г. Москва |
|
18 августа 2015 г. |
Дело N А41-23331/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Александрова Д.Д.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сергиенко К.В.,
при участии в заседании: лиц согласно протоколу от 11 августа 2015 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского поселения Малаховка Московской области к ООО "Азимут" на решение Арбитражного суда Московской области от 08 июня 2015 года по делу N А41-23331/15, принятое судьей Е.В. Моисеевой, по иску администрации городского поселения Малаховка Московской области к ООО "Азимут" о взыскании 98400 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения Малаховка обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "Азимут" о взыскании пени за просрочку выполнения работ по муниципальному контракту N 0148300044813000026-0216204-01 от 05.08.2013 г. в размере 98400 руб.
Решением от 08 июня 2015 года Арбитражного суда Московской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, удовлетворить заявленные требования.
По мнению истца, ответчик при заключении муниципального контракта знал обо всех условиях, сроках выполнения работ. Администрация городского поселения Малаховка полагает, что основной причиной столь длительного исполнения обязательств является неэффективная работа исполнителя. Согласование с уполномоченными органами документов, необходимых для кадастрового учета было проведено после истечения срока выполнения работ. Следовательно, ответчик не предпринял все возможные меры для своевременного исполнения обязательств.
Таким образом, в соответствии с п. 2 ст. 716 ГК РФ подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в п.1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Согласно п. 6.2 муниципального контракта в случае нарушения исполнителем обязательств заказчик вправе потребовать уплату пеней в размере 0,2 % от общей стоимости контракта за каждый день просрочки. 04.08.2014 г. в адрес администрации городского поселения Малаховка были направлены акт выполненных работ и счет.
Следовательно, в нарушение условий муниципального контракта, работы были выполнены с просрочкой на 246 дней.
Таким образом, администрация городского поселения Малаховка имеет право на получение с ООО "Азимут" пени в размере 98400 руб. за просрочку выполнения работ по муниципальному контракту N 0148300044813000026-0216204-01 от 05.08.2013 г.
Однако эти существенные обстоятельства не получили надлежащую оценку суда.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, выслушав представителей истца и ответчика, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Выводы суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований являются правильными.
Суд установил, что 05 августа 2013 г. между администрацией городского поселения Малаховка и ООО "Азимут" заключен муниципальный контракт N 0148300044813000026-0216204-01 на выполнение комплекса кадастровых работ по постановке земельных участков на кадастровый учет.
Виды, объемы и сроки выполнения работ определены в техническом задании (приложение N 1), являющемся неотъемлемой частью контракта.
В соответствии с техническим заданием кадастровые работы выполнялись в отношении земельных участков с адресными ориентирами: земельный участок N 1 - Малаховское муниципальное кладбище, Касимовское шоссе, п. Малаховка, Люберецкий район, Московская область - 18,876 га; земельный участок N 2 - Михневское муниципальное кладбище, Быковское шоссе, п. Малаховка, Люберецкий район, Московская область - 5,76 га; земельный участок N 3 - Пехорское муниципальное кладбище, Быковское шоссе, п. Малаховка, Люберецкий район, Московская область - 2,1 га.
Включали в себя: 1. подготовительные работы (сбор и изучение информации о земельных участках); 2. уведомления лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания земельных участков; 3. определение границ земельных участков на местности; 4. определение координат межевых знаков; 5. определение площади земельных участков; 6. составление карт (планов) земельных участков, подготовка схем расположения земельных участков на кадастровой карте территории; 7. оформление Межевых планов земельных участков; 8. сопровождение материалов землеустроительного дела при его утверждении в установленном порядке; 9. подача документов и получение кадастровых паспортов в органе кадастрового учета; 10. постановка участков на кадастровый учет; 11. получение кадастровых выписок (КВ-6) на каждый земельный участок.
Пунктом 8.1. контракта установлено, что срок окончания действия контракта установлен 30.11.2013 г.
Пунктом 4 ст. 1 федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" устанавливает понятие кадастровой деятельности (кадастровых работ).
Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
Следовательно, в срок выполнения работ по контракту не может быть включено время, затраченное на согласование уполномоченными органами документов, необходимых для кадастрового учета.
Из п. 3 ст. 1 федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно с постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. N 457 таким уполномоченным органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
ООО "Азимут" в предусмотренный контрактом срок исполнило работы по пунктам 1-8 раздела 3 технического задания, исходящим письмом N 45 от 21.10.2013 г. известило администрацию городского поселения Малаховка об изготовлении схем расположения земельных участков на кадастровой карте территории, обратилось с просьбой о подготовке писем на имя главы администрации Люберецкого района Московской области о согласовании указанных схем.
На дату окончания контракта (30.11.2013 г.), постановления подготовлены не были.
Статьей 716 ГК РФ установлено, что подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые создают невозможность завершения в срок выполняемой работы.
