город Ростов-на-Дону |
|
17 августа 2015 г. |
дело N А32-702/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Илюшина Р.Р., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Костенковым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Топориди Е. Г. на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2015 по делу N А32-702/2015, принятое судьёй Погореловым И.А., по заявлению индивидуального предпринимателя Топориди Е. Г. к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Топориди Елена Григорьевна (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по южному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган, управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 10.12.2014 N 821/07-03/14 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях предпринимателя состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил отменить решение и удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что материалы дела не содержат доказательства включения принадлежащих ему транспортных средств в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, тогда как присвоение категории объекту транспортной инфраструктуры первично по отношению к разработке и утверждению плана обеспечения транспортной безопасности. Кроме того, заявитель считает, что совершенное правонарушение может быть квалифицировано в качестве малозначительного ввиду отсутствия негативных последствий.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо не согласилось с доводами предпринимателя, просило оставить решение суда без изменения, указав на то, что согласно оспариваемому постановлению от 10.12.2014 предприниматель привлечен к ответственности за нарушение требований, не связанных с необходимостью разработки плана обеспечения транспортной безопасности и присвоением объекту соответствующей категории.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Топориди Е.Г. на основании лицензии от 19.03.2003 N АСС-23-252710 осуществляет деятельность по регулярным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом городского и пригородного сообщения в составе простого товарищества по договору с администрацией муниципального образования Крымский район.
Крымская межрайонная прокуратура 17.11.2014 провела проверку соблюдения законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму в деятельности предпринимателя, по результатам которой выявлены следующие нарушения:
- в нарушение требований Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) не обеспечено проведение оценки уязвимости транспортных средств (далее - ТС) и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости, не разработан и не утвержден план обеспечения транспортной безопасности ТС;
- не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности (подпункты 5.1 и 5.3 пункта 5 раздела 2 приказа Минтранса России от 08.02.2011 N 42 (далее - Требования));
- отсутствует информирование предпринимателем в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ и ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС;
- нарушены требования части 1 статьи 10 Закона о транспортной безопасности об ограничении при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности;
- не проверены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу (подпункты 5.1, 5.10, 5.11, 5.12 пункта 5 раздела 2 Требований).
По факту выявленных нарушений в отношении предпринимателя в его присутствии 17.11.2014 составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вместе с материалами проверки направлены для рассмотрения по существу в Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Постановлением от 10 декабря 2014 года N 815/07-03/14 предприниматель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В соответствии с постановлением предпринимателю в составе объективной стороны правонарушения вменены нарушения законодательства в сфере транспортной безопасности, связанные с неназначением лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, а также неинформированием в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ и ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС.
Привлечение предпринимателя к ответственности за иные вменяемые прокуратурой правонарушения Управлением исключено ввиду отсутствия факта присвоения категории транспортного средства и включения в реестр категорированных объектов.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 5 и 9 статьи 1 Закона о транспортной безопасности под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Пунктом 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42 (далее - Требования) на субъекта транспортной инфраструктуры возлагается ряд обязанностей, в том числе назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (пункт 5.1 Требований); назначить на каждом ОТИ лицо, занимающее должность на ОТИ, ответственное за обеспечение транспортной безопасности (пункт 5.3 Требований).
В силу пункта 5.14 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ.
Между тем материалами дела подтверждается и заявителем по существу не оспаривается, что указанные требования законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности предпринимателем на момент проверки не выполнены, в связи с чем в его действиях имеется объективная сторона правонарушения.
Вина предпринимателя выражается в том, что он знал или должен был знать о негативных последствиях своего противоправного поведения, желал их наступления, либо относился к ним безразлично.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт наличия в действиях Топориди Е.Г. состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в присутствии предпринимателя, что подтверждается её подписью, удостоверяющей ознакомление см правами и обязанностями, предусмотренными КоАП РФ.
О времени и месте рассмотрения дела предприниматель извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказного письма (том 1, л.д. 36).
Довод предпринимателя о том, что до внесения транспортных средств в реестр категорированных объектов у него отсутствует возможность проведения оценки уязвимости и разработки плана обеспечения транспортной безопасности, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку соответствующие нарушения предпринимателю оспариваемым постановлением не вменяются.
Довод о малозначительности отклоняется судом апелляционной инстанции, ввиду того, что несоблюдение обязанности по назначению лица ответственного за обеспечение транспортной безопасности, обладающего соответствующими квалификационными навыками и профессиональными знаниями, а также неинформирование граждан о требованиях законодательства о транспортной безопасности создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере обеспечения транспортной безопасности, уменьшая степень защищенности объекта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2015 по делу N А32-702/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 АПК РФ, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-702/2015
Истец: ИП Топориди Елена Григорьевна
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзор)