город Ростов-на-Дону |
|
18 августа 2015 г. |
дело N А32-39785/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: представитель Новицкий И.Н. по доверенности от 12.03.2015 г., после перерыва представитель Данильченко К.Ю. по доверенности от 30.06.2015 г.,
от заинтересованного лица: представитель Калякин Р.В. по доверенности от 22.12.2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2015 по делу N А32-39785/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вентэк"
к заинтересованному лицу Министерству природных ресурсов Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности
принятое в составе судьи Руденко Ф.Г.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕНТЭК" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановлений Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 31.10.2013 г.: N 1.13/1078-3/1-1 о привлечении к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; N 1.13/1078-4/1-1 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; N 1.13/1078-5/1-1 о привлечении к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; N 1.13/1078-6/1-1 о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 24.03.2015 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в материалах дела отсутствуют достоверные доказательства принятия административным органом необходимых и достаточных мер для извещения общества о составлении протоколов об административных правонарушениях
Не согласившись с принятым решением, Министерство природных ресурсов обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что о составлении протоколов общество уведомлялось телеграммой, врученной лично директору общества "Вентэк" 01.10.2013 г., на составление протоколов законный представитель общества не явился.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность и указывая на невозможность принятия апелляционным судом приложенной к апелляционной жалобе телеграммы в силу положений ст. 268 АПК РФ. Общество также ссылается на нарушение административным органом процессуальных требований при проведении проверки, а также малозначительность вменяемых обществу правонарушений.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения N 1.13/1078 от 25.07.2015 в отношении общества проведена плановая, документарная проверка деятельности ООО "Вентэк", в ходе которой установлено, что общество произвело оплату за негативное воздействие на окружающую среду с нарушением установленных сроков, а также допущены иные нарушения законодательства РФ в области охраны окружающей среды.
По результатам проверки, зафиксированных актом от 09.09.2013 г., в отношении общества составлены протоколы об административных правонарушениях от 07.10.2013: N 1.13/1078-3/1 о привлечении к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; N 1.13/1078-4/1 по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; 1.13/1078-5/1 по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях N 1.13/1078-6/1 по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлениями Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 31.10.2013 N 1.13/1078-3/1-1 общество привлечено к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; N 1.13/1078-4/1-1 - к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; N 1.13/1078-5/1-1 - к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях N 1.13/1078-6/1-1 - к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Указанные постановления оспорены обществом в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду нарушения административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности.
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении удостоверяет факт совершения административного правонарушения и составляется с учетом определенных требований.
Составление протокола производится в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, которому разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем в протоколе делается запись; законному представителю предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по содержанию протокола. В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие (части 2 - 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Таким образом, закон допускает составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении юридического лица в случае неявки его законного представителя при надлежащем извещении последнего об указанных процессуальных действиях.
Доказательством надлежащего извещения организации о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения законного представителя не является.
Нарушение порядка привлечения к административной ответственности является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, протоколы об административных правонарушениях от 07.10.2013 г. N 1.13/1078-3/1 (по ст. 8.1 КоАП РФ), N 1.13/1078-4/1 (по статье 8.2 КоАП РФ), N 1.13/1078-5/1 (по ст. 8.5 КоАП РФ), N 1.13/1078-6/1 (по ст. 8.41 КоАП РФ) составлены в отсутствие законного представителя общества. При этом суд первой инстанции указал, что доказательств надлежащего извещения общества о дате и времени составления протоколов об административных правонарушениях в деле не имеется, поскольку направленные почтой в адрес общества извещения о дате и времени составления протоколов получены обществом 25.10.2013 г., то есть после составления протоколов.
Между тем, в представленных на обозрение апелляционного суда подлинных материалах административных дел имелись доказательства надлежащего извещения общества о дате и времени составления протоколов об административных правонарушениях телеграммой, направленной по адресу места осуществления деятельности общества (г. Краснодар, ул. Автомобильная, 18), телеграммы вручены 01.10.2013 г. директору Касторному Е.И. лично.
Таким образом, административным органом надлежащим образом уведомлен законный представитель общества "Вентэк", а потому оснований для вывода о нарушении Министерством природных ресурсов процедуры привлечения к ответственности не имеется.
Постановления от 31.10.2013 г. приняты Министерством в присутствии представителя общества по доверенности, что также не противоречит требованиям КоАП РФ.
Оценив наличие в деянии общества составов вменяемых ему правонарушений, суд апелляционной инстанции установил следующее.
При проведении Министерством природных ресурсов Краснодарского края проверки деятельности предприятия установлено, что ООО "ВЕНТЭК" на праве собственности принадлежит участок для строительства производственной базы площадью 5001 кв.м, расположенный по адресу г. Краснодар, ул. Автомобильная,18, на котором общество осуществляет свою деятельность.
ООО "ВЕНТЭК" эксплуатирует стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: стоянку собственного и стороннего автотранспорта, жидкотопливный котел Navien, который работает на дизельном топливе. Факт эксплуатации обществом указанных источников выбросов в окружающую среду подтвержден материалами дела. В результате эксплуатации указанных источников осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Постановлением от 31.10.2013 г. N 1.13/1078-3/1-1 ООО "ВЕНТЭК" привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ.
