гор. Самара |
|
17 августа 2015 г. |
Дело N А72-1575/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 августа 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Балакиревой Е.М., Терентьева Е.А., при ведении протокола судебного заседания Шлычковой Ю.Н.,
рассмотрев 13 августа 2015 года в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Компания Развития" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 апреля 2015 года, принятое по делу N А72-1575/2015 (судья Крамаренко Т.М.)
по иску Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (ОГРН 1027301482526), гор. Ульяновск
к Обществу с ограниченной ответственностью "Компания Развития" (ОГРН 1147328001710), гор. Ульяновск,
с участием третьего лица Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Ульяновские распределительные сети",
о взыскании 585 871 руб. 49 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Стрункова Ю.А., представитель по доверенности N 29/юр от 12.01.2015;
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом.
Установил:
Истец - Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к ответчику - Обществу с ограниченной ответственностью "Компания Развития" о взыскании 585 871 руб. 49 коп.
Суд по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Ульяновские распределительные сети".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21 апреля 2015 года суд исковые требования Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" удовлетворил. Взыскал с Общества с ограниченной ответственностью "Компания Развития" в пользу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" 585 871 руб. 49 коп. - основной долг. Суд указал, что при неисполнении решения суда взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Компания Развития" в пользу Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на всю взысканную в пользу истца по настоящему судебному акту денежную сумму, исходя из ставки рефинансирования Банка России в размере 8,25 % годовых, с момента вступления решения суда в законную силу и до его фактического исполнения. Взыскал с Общества с ограниченной ответственностью "Компания Развития" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 14 717 руб. 43 коп.
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Компания Развития", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов заявитель ссылается на то, что в рамках заключенного между ООО "Компания Развития" и ОАО энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" договора ответчик свои обязательства по оплате поставленной энергии выполнил в полном объеме; при рассмотрении дела судом неправильно определены существенные обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела; выводы суда, изложенные в решении не соответствуют материалам дела; судом неправильно применены нормы материального права.
Определением суда от 02 июня 2015 года апелляционная жалоба оставлена без движения, установлен срок до 30 июня 2015 года для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2015 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 13 августа 2015 года на 16 час. 30 мин.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От третьего лица в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно ранее действующему между сторонами договора энергоснабжения N 000149ЭО от 01 января 2009 года Поставщик обязуется осуществлять поставку электрической энергии, а также посредством заключения договоров с Сетевыми организациями обеспечивать передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а Потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги (п. 1.1).
Согласно действующему между сторонами договору энергоснабжения N 000149ЭО от 01 июля 2013 года Поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а Потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (п. 1.1).
Условиями договоров предусмотрена поставка электроэнергии на объекты, присоединенные к электрическим сетям ОАО "МРСК Волги" через объекты по производству электроэнергии (мощности) производителя - ОАО "Волжская ТГК".
В судебном заседании установлено, что ООО "Компания Развития" выбрало для расчета за потребленную электроэнергию по этим точкам поставки первую ценовую категорию, которая предусматривает стоимость услуг по передаче электрической энергии в одноставочном выражении.
Согласно п. 6.2 договора N 000149ЭО от 01 января 2009 года Потребитель обязан произвести окончательный расчет за фактический объем поставленной электрической энергии до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно п. 6.2 договора N 000149ЭО от 01 июля 2013 года Потребитель обязан произвести окончательный расчет за фактический объем поставленной электрической энергии до 18 числа месяца, следующего за расчетным.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, во исполнение условий договоров энергоснабжения истец отпустил в период с января 2013 года по июль 2014 года ответчику электроэнергию, что подтверждается Актами об объемах потребленной электрической энергии за каждый месяц спорного периода, соответствующими счетами-фактурами.
У сторон отсутствуют разногласия по точкам поставки; по объемам переданной электроэнергии (кВтч); по уровню расчетного напряжения.
За вышеуказанный период (январь 2013 года - июль 2014 года) истцом взыскивается разница между оплаченной ответчиком стоимостью потребленной электрической энергии, исчисленной по первой ценовой категории, согласованной в договорах, и стоимостью электрической энергии, исчисленной по четвертой ценовой категории, поскольку условия технологического присоединения энергопринимающих устройств ответчика обязывали его рассчитываться именно по этой цене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики установлены Законом об электроэнергетике.
Из статьи 3, пункта 2 статьи 26 этого Закона следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителем самостоятельно или в его интересе обслуживающим его гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией).
В соответствии с пунктом 4 статьи 421, пунктом 1 статьи 422, пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
По общему правилу утверждаемые Правительством Российской Федерации нормативные документы, регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков электроэнергии, обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (статья 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике").
