г. Томск |
|
17 августа 2015 г. |
Дело N А27-24393/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А., судьи: Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Маслова Т.В. по доверенности от 12.01.2015;
от заинтересованного лица: без участия (извещено);
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы
Региональной энергетической комиссии Кемеровской области
и общества с ограниченной ответственностью "Терра"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.06.2015 г.
по делу N А27-24393/2014 (судья В.Я. Драпезо)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Терра", г. Кемерово,
к Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, г. Кемерово,
третье лицо: открытое акционерное общество "Кузбасская энергетическая сбытовая компания", г. Кемерово,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Терра" (далее - заявитель, Общество, ООО "Терра") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, Комиссия, РЭК КО), выразившегося в не установлении тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям п. Ортон в установленный законодательством срок на 2014 и 2015 год; обязании РЭК КО установить экономически обоснованный тариф на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям п. Ортон для ООО "Терра" на 2015 год.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечено открытое акционерное общество "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 09 июня 2015 года заявленные требования удовлетворить частично, бездействие Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, выразившееся в неустановлении тарифа на 2014 год на оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям п. Ортон в отношении общества с ограниченной ответственностью "Терра" признано незаконным. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия РЭК КО в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильно применены нормы права), указывая на наличие бездействия заинтересованного лица, поскольку обстоятельства, препятствующие принятию решения об установлении тарифов на 2015 год отсутствовали.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, РЭК КО обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить в части удовлетворения требований общества, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным действия заинтересованного лица, выразившееся в неустановлении тарифа на 2014 года на оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям п. Ортон в отношении ООО "Терра".
В обосновании доводов жалобы заинтересованное лицо указывает на обоснованность действий, поскольку ООО "Терра не опубликовало предложение о размере цен (тарифов).
Подробно доводы РЭК КО изложены в апелляционной жалобе.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считает решение суда законным и обоснованным.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
Третье лицо отзыв на апелляционные жалобы не представило.
Представитель Общества в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы ООО "Терра" и доводы отзыва на апелляционную жалобу РЭК КО в полном объеме, настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы заявителя и просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Комиссии.
РЭК КО и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва, заслушав представителя Общества, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 04.09.2014 ООО "Терра" направило в РЭК КО предложение об установлении тарифа на оказание услуг по передаче электроэнергии по электрическим сетям п. Ортон в целях исполнения обязательств по энергоснабжению населения п. Ортон и п. Трехречье.
Постановлением РЭК КО от 05.09.2014 N 439 "О внесении изменений в Реестр энергоснабжающих организаций Кемеровской области", Общество было включено в Реестр энергоснабжающих организаций Кемеровской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование.
01.10.2014 после того, как Обществом были опубликованы предложения о размере цен (тарифов), подлежащих регулированию, в порядке, установленном Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - "Стандарты раскрытия информации"), РЭК КО было открыто дело N ОЦО/2014-5 по установлению тарифов на 2014 год и у ООО "Терра" были запрошены дополнительные документы, необходимые, по мнению РЭК КО, для установления тарифа.
13.11.2014 РЭК КО был сделан дополнительный запрос о предоставлении Обществом информации, а именно:
- актов разграничения границ балансовой принадлежности сторон;
- актов разграничения эксплуатационной ответственности сторон с потребителями и территориальными сетевыми организациями;
- договора с сетевой организацией, - а 20.11.2014 Обществу было направлено напоминание о необходимости предоставлении указанной информации для установления Обществу тарифа на передачу электроэнергии.
09.12.2014 ОО "Терра" направило в РЭК КО письмо N 325, из которого следовало, что поскольку до момента направления РЭК КО указанного письма тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год не утвержден, Общество просит предложение от 04.09.2014 по установлению тарифа на 2014 год считать предложением на 2015 год.
РЭК КО письмом от 22.12.2014 N Гр-8-81/3348-02 сообщила Обществу об отказе в открытии дела по установлению тарифов на 2015 год на основании пункта 9(1) Правил государственного регулирования, основываясь на том, что ООО "Терра" не опубликовало предложения о размере цен (тарифов) на 2015 год в порядке, установленном Стандартами раскрытия информации.
Одновременно, РЭК КО запросила у ООО "Терра" копию опубликованного в соответствии со Стандартами раскрытия информации предложения Общества о размере цен (тарифов) на 2015 год.
Посчитав, что им были представлены все материалы, необходимые для тарифного регулирования, ООО "Терра" 26.12.2014 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Комиссии, выразившееся в не установлении для ООО "Терра" тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям п. Ортон в 2014 и 2015 годах (с учетом уточненных требований), сообщив РЭК КО письмом от 13.01.2015 N 1 об отсутствии, по его мнению, необходимости раскрытия информации при направлении материалов на тарифное регулирование для организаций, впервые обратившихся за тарифным регулированием.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия бездействия со стороны заинтересованного лица в отношении установления тарифа для ООО "Терра" на 2015 года.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционных жалоб, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - "Федеральный закон N 35-ФЗ"), тарифы на передачу электрической энергии по территориальным электрическим сетям устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ. На территории Кемеровской области органом исполнительной власти в области регулирования тарифов согласно Постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 N 371 является РЭК КО.