ООО "Азимут" письмом исх. N 63 от 04.12.2013 г. проинформировало истца о том, что постановления об утверждении схем расположения земельных участков до настоящего времени не получены, в виду чего работы по выполнению контракта приостановлены.
Ответчик письмом исх. N 71 от 25.12.2013 г. повторно уведомил администрацию городского поселения Малаховка о приостановлении работ и предложило заключить дополнительное соглашение о продлении срока контракта.
Истец оставил предложение ООО "Азимут" без удовлетворения.
Результатом рассмотрения обращения в администрацию муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области явился выпуск постановлений N 3639-ПА от 30.12.2013 г., N 3640-ПА от 30.12.2013 г., N 3641-ПА от 30.12.2013 г. об утверждении схем расположений земельных участков на кадастровой карте территории.
Указанные постановления были подписаны по истечении одного месяца после окончания срока действия контракта по независящим от ООО "Азимут" причинам, так как принятие органами государственной власти и местного самоуправления решений по результатам обращений находится вне компетенции ООО "Азимут".
В соответствии ст. 401 ГК РФ, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 6.4. контракта установлено, что стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему контракту, если докажут, что такое неисполнение (ненадлежащее исполнение) стало результатом непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Получив постановления об утверждении схем расположения земельных участков, ООО "Азимут" 22.01.2014 г. подало межевые планы по трем участкам в электронном виде в филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") для их постановки на государственный кадастровый учёт. После устранения замечаний, указанных в решениях о приостановке проведения кадастрового учёта ФГБУ "ФКП Росреестра" N МО-14/РКФ-51952 от 30.01.2014 г. и N МО-14/РКФ-54385 от 31.01.2014 г. земельные участки N 3 и N 2 были поставлены на кадастровый учёт соответственно 27.02.2014 г. и 03.03.2014 г., что подтверждается представленными кадастровыми паспортами.
Участку N 3 - Пехорское муниципальное кладбище, Быковское шоссе, п.Малаховка, Люберецкий район, Московская область был присвоен кадастровый номер 50:22:0030601:168.
Участку N 2 - Михневское муниципальное кладбище, Быковское шоссе, п.Малаховка, Люберецкий район, Московская область присвоен кадастровый номер 50:22:0030606:8614.
Письмом исх. N 12 от 04.03.2014 г. кадастровые паспорта на участки N 3 и N 2 были направлены истцу.
В соответствии с решением ФГБУ "ФКП Росреестра" N МО-14/РКФ-51961 от 30.01.2014 г. одна из причин приостановки кадастрового учета участка N 1 - Малаховское муниципальное кладбище, Касимовское шоссе, п. Малаховка, Люберецкий район, Московская область, была связана с наличием кадастровой и (или) технической ошибки при постановке на кадастровый учёт ранее учтённых смежных земельных участков с кадастровыми номерами 50:22:0030201:115 и 50:22:0030204:324, к постановке на кадастровый учёт которых ООО "Азимут" не имело никакого отношения и не могло предвидеть либо повлиять на данную ситуацию.
ООО "Азимут" со своей стороны предприняло все необходимые усилия для устранения причин приостановки и направило в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области межевые планы по исправлению существующих ошибок. Однако, 05.05.2014 г. ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области было принято решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка N 1 - Малаховское муниципальное кладбище, Касимовское шоссе, п.Малаховка, Люберецкий район, Московская область.
ООО "Азимут" повторно обращалось в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о постановке земельного участка N 1 на государственный кадастровый учёт. В результате рассмотрения указанного заявления земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учёт без приостановок 04.07.2014 г. с кадастровым номером 50:22:0000000:104439, что подтверждается кадастровым паспортом от 31.10.2014 г.
Полученные кадастровые выписки были направлены истцу письмом исх. N 24 от 04.08.2014 г.
Ответчик предпринял все возможные меры для своевременного исполнения обязательств, однако не имел возможности завершить работы в срок, установленный контрактом.
На основании приостановки работ по ст. 716 ГК РФ в связи с наличием независящих от ООО "Азимут" обстоятельств, препятствующих выполнению работ, которые были устранены после даты окончания работ, установленной указанными муниципальным контрактами, срок выполнения работ по государственным контрактам не может считаться истекшим, а ООО "Азимут" не может считаться допустившим просрочку исполнения обязательства.
Указанные обстоятельства повлекли за собой необходимость изменения сроков выполнения работ, поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что просрочка исполнения ответчиком договорных обязательств имела место в связи с обстоятельствами, не зависящими от исполнителя.
Исходя из вышеизложенного, в удовлетворении заявленных требований правомерно отказано судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы при рассмотрении дела были проверены и учтены судом апелляционной инстанции, не могут являться основанием для отмены судебного акта, так как не влияют на обоснованность и законность решения, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08.06.2015 г. по делу N А41-23331/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-23331/2015
Истец: Администрация городского поселения Малаховка Московской области
Ответчик: ООО "Азимут"