г. Санкт-Петербург |
|
17 августа 2015 г. |
Дело N А26-2985/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2015 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Есипова О.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Зарицкий М.Б. - руководитель по протоколу от 17.03.2011;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16696/2015) ООО Охранное предприятие "БПЛ-Карелия" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.06.2015 по делу N А26-2985/2015 (судья Кришталь Н.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ГУ МЧС России по Республике Карелия
к ООО Охранное предприятие "БПЛ-Карелия", место нахождения: 185005, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Коммунистов, д. 28, ОГРН 1021000526964,
установил:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Охранное предприятие "БПЛ-Карелия" (далее - Общество, ООО ОП "БПЛ-Карелия") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 10.06.2015, вынесенным в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Общество признано виновным в совершении административного правонарушения согласно вышеназванной квалификации и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 10.06.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции неправомерно отказал Обществу в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства, что в свою очередь не позволило оценить все обстоятельства дела, и пришел к ошибочному выводу о наличии состава административного правонарушения в действиях Общества, так как ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несет собственник имущества и лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, которым в рассматриваемом случае является ФГБОУ ВПО "Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I". Общество также указывает на то, что им принимались все возможные меры по недопущению совершения правонарушения, действовало в строгом соответствии с ценой контракта от 23.12.2014 N 05/ОК, заключенного с Университетом, и не имело возможности за свой счет исправлять вменяемые нарушения, так как они требовали значительных затрат, не предусмотренных контрактом. Кроме того, по мнению подателя жалобы, административный орган неправомерно сослался на положения ГОСТа Р 53315-2009, который отменен, а также сделал выводы о неисправности пожарных оповещателей без учета методики проведения испытаний и положений пунктов 6, 7 таблицы 2 норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 10.03.2015 на основании распоряжения от 12.01.2015 N 70 Управлением с привлечением специалистов ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Республике Карелия" в присутствии заместителя директора по АХР Петрозаводского филиала ФГБОУ ВПО "Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I" (далее - Университет) Иванова А.В. и представителя Общества Малахвей Н.М. проведена плановая выездная проверка здания Университета - общежития N 2 по адресу: г. Петрозаводск, ул. М. Горького, д. 20А, обслуживаемого Обществом, имеющим лицензию от 15.07.2013 N 2-Б/01285, выданную Северо-Западным региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий МЧС России, в части технических средств пожарной сигнализации, системы оповещения о пожаре и системы видеонаблюдения на основании контракта от 23.12.2014 N 05/ОК.
По результатам проверки составлены протокол испытания системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на работоспособность от 19.03.2015 N 59 и заключение по испытаниям автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре от 19.03.2015 N 40, согласно которым система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в неработоспособном состоянии.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выразившегося в нарушении последним подпункта "д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225, пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, а именно в том, что система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в неисправном состоянии и не восстановлена по состоянию на 19.03.2015, 10.04.2015 Управление составило протокол об административном правонарушении N 250 и в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности Управлением наличия состава административного правонарушения в действиях Общества, а также отсутствия процессуальных нарушений при проведении проверки и составлении протокола об административном правонарушении, оснований для освобождения Общества от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного им правонарушения не усмотрел.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для её удовлетворения и отмены принятого по делу решения на основании следующего.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения предусмотрено административное наказание только в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей.
Вопреки позиции подателя жалобы само по себе ходатайство о переходе к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства в отсутствие доказательств в обоснование соответствующих доводов (часть 1 статьи 65 АПК РФ) не может являться для суда первой инстанции безусловным основанием для рассмотрении дела по общим правилам, поскольку частью 5 статьи 227 АПК РФ определен узкий перечень оснований, при наличии которых суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, которыми в том числе являются:
- в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело;
- принят встречный иск, который не может быть рассмотрен в порядке упрощенного производства, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:
1) порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны;
2) необходимо провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;
3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц;
4) рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.
При этом, как усматривается из материалов дела (л.д. 68-69 тома 1), заявляя ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства Общество лишь процитировало часть 5 статьи 227 АПК РФ, не приведя при этом суду каких-либо обстоятельств невозможности рассмотрения настоящего дела в порядке упрощенного производства, а также не представив доказательств невозможности подачи каких-либо документов в порядке статьи 228 АПК РФ (часть 1 статьи 65 АПК РФ), в связи с чем суд первой инстанции правомерно оставил означенные ходатайства без удовлетворения и рассмотрел дело в порядке упрощенного производства в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 227 АПК РФ.