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - "Основы ценообразования") и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - "Правила государственного регулирования") утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
Пунктом 17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 предусмотрен перечень материалов, представляемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, в соответствующий регулирующий орган.
Согласно подпункту 13 пункта 17 Правил N 1178 к заявлению об установлении тарифа прилагаются документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности.
В соответствии пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии может осуществляться лицами, указанными в п. 6 Правил недискриминационного доступа, только после установления для них тарифа органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что выполнение требования о предоставлении договоров на осуществление регулируемой деятельности необходимо для организаций, в отношении которых, ранее осуществлялось государственное регулирование тарифов. На организации, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, не распространяется требование о предоставлении договора на осуществление регулируемой деятельности. Указанное согласуется с позицией, изложенной в деле N А40-111756/2013, оставленному без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014, Федерального арбитражного суда Московского органа от 14.07.2014 и Определением Верховного суда Российской Федерации от 27.10.2014.
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган, помимо запрашиваемых у лица, обратившегося за тарифным регулированием материалов, может использовать (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):
- установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
- расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
- рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
- рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
Следовательно, вышеуказанным пунктом закреплен механизм определения регулирующим органом фактических значений расходов (цен) и указаны цены, с которыми регулирующий орган сравнивает цены, предложенные сетевой организацией для подтверждения расходов. И не представление обосновывающих документов также не может повлиять на возможность расчета тарифа.
В связи с изложенным, поскольку Общество при подаче заявления на тарифное регулирование в 2014 году представило в РЭК КО все необходимые материалы, предусмотренные пунктом 18 Правил государственного регулирования применительно к организациям, в отношении которых тарифное регулирование ранее не осуществлялось, и поскольку установленные указанными правилами сроки рассмотрения представленных материалов с учетом предусмотренного пунктом 19 названных правил права регулирующего органа запрашивать дополнительные материалы, истекли в декабре 2014 года, суд пришел к обоснованному выводу о том, что РЭК КО было проявлено бездействие, выразившееся в не установлении Обществу тарифа на 2014 год.
Довод апелляционной жалобы о наличии отказа общества от тарифного регулирования на 2014 год ввиду аннулирования ранее сделанной заявки, отклоняется апелляционной инстанцией, как противоречащий материалам дела, в связи с отсутствием в письме ООО "Терра" от 09.12.2014 волеизъявления на отзыв или аннулирование ранее сделанной заявки.
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы ООО "Терра", апелляционная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, после направления ООО "Терра" письма в РЭК КО от 09.12.2015 об установлении на основании ранее представленных материалов тарифа на 2015 год, Общество не предпринимало каких-либо мер для публикации материалов, предусмотренных Стандартом раскрытия информации, в частности не опубликовало предложение о размере цен (тарифов) на 2015 год, как того требуют Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2014 N 24 (далее - "Стандарты").
Доказательств иного Обществом в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
При этом ссылка Общества на пункт 24 Правил государственного регулирования, позволяющий, по мнению ООО "Терра", обоснованно отклонена судом, поскольку в рассматриваемом случае у РЭК КО, с одной стороны, отсутствовала возможность для проведения проверки хозяйственной деятельности ООО "Терра", которая в 2014 году не осуществляла регулируемой деятельности, с другой стороны, отсутствовали данные для установления действующих цен (тарифов) за предшествующие периоды регулирования.
При этом приведенная Обществом в обоснование своих доводов ссылка на решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2013 по делу N ВАС-2372/13 так же отклоняется судебной коллегией, поскольку в рассматриваемом решении была дана оценка действия (бездействия) регулирующего органа применительно к установлению тарифа в отношении организации, которая ранее являлась субъектом тарифного регулирования.
Об отсутствии бездействия со стороны РЭК КО в отношении установления тарифа для ООО "Терра" на 2015 год так же указывает письмо РЭК КО от 22.12.2014 N Гр-8-81/3348-02 об отказе обществу в открытии дела по установлению тарифов на 2015 год на основании пункта 9(1) Правил государственного регулирования.
Соответственно, в рассматриваемом случае, речь может идти об оспаривании отказа РЭК КО в установлении соответствующего тарифа, но не о бездействии регулирующего органа.
Таким образом, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии бездействия РЭК КО, выразившегося в не установлении тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям п. Ортон в установленный законодательством срок на 2015 год.
С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание позицию общества, не доказавшего факт нарушения его прав обжалуемым судебным актом, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, в обжалуемой части судебного акта, полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Доводы апелляционных жалоб, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им была дана основанная на материалах дела оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятие доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09 июня 2015 года по делу N А27-24393/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-24393/2014
Истец: ООО "Терра"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области
Третье лицо: ОАО "Кузбасская энергетическая сбытовая компания", ОАО "Кузбасская энергетическая сетевая компания"