Согласно статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия или бездействие, состоящие в несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Субъектом правонарушения являются лица, которые в силу закона, договора, либо иного документа являются уполномоченными на ведение работ с соблюдением экологических требований.
Согласно ст. ст. 6, 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - закон N 7-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе, осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 34 закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Требования по охране окружающей среды, которые должны выполняться при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов установлены ст. 37 закона N 7-ФЗ.
В соответствии с данной нормой, строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды (ч. 1 ст. 37 закона N 7-ФЗ).
При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 37 закона N 7-ФЗ).
В соответствии со ст. 67 закона N 7-ФЗ, производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.
Согласно ст. 73 закона N 7-ФЗ, руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Как видно из постановления от 31.10.2013 г. N 1.13/1078-3/1-1, общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ за следующие выявленные в ходе проверки нарушения.
Предприятием не проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не разработан и не утвержден проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, руководитель общества и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не прошли профподготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; мероприятия по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности обществом не осуществляются - не предоставлен план природоохранных мероприятий за 2013 год и отчет по исполнению плана природоохранных мероприятий за 2012 год, не предоставлено положение (регламент) о производственном экологическом контроле, производственный экологический контроль не осуществляется.
Приказом ООО "ВЕНТЭК" от 04.03.2013 г. лицом, ответственным за обращение с отходами производства и потребления, назначен директор Касторнов Е.И.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции общество представило свидетельство о повышении квалификации по программе "Обеспечение экологической безопасности руководителями (специалистами) общехозяйственных систем управления", выданное Касторнову Е.И., а также справку о прохождении Касторновым Е.И. курса обучения в ОАНО "Межотраслевой учебный центр" по программе "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами I-IV класса опасности". Однако поскольку согласно представленным документам обучение директора общества проводилось в период с 25.09.2013 г. по 10.10.2013 г. и с 28.10.2013 г. по 13.11.2013 г., то есть после проведения проверки и выявления правонарушения, данные документы принимаются судом как доказательство устранения обществом правонарушения, но не его отсутствия, а потому не являются основанием для вывода об отсутствии в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции общество также представило Положение о производственном экологическом контроля, утвержденное директором общества 09.01.2013 г., и план природоохранных мероприятий на 2013 г., утвержденный директором общества 12.01.2013 г.
На Положении о производственном контроле имеется отметка о его вручении инспектору Министерства природных ресурсов 31.10.2013 г., то есть в день рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении общества к административной ответственности.
Между тем, поскольку несвоевременное вручение соответствующих документов обществом не опровергает их наличие, а потому не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, выводы административного органа о наличии правонарушения по данному эпизоду признаются ошибочными. Вместе с тем, учитывая, что иные нарушения обществом требований природоохранного законодательства, указанные в постановлении от 31.10.2013 г. N 1.13/1078-3/1-1 подтверждаются материалами дела, оснований для признания постановления незаконным апелляционный суд не усматривает.
Доводы общества о том, что квалификация того или иного выбрасываемого в воздух вещества в качестве вредного или загрязняющего возможна только после проведения замеров, апелляционным судом отклоняются как необоснованные, поскольку общество привлекается к ответственности не за нарушение технических нормативов выбросов в окружающую среду, а за отсутствие экологического контроля при эксплуатации объектов, оказывающих негативное воздействие на атмосферный воздух.
Постановлением от 31.10.2013 г. N 1.13./1078-4/1-1 ООО "ВЕНТЭК" привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
В объективную сторону данного правонарушения обществу вменяется следующее.
При эксплуатации автотранспорта, а также в процессе деятельности общества образуются следующие виды отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки и брак (1 класс опасности), аккумуляторы свинцовые отработанные (2 класс опасности), обтирочный материал, загрязненный маслами (3 класс опасности), масла отработанные (3 класс опасности), отработанные покрышки (4 класс опасности), лом черных металлов, отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (5 класс опасности), отходы упаковочного картона незагрязненные (5 класс опасности).
При этом предприятием не представлены документы, подтверждающие передачу отходов, образующихся в результате эксплуатации автотранспорта. Документы о профессиональной подготовке (переподготовке) лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности, паспорта отходов I-IV класса опасности, не ведется учет отходов на предприятии, не согласован и не осуществляется порядок производственного контроля в области обращения с отходами, не представлен договор на оказание услуг по утилизации опасных отходов, накладные о передаче отходов специализированным организациям для утилизации и обезвреживания в 2012 и 2013 годах, места временного хранения отходов не организованы в соответствии с действующими нормами и правилами.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействиях) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
Субъектами административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно статье 1 Закона об отходах производства и потребления под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, общество, в результате деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Данный вывод апелляционного суда основан на правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.07.2011 N 709/11 по делу N А32-10488/2010-58/157-58АЖ.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ, юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, а ч. 2 указанного закона порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
В силу части 2 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Нарушение обществом "ВЕНТЭК" указанных требований законодательства РФ подтверждается материалами дела.
