город Москва |
|
17 августа 2015 г. |
дело N А40-36995/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Мухина С.М., Румянцева П.В., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "ХАБАРОВСКИЙ АЭРОПОРТ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2015 по делу N А40-36995/15 принятое судьей Нариманидзе Н.А. (шифр судьи: 148-233)
по заявлению ОАО "ХАБАРОВСКИЙ АЭРОПОРТ" (ОГРН 1052700246532, 680031, Хабаровск, Матвеевское шоссе, 28Б)
к Федеральному агентству воздушного транспорта (125993, Москва, Ленинградский проспект 37, корп. 2)
о признании незаконным решения о предоставлении субсидий
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Коблов Д.С. по доверенности от 23.12.2014; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "ХАБАРОВСКИЙ АЭРОПОРТ" с заявлением, о признании незаконным решения Федерального агентства воздушного транспорта, выраженного в письме от 13.01.2015 N 5.13-14 о предоставлении субсидий в сумме 448 939 руб. 40 коп.
Решением суда от 29.05.2015 в удовлетворении заявления отказано. При этом суд исходил из того, что оспариваемое решение Росавиации соответствуют требованиям действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
С решением суда не согласился заявитель - ОАО "ХАБАРОВСКИЙ АЭРОПОРТ" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда. В обоснование своих требований заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального права и неправильное применение норм материального права.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела заявитель 15.04.2014 обратился в Росавиацию с заявлением о предоставлении субсидии в размере 12 469 579 руб. 78 коп. (т.1 л.д.12-14).
Письмом от 22.05.2014 N КМ 1.13-1740 Росавиацией сообщено, что заявителем неправомерно предъявлено к возмещению из федерального бюджета предоставление услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов МВД России и Вооруженных сил Российской Федерации на сумму 4 227 887 руб. 40 коп., в связи с тем, что в соответствии со статьями 2, 3, 4 Федерального закона от 05.04.2011 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обеспечение полетов вышеуказанных пользователей воздушного пространства осуществляется без взимания платы с 01.01.2014 года, тогда как согласно пункту 4 Правил субсидии предоставляются организациям, оказавшим услуги в году, предшествующим текущему финансовому году. Услуги заявителем были оказаны в 2013 году.
Заявителем было подано уточненное заявление о предоставлении субсидии в размере 8 241 692 руб. 38 коп. (т.1 л.д.20).
По результатам рассмотрения повторного заявления и приложенных к нему документов Росавиацией был издан приказ от 23.06.2014 N 375 о предоставлении заявителю субсидии из федерального бюджета в размере 8 241 692 руб.( т.2 л.д.10),
Также заявителем 23.12.2014 направлено заявление о предоставлении субсидий с уточнением суммы, подлежащей возмещению в размере 448 939 руб. 40 коп. (т.1 л.д.25)
Росавиацией письмом от 13.01.2015 N 5.13-14 сообщено заявителю об отказе в предоставлении субсидий в сумме 448 939 руб. 40 коп., со ссылкой на то, что в нарушении подпункта "б" пункта 7 Правил в отчете о неполученных доходах от предоставления услуг отсутствуют даты вылета воздушных судов, а также на то, что, обращение от 23.12.2014 поступило в Росавиацию 25.12.2014, что являлся последним днем предоставления в Межрегиональное операционное УФК платежных документов на перечисление средств на открытие в подразделениях расчетной сети банка России счета получателей средств федерального бюджета.
В соответствии с положениями ст. ст. 21 и 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии - это бюджетные ассигнования; один из видов расходов, включенных в бюджетную систему Российской Федерации. Правовое регулирование предоставления субсидий юридическим лицам (то есть безвозмездного и безвозвратного возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) определенных законодательством затрат) осуществляется в соответствии с требованиями статьи 2, 3 и 78 БК РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно пункту 7 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 N 37, (далее - Правила о предоставлении субсидий) для получения субсидии организация предоставляет в Росавиацию установленные данным пунктом документы не позднее 1 мая текущего финансового года.
В силу пункта 10 Правил о предоставлении субсидий основаниями для отказа организации в предоставлении субсидии являются представление документов, указанных в пункте 7 настоящих Правил, которые не соответствуют предусмотренным настоящими Правилами требованиям и условиям предоставления субсидии и (или) наличие в представленных документах недостоверных сведений.
Заявление о предоставлении субсидии в размере 448 939 руб. 40 коп. поступило в Росавиацию только 25.12.2014 г., которое было рассмотрено Росавиацией и письмом от 13.01.2015 N 5.13-14 заявителю было сообщено о том, что в нарушении подпункта "б" пункта 7 Правил в отчете о неполученных доходах от предоставления услуг отсутствуют даты вылета воздушных судов.
