г. Москва |
|
17 августа 2015 г. |
Дело N А41-14711/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Боровиковой С.В., Ивановой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лариной К.Л.,
при участии в заседании: согласно протоколу от 12 августа 2015 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Объединенная дирекция жилищно-коммунального хозяйства " на решение Арбитражного суда Московской области от 12 мая 2015 года по делу N А41-14711/15, принятое судьей М.Ю. Бондаревым, по иску ОАО "Научно-производственное объединение Росдормаш" к ОАО "Объединенная дирекция жилищно-коммунального хозяйства" о взыскании расходов на установку общественных узлов учета теплоэнергии,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "НПО Росдормаш" (истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ОАО "Объединенная дирекция ЖКХ" (ответчик) о взыскании расходов на установку общедомовых узлов учета теплоэнергии в размере 3514707,48 руб..
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 мая 2015 года по делу N А41-14711/15 заявленные требования удовлетворены (л. д. 74-77, том 2).
Не согласившись с решением суда, ОАО "Объединенная дирекция жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, а также нарушением норм материального права (л. д. 79-85, том 2).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с требованиями ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика, извещенного о дате и месте рассмотрения дела судом надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "НПО Росдормаш" (далее - истец) является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии в многоквартирные дома, расположенные по адресу: Московская область, г. Пушкино, микрорайон Мамонтовка, ул. Рабочая, дом N 1, дом N 12-а, дом N 12-б, дом N 14, дом N 15, дом N 16, дом N 17, дом N 18, дом N 20, дом N 21; Московская область, г. Пушкино, микрорайон Мамонтовка, Акуловский проезд, дом N 1, дом N 2, дом N 3, дом N 4.
ОАО "Объединенная дирекция ЖКХ" (далее - Ответчик) является управляющей компанией указанных многоквартирных домов.
Истец 04 июня 2013 г. уведомил Ответчика об обязательных мероприятиях по подготовке системы теплопотребления к отопительному, в том числе о необходимости установке узлов учета тепловой энергии.
Ответчик 28 июня 2013 г. сообщил Истцу, что установка узлов учета тепла и воды возложена на ресурсоснабжающую организацию и сообщил о готовности обеспечить допуск к местам установки таких приборов.
Истцом 11 сентября 2013 г. в адрес Ответчика по его просьбе были направлены локальные сметы, типовой рабочий проект установки узла учета и договоры на монтаж и пусконаладочные работы.
Истец 16 октября 2013 г. уведомил Ответчика о плане работ по установке узлов учета тепловой энергии.
Ответчик 23 декабря 2013 г. обратился к Истцу с просьбой завершить работы до 27 декабря 2013 г.
Истец и Ответчик 28-29 января 2014 г. подписали акты сдачи-приемки узлов учета тепловой энергии.
Стоимость произведенных работ подтверждается подписанными Истцом и Ответчиком сметными расчетами по каждому объекту.
Истец 09 июля 2014 г. направил в адрес Ответчика комплект документов на оплату работ по установке узлов учета тепловой энергии.
Истец 17 июля 2014 г. направил в адрес Ответчика претензионное письмо с требованием оплаты работ по установке узлов учета тепловой энергии.
Ответчик 22 июля 2014 г. уведомил Истца, что, по мнению Ответчика, действующим законодательством не предусмотрена обязанность управляющей компании по установке и оплате общедомовых приборов учета за счет собственных средств, в связи с чем Ответчик отказался производить оплату.
Ссылки ответчика об отсутствии у управляющей организации обязанности нести расходы по установке общедомовых приборов учета теплоэнергии правомерно отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.
В п. 1 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ указано, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В силу п. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года ресурсоснабжающие организации (далее - РСО), которые осуществляют снабжение тепловой энергией или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
РСО не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
До 1 июля 2010 года РСО, обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных данным Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу п. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2013 года РСО обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 статьи 13 закона не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частью 5 ст. 13 закона, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Из указанных положений закона следует, что в период с 01.07.2012 по 01.07.2013 РСО обязано произвести установку приборов учета в многоквартирном жилом доме, а собственники - произвести возмещение понесенных расходов.
В соответствии с п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно с п. 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пп. "и", "к", "з" п. 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества: мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.); проведение текущего и капитального ремонта.
Из системного анализа положений ст. ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ, ст. 161 ЖК РФ, п. 5, пп. "и", "к" п. 11 Правил N 491 следует, что обязанность по оплате расходов по установке общедомового прибора учета, установленного РСО в жилом доме, собственниками которого избран способ управления управляющей организацией, лежит на управляющей организации с последующим возмещением расходов собственниками помещений.
Содержание п. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ не может толковаться как освобождающее управляющую организацию от оплаты расходов по установке приборов учета произведенных РСО, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Согласно п. 6 ст. 166 ЖК РФ (введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного, исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В материалах дела не содержится сведений о принятии собственниками решений об установке общедомовых приборов учета.
Также с согласно правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27 системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Исходя из вышеуказанного, доводы ответчика о том, что расходы по установке общедомовых приборов учета подлежат взысканию непосредственно с собственников помещений в жилых домах, минуя управляющую организацию, являются необоснованными.
По существу доводы жалобы выражают несогласие ответчика с оценкой, данной судом обстоятельствам дела и доказательствам, что не опровергает правильность выводов суда первой инстанции и не может быть положено в основу отмены обжалуемого решения.
Иная оценка ответчиком установленных судом фактов, равно как иное толкование им нормативных актов, не свидетельствуют о наличии допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке.
Нарушений норм права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Учитывая изложенное выше, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 мая 2015 года по делу N А41-14711/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14711/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 июня 2016 г. N Ф05-16352/15 настоящее постановление изменено
Истец: ОАО "Научно-производственное объединение Росдормаш"
Ответчик: ОАО "Объединенная дирекция жилищно-коммунального хозяйства Пушкинского муниципального района Московской области"
Третье лицо: Карпинский Роман Сергеевич
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16352/15
07.04.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3271/16
27.01.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-14711/15
20.11.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16352/15
17.08.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6903/15
12.05.2015 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-14711/15