Обстоятельства, установленные в постановлении административного органа от 31.10.2013 г. N 1.13/1078-4/1-1, подтверждены материалами дела (за исключением указанного в постановлении отсутствия Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами - соответствующий документ, утвержденный директором общества 07.02.2013 г., представлен обществом при рассмотрении дела в суде первой инстанции), а следовательно, наличие в деянии ООО "ВЕНТЭК" объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, является доказанным.
Представление обществом свидетельства о прохождении директором общества курсов повышения квалификации в период с 28.10.2013 г. по 13.11.2013 г. по изложенным выше основаниям не свидетельствует об отсутствии в деянии общества состава правонарушения, а потому документ о повышении квалификации, представленный обществом в материалы дела, не принимается как основание для отмены оспариваемого постановления.
Постановлением от 31.10.2013 г. N 1.13/1078-5/1-1 ООО "ВЕНТЭК" привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ за несвоевременное представление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3-й квартал 2012 года, 1-й и 2-й квартал 2013 года, а также отсутствие в расчете платы за 3-й и 4-й кварталы 2012 года и 1-й-2-й кварталы 2013 г. накопившихся на предприятии отходов.
В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, предусмотрена административная ответственность.
Состав правонарушения формальный и не предусматривает наступление негативных последствий.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена названной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются граждане, должностные лица и юридические лица, которые обязаны сообщать экологическую информацию в установленных законом случаях и сроки.
Объектом вменяемого административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, возникающие в связи с исполнением обязанности по предоставлению экологической информации и обеспечивающие реализацию прав граждан на информацию и состояние окружающей среды.
Под экологической информацией по смыслу статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодатель подразумевал информацию о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.
В силу требований части 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 г.N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Норма части 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ не связывает обязанность представления соответствующей отчетности с тем, осуществляет ли лицо деятельность по размещению отходов в смысле, придаваемом данным Федеральным законом. Согласно указанной норме отчетность представляется субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
В соответствии со статьей 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (пункт 1). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 3).
Пунктами 3 - 5 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 г. N 30 "Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с пунктом 7 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 г. N 30 "Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)", отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.
Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также форма этого расчета установлены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 г. N 204 (далее - Порядок).
Согласно данному Порядку расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в управление по технологическому и экологическому надзору, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору, межрегиональные территориальные управления по экологическому и технологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
При применении данного Порядка следует учитывать, что в связи с передачей Федеральной службе по надзору в сфере природопользования полномочий в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, функции по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Росприроднадзор.
Отдельно ответственность за непредставление расчетов платы законодательством не установлена. В то же время непредставление расчетов в установленные сроки или представление недостоверной информации может квалифицироваться как сокрытие экологической информации, за что предусмотрена ответственность по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела подтверждается, что общество относится к субъектам, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-5 классов опасности. В ходе проведенной Министерством природных ресурсов проверки установлено, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 3-й квартал 2012 года, 1-й и 2-й квартал 2013 год представлены несвоевременно (отчет за 3 квартал 2012 г. направлен 01.11.2012 г. - л.д. 170 т.1, доказательства своевременного направления в компетентный орган расчетов за 1-2 квартал 2013 г. в материалы дела также не представлено), в расчете платы за 3-й и 4-й кварталы 2012 года и 1-й-2-й кварталы 2013 г. не учтены накопившиеся на предприятии отходы.
Изложенное свидетельствует о наличии в деянии общества состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Постановлением от 31.10.2013 г. N 1.13/1078-6/1-1 общество "ВЕНТЭК" привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ за нарушение сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2012 года и 2 квартал 2013 года.
Согласно статье 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
В абз. 1 статьи 11 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, - установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека В соответствии со статьей 19 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета (пункт 1). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 3).
В п. 3 и 7 ст. 12 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 16 указанного закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 577 "Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду" предусмотрено, что срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода (квартала), не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2013 года внесена обществом 29.08.2013 г., за 1 квартал 2013 года - 16.04.2013 г. (л.д. 164-165 т.1), то есть с нарушением нормативно установленного срока.
При указанных обстоятельствах наличие в деянии общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, является доказанным.
Вина заявителя в совершении указанных правонарушений также является доказанной, поскольку сведений о принятии предприятием всех зависящих от него мер к соблюдению экологического законодательства Российской Федерации в материалах дела не имеется (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании изложенного апелляционный суд считает, что в деянии общества "ВЕНТЭК" имеется состав вменяемых ему правонарушений, процессуальных нарушений административным органом не допущено, а потому решение суда первой инстанции подлежит отмене с отказом в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2015 по делу N А32-39785/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39785/2013
Истец: ООО "ВЕНТЭК"
Ответчик: Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Третье лицо: Министерство природных ресурсов
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8612/15
24.03.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39785/13
08.12.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21233/14
06.10.2014 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39785/13