Доводы заявителя о том, что при составлении отчета им соблюдена установленная форма и указаны даты вылета воздушных судов, рассмотрены судом первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку имеющийся в материалах дела отчет о недополученных доходах от предоставления услуг по пользователю воздушного пространства Минобороны России не содержит дат вылета воздушных судов.
Кроме того, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2008 N 56н установлен Порядок завершения операций по исполнению Федерального бюджета в текущем финансовом году. В рамках реализации данного приказа Федеральное казначейство письмом от 11.12.2014 N 42-7.4-0.5/3.5-753 направило в Росавиацию График совершения операций в конце 2014 - начале 2015 года.
В соответствии с данным Графиком 25.12.2014 являлся последним днем предоставления в Межрегиональное операционное УФК платежных документов на перечисление средств на открытие в подразделениях расчетной сети банка России счета получателей средств федерального бюджета.
Таким образом, заявителем нарушены требования и условия предоставления документов в уполномоченный орган государственной власти.
Предусмотренная пунктом 7 Правил о предоставлении субсидий обязанность заявителя предоставить в Росавиацию документы в определенный срок является императивным требованием (условием) предоставления субсидии.
Доводы заявителя о том, что первоначально им было подано заявление о предоставлении субсидий 15.04.2014 г. в размере 12 469 579 руб. 78 коп., в том числе в сумме 448 939, 40 руб. и поэтому заявление о предоставлении субсидий в сумме 448 939, 40 руб. следует считать не как первично поданное, а как повторно направленное в связи с отсутствием решения по предоставлению субсидий в сумме 4 227 887 руб., 40 коп., являются необоснованными.
Заявление от 15.04.2014 было рассмотрено Росавиацией и в предоставлении субсидии в сумме 12 469 579 руб. 78 коп было отказано, и данное обстоятельство не свидетельствует о том, что заявление, поступившее в Росавиацию 25.12.2014 г. о предоставлении субсидии в сумме 448 929, 40 руб. считается поданным в установленный срок.
Согласно п. 6, 7 Правил о предоставлении субсидий предоставление субсидий осуществляется единовременно в порядке очередности поступления от организаций заявлений о предоставлении субсидии в Федеральное агентство воздушного транспорта с предоставлением необходимых документов.
Доводы заявителя о том, что судом первой инстанции не рассмотрены ходатайства об отложении судебного заседания и об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Судом первой инстанции было рассмотрено ходатайство заявителя об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц - связи и вынесено определение от 28.04.2015 г. об отказе в удовлетворении ходатайства в связи с отсутствием технической возможности проведения видеоконференцсвязи в судебном заседании, назначенном на 26.05.2015 г. на 10 час. 30 мин. Указанное определение было опубликовано на сайте суда 29.04.2015 г.
Таким образом, повторно поданное ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц - связи, которое направлено в суд посредством факсимильной связи, согласно отчету о доставке факса 26.05.2015 г. 18 час. 23 мин. не свидетельствует о нарушении прав заявителя.
Кроме того, отсутствуют сведения о том, что ходатайство своевременно поступило в Арбитражный суд г. Москвы.
Из представленных заявителем к апелляционной жалобе сведений относительно подачи ходатайства об отложении судебного заседания через систему Мой арбитр следует, что ходатайство заявителем было направлено 26.05.2015 г. в 08:08 и зарегистрировано арбитражным судом 27.05.2015 г. и соответственно не могло быть рассмотрено судом первой инстанции в заседании, назначенном на 26.05.2015 г. на 10 час. 30 мин.
В ходатайстве заявитель просит отложить судебное заседание в связи с поздним получением отзыва ответчика и необходимостью подготовки мотивированного ответа с предоставлением дополнительных доказательств, имеющих значение для дела.
При этом в апелляционной жалобе заявитель не указывает, какие дополнительные доказательства он не имел возможности представить в суде первой инстанции. Ходатайств о приобщении дополнительных доказательств в суде апелляционной инстанции также не заявлено.
То обстоятельство, что указанные ходатайства не были рассмотрены, не повлекло принятия судом неправильного решения. Суд первой инстанции рассмотрел дело, исходя из предмета и основания, заявленных по настоящему делу и имеющихся в материалах дела доказательств, и принял обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 104 АПК РФ Открытому акционерному обществу "ХАБАРОВСКИЙ АЭРОПОРТ" подлежит возврату из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей, как излишне уплаченная.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2015 по делу N А40-36995/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Открытому акционерному обществу "ХАБАРОВСКИЙ АЭРОПОРТ" (ОГРН 1052700246532) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36995/2015
Истец: ОАО "ХАБАРОВСКИЙ АЭРОПОРТ"
Ответчик: Федеральное агентство воздушного транспорта