему настоящее требование.
В силу пункта 1 статьи 65, пункта 1 статьи 66 АПК РФ ответчик должен подтвердить то обстоятельство, что в 2014 году полученные бюджетные средства им были потрачены в связи с оказанием услуг по захоронению невостребованных трупов, а также в связи с несением затрат на содержание ритуальных служб (содержание бюро ритуальных услуг, содержание залов ритуальных услуг, а также круглосуточной дежурной службы, в том числе затрат на транспортировку тел умерших).
Из акта ревизии (проверки) от 22.04.2015 следует, что проверка проведена на основании документов, представленных непосредственно получателем, в том числе первичных документов и документов о начислении оплаты труда и страховых взносов.
Вопреки доводам ответчика, истцом в материалы дела представлен подробный расчет исковых требований с указанием того, какие затраты предприятия исключены из расходов на субсидированные по соглашению N 112 от 04.03.2014 виды деятельности, пояснения к расчету в ответ на возражения ответчика, в том числе относительно расходов по заработной плате, отнесенной на субсидированные виды деятельности.
Приведённые истцом в расчете и пояснениях к нему обстоятельства, по мнению суда апелляционной инстанции, свидетельствуют о нецелевом использовании ответчиком предоставленных ему денежных средств в спорной сумме, поскольку обратного из материалов дела не следует.
Иными словами, предприятием не представлены надлежащие доказательства, опровергающие выводы результатов проверки, сделанные с учетом рассмотренных разногласий получателя субсидии и на основании представленных им документов.
Из имеющихся в материалах дела документов невозможно сделать вывод об обоснованности включения в размер расходов по субсидированным видам деятельности заработной платы в размере 3 255 266 руб. 49 коп.
Поскольку ответчик не представил доказательств, подтверждающих, что его расходы по субсидируемым видам деятельности в 2014 году соответствуют или превышают размер полученной субсидии, требование истца к нему является правомерным.
Так как предоставление субсидии ответчику было оформлено соглашением N 12 от 04.03.2014 - гражданско-правовой сделкой, поэтому к отношениям сторон подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Денежные средства в размере 823 610 руб. 49 коп. должны быть возвращены предприятием применительно к положениям статьи 1102 названного кодекса.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отклоняются по мотивам, указанным выше.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, в связи с отказом в её удовлетворении, относятся на ответчика в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьями 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.05.2015 по делу N А81-6142/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
Е.Н. Кудрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-6142/2014
Истец: Департамент городского хозяйства Администрации муниципального образования город Салехард
Ответчик: Муниципальное предприятие "Салехардремстрой" муниципального образования город Салехард
Третье лицо: Департамент финансов Администрации МО г. Салехард, Департамент финансов Администрации Муниципального образования г. Салехард