По существу спора апелляционный суд отмечает следующее.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 указанного Положения лицензионным требованием при осуществлении лицензируемой деятельности является выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно статье 20 названного Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Так, пунктом 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, установлено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Факт осуществления ООО ОП "БПЛ-Карелия" в рассматриваемый период лицензируемого вида деятельности - технического обслуживания системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании общежития Университета по вышеназванному адресу установлен судом первой инстанции, подтвержден материалам дела, в том числе контрактом от 23.12.2014 N 05/ОК и техническим заданием к нему, и не оспаривается Обществом.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе протоколом опроса свидетеля Иванова А.В. от 08.04.2015 (л.д. 23-25 тома 1), протоколом испытания системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на работоспособность от 19.03.2015 N 59 (л.д. 31 тома 1), заключением по испытаниям автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре от 19.03.2015 N 40 (л.д. 30 тома 1), журналом N 4 технического обслуживания ОПС, представленным в административный орган 19.03.2015 (вход. N 578 от 19.03.2015, л.д. 33, 36-37 тома 1), протоколом об административном правонарушении от 10.04.2015 N 250 (л.д. 16-21 тома 1), подтверждается, что соответствующая деятельность осуществлялась Обществом с нарушением требований, установленных подпунктом "д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225, и пунктом 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, следует признать правильным.
В свою очередь довод подателя жалобы об обратном со ссылкой на то, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные и основанные на неверном толковании объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, так как в рассматриваемом случае Обществу вменено в вину осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а не нарушение требований пожарной безопасности (статья 20.4 КоАП РФ).
Довод Общества о том, что при определении работоспособности системы административным органом не учтены положения пунктов 6, 7 таблицы 2 норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), был предметом суда первой инстанции, получил надлежащую оценку в принятом по делу решении и правомерно отклонен последним, поскольку данные пункты имеют отношение к дошкольным, школьным и специальным детским учреждениям, а вменяемые ООО ОП "БПЛ-Карелия" нарушения выявлены в здании общежития образовательной организации высшего образования.
Наличие в заключении от 19.03.2015 N 40 ссылки на нарушение Обществом требований недействующего ГОСТа Р 53315-2009 также не могло быть принято судом первой инстанции во внимание, так как указанные обстоятельства не свидетельствует о неправильности данного заключения в целом.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд обоснованно указал на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом лицензионных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Как справедливо указано судом первой инстанции, доказательств того, что ответчиком при осуществлении лицензируемого вида деятельности были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение лицензионных требований и обеспечение надлежащей бесперебойной работы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании обслуживаемого им общежития Университета, в том числе по предупреждению неисправностей оборудования и устранению выявленных неисправностей в срок, установленный пунктом 5 Технического задания к контракту от 23.12.2014 N 05/ОК, в материалах дела отсутствуют.
Лицензионное условие подпункта "д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225, о выполнении лицензиатом требований, предъявляемых к техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами, связано с обеспечением безопасности жизни и здоровья граждан и является обязательным для исполнения лицензиатом вне зависимости от цены контракта и платежеспособности контрагента. Несение собственником имущества бремени по его содержанию не освобождает Общество от обязанности исполнять требования действующего законодательства, соблюдать лицензионные требования и условия. Возможные финансовые затраты, на которые ссылается Общество, относятся к его предпринимательским рискам.
Более того, в соответствии с пунктом 2.2 контракта от 23.12.2014 N 05/ОК оплата работ исполнителя производится за фактически выполненные работы не позднее 10 рабочих дней с момента предъявления счета-фактуры. Неисполнение заказчиком обязательств по оплате оказанных услуг не лишает исполнителя права на взыскание задолженности в судебном порядке.
На основании изложенного вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является правомерным.
Судом апелляционной инстанции также проверено и не выявлено существенных процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе проведения в отношении Общества проверки и производства по делу об административном правонарушении.
Не допущено процессуальных нарушений и судом первой инстанции, Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, назначенный штраф с учетом характера совершенного правонарушения соответствует санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, обосновано указал суд первой инстанции и на отсутствие в данном случае оснований для освобождения Общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все доводы заявителя и представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе положений статьи 228 АПК РФ, при вынесении решения судом не допущено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы Общества и отмены или изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.06.2015 по делу N А26-2985/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО Охранное предприятие "БПЛ-Карелия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О. И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2985/2015
Истец: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия
Ответчик: ООО Охранное предприятие "БПЛ-Карелия"
Третье лицо: Главное управление МЧС России по Республике Карелия