В соответствии со статьей 23, пунктами 1, 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Цены (тарифы) на услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование цен осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2011 года N 1178, также установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая: единые (котловые) тарифы; тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя. Указанные цены (тарифы) устанавливаются в отношении сетевых организаций, соответствующих критериям отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, согласно приложению N 3.
Данные нормы законодательства императивно устанавливают, что при оплате услуг по передаче электроэнергии должны применяться только цены (тарифы), установленные уполномоченными органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в соответствии с требованиями методических указаний, утвержденных Федеральной службой по тарифам.
Согласно пункту 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 цены (тарифы) подлежат применению в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяются Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861.
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил N 861 в случае опосредованного присоединения энергопринимающего устройства потребителя к электросети сетевой организации (в том числе присоединения через энергетические установки производителей электроэнергии, далее - потребитель на генераторном напряжении) такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии. Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Пунктом 55 Методических указаний, разработанных в соответствии с Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования, предусмотрены особенности оплаты услуг по передаче электрической энергии для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, которые должны учитываться регулирующим органом при утверждении тарифов.
Так, согласно указанному пункту Методический указаний, для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, регулирующий орган устанавливает тарифы с учетом следующих особенностей оплаты услуг по передаче электрической энергии. В случае если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня.
Правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 10 февраля 2011 года по делу N ВАС-14764/10 разъяснено, что из п. 55 Методических указаний следует, что опосредованно присоединенные к сетям сетевых компаний потребители оплачивают услуги по передаче электрической энергии не в полном размере, а только в части ставки за содержание сетей. Таким образом, обеспечивается баланс экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, что является одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики, закрепленных в статье 6 Закона об электроэнергетике.
В соответствии с абз. 1 п. 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной службой по тарифам дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают единые (котловые) тарифы, а также иные тарифы в соответствии с регламентом, утверждаемым Федеральной службой по тарифам.
Согласно указанному пункту цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях; одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
На основании абз. 2 п. 81 Основ ценообразования потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, оплачивают услуги по передаче электрической энергии с учетом следующих особенностей: расходы на содержание электрических сетей оплачиваются в полном объеме; нормативные потери оплачиваются только в части объемов электрической энергии, не обеспеченных выработкой электрической энергии соответствующей электрической станцией. При расчете и применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором энергетические установи производителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации.
В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442, в случае если стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в двухставочном выражении, то предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по четвертой или шестой ценовым категориям.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Компания Развития", являясь потребителем ОАО "Ульяновскэнерго", опосредованно присоединено к сетям ОАО "МРСК Волги" через энергетические установки ОАО "Волжская ТГК" (Ульяновская ТЭЦ-1, Ульяновская ТЭЦ-2), которое является производителем электрической энергии.
Услуги по передаче электрической энергии такому потребителю подлежат оплате по ставке на содержание электрических сетей, установленной Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 28 декабря 2012 года N 06-732 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в составе двухставочного тарифа по диапазону напряжения ВН.
Ответчик при заключении договоров энергоснабжения N 000149ЭО от 01 января 2009 года и N 000149ЭО от 01 июля 2013 года выбрал первую ценовую категорию, для которой разделом 5 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года N 442 предусмотрен одноставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии.
В постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 05 ноября 2014 года по делу N А72-6642/2013 указано, что потребителям электрической энергии, опосредованно присоединенных к шинам генераторов, право выбора тарифа фактически не предоставлено, поскольку единые котловые тарифы на услуги по передаче электроэнергии, используемые в расчетах между истцом и ответчиком, установлены таким образом, что ставка на содержание электрических сетей выделена только в составе двухставочного тарифа; одноставочный тариф такого выделения не содержит.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2014 года N 305-ЭС14-73 и от 10 октября 2014 года N 301-ЭС14-1705.
Расчет по двухставочному тарифу за услуги по передаче электрической энергии предусмотрен для четвертой и шестой ценовой категории.
Учитывая отсутствие почасового планирования объемов потребления электрической энергии и невозможность в связи с эти рассчитываться по шестой ценовой категории, ответчик должен был рассчитываться за приобретенную электрическую энергию по четвертой ценовой категории.
С учетом изложенного, требования истца о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию за период с января 2013 года по июль 2014 года в сумме 585 871 руб. 49 коп. правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 21 апреля 2015 года, принятого по делу N А72-1575/2015 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 апреля 2015 года, принятое по делу N А72-1575/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Компания Развития" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-1575/2015
Истец: ОАО энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго"
Ответчик: ООО "Компания Развития"
Третье лицо: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Ульяновские распределительные сети", ОАО МРСК Волги - Ульяновские распределительные сети