г. Самара |
|
19 августа 2015 г. |
Дело N А65-8769/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "МИТ-Транс" - извещен, не явился,
от ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Казанская текстильная компания" Филипенко Натальи Александровны - извещен, не явился,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан - извещен, не явился,
от Советского районного отдела судебных приставов УФССП РФ по РТ - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 августа 2015 года, в помещении суда, апелляционные жалобы
ликвидатора общества с ограниченной ответственностью "Казанская текстильная компания" Филипенко Натальи Александровны,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.06.2015 года по делу N А65-8769/2015 (судья Ситдиков Б.Ш.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МИТ-Транс", г. Казань,
к ликвидатору общества с ограниченной ответственностью "Казанская текстильная компания", г. Казань Филипенко Наталье Александровне;
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, г. Казань,
при участии третьего лица:
Советский районный отдел судебных приставов УФССП РФ по РТ, г. Казань,
о признании незаконными действий (бездействия) ликвидатора ООО "Казанская текстильная компания", о признании недействительной записи, внесенной 28.01.2015 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан в Единый государственный реестр юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МИТ-Транс", г. Казань (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ликвидатору общества с ограниченной ответственностью "Казанская текстильная компания", г. Казань Филипенко Наталье Александровне (далее - первый ответчик), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, г. Казань (далее - второй ответчик) о признании незаконными действий (бездействия) ликвидатора ООО "Казанская текстильная компания", г. Казань Филиппенко Натальи Александровны, выразившихся в: непринятии достаточных мер к выявлению кредиторов ООО "Казанская текстильная компания"; неуведомлении ООО "МИТ-Транс" о ликвидации ООО "Казанская текстильная компания"; представлении в регистрирующий орган ликвидационного баланса, неотражающего действительного имущественного положения ООО "Казанская текстильная компания" и его расчетов с кредиторами; о признании недействительной записи, внесенной 28.01.2015 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан в Единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 2151690087547 о регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Казанская текстильная компания"; об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан аннулировать запись от 28.01.2015 г. за государственным регистрационным номером 2151690087547 в Едином государственном реестре юридических лиц (л.д. 3-7).
Решением суда первой инстанции от 04.06.2015 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 136-141).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "Казанская текстильная компания" Филипенко Наталья Александровна обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование поданной апелляционной жалобы ликвидатор общества с ограниченной ответственностью "Казанская текстильная компания" Филипенко Наталья Александровна указывает на то, что ликвидация ООО "Казанская текстильная компания" ОГРН: 1021603620686 осуществлялась в рамках законодательства Российской Федерации, все предписанные законом процедуры соблюдены в полной мере и в необходимом объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан 1500 руб. расходов по уплате государственной пошлины за счет средств соответствующего бюджета.
Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (исх. от 13.07.2015 г. N 2.2-21/009005).
Заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве (вх. от 11.08.2015 г.)
Третье лицо отзыв на жалобы в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и имеющиеся в деле доказательства, отзыв на жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства по делу.
В 2014 г. конкурсный управляющий ООО "МИТ-Транс" обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к ООО "Казанская текстильная компания" о взыскании неосновательного обогащения в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2014 г. по делу N А65-18890/2014 исковые требования ООО "МИТ-Транс" были удовлетворены в полном объёме.
13.11.2014 г. в отношении должника - ООО "Казанская текстильная компания" возбуждено исполнительное производство N 217772/14/16008-ИП.
Проверив на сайте Федеральной налоговой службы сведения в отношении ООО "Казанская текстильная компания" заявитель выяснил, что 28.01.2015 г. МИФНС N 18 по РТ была внесена запись о прекращении деятельности должника в результате ликвидации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, правильно применил нормы материального права и обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с законом.
Согласно статье 22 указанного закона государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.
Согласно статье 63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Судом установлено, что на момент подачи заявления о государственной регистрации юридического лица, в связи с его ликвидацией, имелись неисполненные обязательства перед ООО "МИТ-Транс" в силу наличия на момент принятия налоговым органом решения о ликвидации, вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.10.2014 г. по делу N А65-18890/2014, которое не было исполнено.
Более того, в нарушение требований статьи 63 ГК РФ ликвидатор письменно не уведомил заявителя о ликвидации ООО "Казанская текстильная компания", не исполнил возврат долговых обязательств перед ООО "МИТ-Транс".
На государственную регистрацию прекращения деятельности юридического лица ликвидатором ООО "Казанская текстильная компания" Филипенко Н.А. был представлен ликвидационный баланс, не содержащий сведений о наличии кредиторской задолженности перед заявителем.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
В связи с этим представление ликвидационного баланса, не отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Таким образом, суд первой инстанции, правомерно сделал вывод о нарушении порядка ликвидации юридического лица, для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган представлены не были, имеет место нарушение прав и законных интересов кредитора - общества с ограниченной ответственностью "МИТ-Транс".
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 13.10.2011 г. N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Таким образом, сведения, содержащиеся в представляемых на государственную регистрацию документах, должны отвечать принципу достоверности и, как следствие, обеспечение внесения достоверных и актуальных сведений в ЕГРЮЛ является обязанностью Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
Предоставление ликвидационного баланса с искаженной информацией относительно кредиторской задолженности ликвидируемого юридического лица является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о незаконности действий ликвидатора ООО "Казанская текстильная компания" Филипенко Н.А. по предоставлению в регистрирующий орган ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения, по подаче заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционные жалобы ответчиков не содержат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что приведенные в апелляционных жалобах ответчиков доводы, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.06.2015 года по делу N А65-8769/2015 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8769/2015
Истец: ООО "МИТ-Транс", г. Казань
Ответчик: Ликвидатор Общества с ограниченной ответственностью "Казанская текстильная компания", г. Казань - Филипенко Н. А., Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Управление федеральной службы судебных приставов по Советскому району Республике Татарстан , г. Казань