г. Москва |
|
17 августа 2015 г. |
Дело N А40-39972/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С. Л.,
судей: Цымбаренко И.Б., Чеботаревой И.А.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Муравьевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13
апелляционную жалобу ООО "ЭнергоТехноСервис"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.06.2015
по делу N А40-39972/15 судьи Поляковой А.Б. (17-308)
по заявлению ООО "ЭнергоТехноСервис" (ОГРН 1097746034330)
к Министерству юстиции Российской Федерации
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.06.2015 отказано в удовлетворении заявления ООО "ЭнергоТехноСервис" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным решения Министерства юстиции Российской Федерации от 27.01.2015 N 06-7225 о разъяснении оснований отказа в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на справках МИФНС по ЦОП о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации в 2014-2015 годах для целей предъявления указанных документов на территории Республики Казахстан.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. В обоснование этого указывается, что оспариваемое решение не соответствует п.35 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, утвержденному приказом Минюста России от 03.07.2012 N 130 и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку Министерство юстиции Российской Федерации препятствует подтверждению постоянного местопребывания общества в Российской Федерации.
Суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя и заинтересованного лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционная инстанция, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭнергоТехноСервис" 26.12.2014 обратилось в Министерство юстиции Российской Федерации с запросом N 461/12/14 об объяснении правовых оснований отказа в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах (справки МИФНС по ЦОД), подлежащих вывозу за границу.
Письмом от 27.01.2015 N 06-7225/15 заявителю разъяснены основания для отказа в предоставленной государственной услуги.
Посчитав, что письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 27.01.2015 N 06-7225/15 является отказом в предоставлении государственной услуги, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Министерство юстиции Российской Федерации реализует полномочия, предусмотренные Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 (далее - Положение), по предоставлению государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу (подпункт 30.30 пункта 7 Положения).
Деятельность Министерство юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги регулируется, в первую очередь, федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон). Согласно статье 2 Федерального закона государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, - это деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Порядок предоставления государственной услуги установлен Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, утвержденным Приказом Минюста России от 03.07.2012 N 130 (далее - Административный регламент).
На основании ст. 2 Административного регламента документы для проставления апостиля представляются заявителем лично либо направляются почтовой связью или курьерской службой доставки.
В соответствии с п. 30 Административного регламента для предоставления государственной услуги заявителем представляются следующие документы: документ, удостоверяющий личность заявителя (предъявляется на приеме); письменный запрос о предоставлении государственной услуги (в случае направления документов почтовой связью или курьерской службой доставки); российский официальный документ, исходящий от органов или лиц, указанных в пунктах 19 и 20 Административного регламента, и подлежащий вывозу за границу на территорию иностранного государства-участника Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 05.10.1961; документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица, если в качестве заявителя выступает юридическое лицо (доверенность или иной документ).
При обращении на личном приеме в Министерство юстиции Российской Федерации (ул. Кржижановского, д. 13, корп. 1, каб. N 14) специалист, уполномоченный принимать документы, совершает ряд административных процедур, предусмотренных Административным регламентом, в частности: проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в приеме официальных документов, принимает официальные документы, вносит необходимые записи в журнал учета входящих документов для проставления апостиля, выдает заявителю расписку о приеме официальных документов (пункты 59-63 Административного регламента).
Как верно указано в решении суда первой инстанции и подтверждается материалами дела, заявитель не обращался в Минюст России для подачи документов на предоставление государственной услуги на личном приеме. Доказательств обратному не представлено.
В обоснование правовой позиции и доводов апелляционной жалобы, заявитель утверждает, что общество неоднократно обращалось с письменными запросами о предоставлении заявителю государственной услуги по проставлению апостиля на справках МИФНС по ЦОД о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации в 2014-2015г.г. для целей предъявления указанных документов на территорию Республики Казахстан.
В материалах дела имеется единственный запрос на предоставление государственной услуги в письменном виде от 14.11.2014 г. (л.д.97). Вместе с тем, доказательств, что данный запрос был направлен и получен Минюстом России не имеется.
30.12.2014 Заявитель направил в адрес Министерства юстиции Российской Федерации письмо (зарегистрировано в Минюсте России за N юл-1266/14) с просьбой дать разъяснения относительно оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на оригинале справки о подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации для целей предъявления указанного документа на территории Республики Казахстан.
Однако, данное письмо не содержало запрос о предоставлении государственной услуги. В этой связи ответчик обоснованно, исходя из буквального толкования текста запроса, расценил, что заявитель хочет получить информацию о правовых последствиях отказ в предоставлении апостиля.
Ответчиком в адрес заявителя направлено ответное письмо от 27.01.2015 N 06-7225/14 с разъяснением оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Таким образом, следует признать, что заявителем не доказан факт обращения в Минюст России с запросом о предоставлении государственной услуги, выраженным в письменной или устной форме. Направленное заявителем письмо не может рассматриваться в качестве запроса о предоставлении государственной услуги в смысле Федерального закона и Административного регламента, а является обращением юридического лица в федеральный орган исполнительной власти, направленным в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
Таким образом, суд первой инстанции, проанализировав обращение заявителя о даче письменного разъяснения о возможности проставления апостиля, положения Административного регламента, а также ст. 198 АПК РФ, пришел к выводу о том, что оспариваемым ответом был разъяснен порядок предоставления услуги. Данный ответ никоим образом не нарушил прав заявителя в сфере экономической деятельности и не повлек неблагоприятных последствий. При обращении организации за оказанием услуги в порядке, установленном Административным регламентом, услуга была оказана.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.06.2015 по делу N А40-39972/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
И.Б. Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-39972/2015
Истец: ООО "ЭнергоТехноСервис"
Ответчик: Министерство юстиции Российской Федерации