г. Москва |
|
17 августа 2015 г. |
Дело N А40-18689/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Берхамовой А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО Компания "ГРИНАТА"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.05.2015 по делу N А40-18689/15, принятое судьей Сизовой О.В. (шифр судьи 84-219),
по заявлению ЗАО Компания "ГРИНАТА"
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: Департамент городского имущества г.Москвы, Правительство Москвы
о признании недействительным отказа
при участии:
от заявителя: |
Колганов М.А. по доверенности от 22.04.2013; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 18.05.2015 отказано в удовлетворении заявления ЗАО Компания "ГРИНАТА" о признании недействительным отказа Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по г.Москве от 25.12.2014 N 51-3785/2014 в принятии к рассмотрению заявления ЗАО Компания "ГРИНАТА" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и обязании рассмотреть данное заявление по существу.
При этом, суд исходил из соответствия оспариваемых действий по возврату заявления требованиям ст.24.18 Закона Об оценочной деятельности, а также п.15 Приказа Минэкономразвития от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", поскольку в комплекте документов ЗАО "Грината" представлена справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости- земельного участка 77:03:0005022:24, содержала сведения о кадастровой стоимости, предыдущего тура государственной кадастровой оценки земель города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", действовавшей в период с 01.01.2013 по 31.12.2013.
Заявитель не согласился с принятым решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает на то, что, по его мнению, судом, при рассмотрении спора, неверно оценены представленные в дело доказательства и сделаны выводы не соответствующие обстоятельствам спора, что привело к принятию неправильного решения.
В письменных пояснениях, представленных в суд в порядке ст.81 АПК РФ, представитель ответчика указал на несостоятельность доводов жалобы, поддержал решение суда первой инстанции.
В судебном заседании объявлялся перерыв.
Представитель Заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика решение суда первой инстанции поддержал, указал на несостоятельность доводов жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы жалобы и письменных пояснений на неё, считает, что решение подлежит отмене, поскольку его выводы не соответствуют обстоятельствам спора.
Из фактических обстоятельств дела следует, 19.12.2014 г. Общество подало в Управление Росреестра по Москве заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:03:0005022:24, расположенного по адресу: г.Москва, проезд Малый Купавенский, вл.6А, используемом им на основании Договора аренды земельного участка N М-03-505473 от 11.07.2003 г.
К заявлению представлены следующие документы: кадастровая справка о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013 г., Отчет об оценке N 100-0001/074 от 20.10.2014 г., Экспертное заключение N 3243/С-14 от 19.11.2014 г., Договор аренды земельного участка N М-03-505473, письмо от ДГИ о признании Договора аренды действующим, выписка из ЕГРЮЛ от 19.11.2014 г., Устав общества, протокол внеочередного собрания Учредителя от 01.09.2014 г. о продлении полномочий генерального директора, свидетельство 77 N 007811139, Свидетельство 77 N 009447842, электронный носитель.
Уведомлением от 25.12.2014 N 51-3785/2014, составленным и подписанным секретарем Комиссии, Комиссия сообщила заявителю об отказе в принятии заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, ввиду представления кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, не содержащей сведений об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, поскольку, представленная справка содержала сведения на 01.01.2013 г.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Заявителя в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем в Комиссию не представлены документы предусмотренные Законом об оценочной деятельности, поскольку представленная к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости справка о кадастровой стоимости земельного участка содержала сведения о стоимости, которые на момент ее представления утратили силу.
Рассмотрев спор повторно, коллегия считает, что судом первой инстанции неверно оценены обстоятельства возникшего спора, а выводы, изложенные в решении, противоречат материалам дела.
При этом, коллегия исходит из следующего.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее- Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции на дату обращения общества с заявлением в Комиссию) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если, результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также, органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Порядок создания и работы комиссии, в том числе, формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации N 263 от 04.05.2012 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России N 69 от 22.02.11 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее Порядок), комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 457 от 01.06.2009, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москове.
Согласно пункту 13 Порядка, Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением следующих документов:
-кадастровый паспорт объекта недвижимости;
-нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
-документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений;
-отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
-положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (далее - положительное экспертное заключение) в случаях, установленных настоящим Порядком.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Пункт 15 Порядка предусматривает, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанная в кадастровом паспорте, приложенном к такому заявлению, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
Как указано выше и следует из оспариваемого уведомления, возврат документов Обществу осуществлен по причине того, что представленная в составе документов кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости не содержала сведений об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, поскольку, представленная справка содержала сведения на 01.01.2013 г.
Между тем, как указано выше и следует из материалов дела, к заявлению Обществом были приложены все поименованные в ст.24.18 Закона об оценочной деятельности, документы.
Принимая во внимание, что перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит, а полномочия секретаря Комиссии по приему либо возврату заявления являются четко регламентированными, и на данной стадии секретарь обязан проверить наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, коллегия приходит к выводу о том, что указанный Порядок не наделяет секретаря Комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу (пункты 19, 20 Порядка).
Несоответствие представленных документов по их содержанию заявленным требованиям, может являться основанием для принятия Комиссией отказа (отклонения) заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии.
Таким образом, оценив повторно представленные сторонами доказательства в соответствии с положениями ст.71 АПК РФ и учитывая нормы права, регулирующие возникший спор, суд апелляционной инстанции считает, решение Комиссии об отказе в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, оформленное уведомлением от 25.12.2014 N 51-3785/2014 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, коллегия считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции- отмене.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.104, 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.05.2015 по делу N А40-18689/15 отменить.
Признать незаконным отказ Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по г.Москве от 25.12.2014 N 51-3785/2014 в принятии к рассмотрению заявления ЗАО Компания "ГРИНАТА"о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по г.Москве принять заявление ЗАО "Компания "Грината" и рассмотреть по существу.
Взыскать с Управления Росреестра по г.Москве в пользу ЗАО Компания "ГРИНАТА" (ОГРН 1027739117174) расходы по уплате государственной пошлины по заявлению 3 000 (три тысячи) рублей и по апелляционной жалобе 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Возвратить ЗАО Компания "ГРИНАТА" (ОГРН 1027739117174) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере жалобе 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-18689/2015
Истец: ЗАО "ГРИНАТА", ЗАО "компания "ГРИНАТА"
Ответчик: Управление Росреестра по г. Москве, Управление Росреестра по Москве
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы, Правительство Москвы