г. Пермь |
|
19 августа 2015 г. |
Дело N А71-2434/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Риб Л. Х., Муравьевой Е. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т. С.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая Компания" (ОГРН 1121840002734, ИНН 1840008141): не явились;
от заинтересованного лица Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (ОГРН 1071840007909, ИНН 1833046562): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая Компания"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 03 июня 2015 года по делу N А71-2434/2015,
принятое судьей Калининым Е. В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая Компания"
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска
о признании недействительным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая Компания" (далее - ООО "Единая УК", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - Управление ЖКХ, заинтересованное лицо) по результатам проведения мероприятия по государственному контролю N 96 от 05.12.2014.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03 июня 2015 года (резолютивная часть решения объявлена 27.05.2015) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обоснование своей жалобы, дополнительных пояснений к ней заявитель приводит доводы о незаконности вынесенного предписания. Ссылается на неисполнимость предписания, не содержащего конкретные действия, которые должен выполнить заявитель, в отношении какого именно потребителя, в чем конкретно выражено нарушение расчета платы, а акт проверки нельзя признать надлежащим указанием к необходимым действиям. Полагает, что судом первой инстанции необоснованно не приняты доводы заявителя о применении в расчете площади помещений, входящих в состав общего имущества в размере 592,1 кв.м., из которых 446,7 кв.м. - технический подвал, 145,4 кв.м. - лестничные клетки. Указывает на невозможность применять положения п.п. 46, 47 Правил N 354, в связи с тем, что начисление и взимание платы за индивидуальное потребление электроэнергии производится ресурсоснабжающей организацией.
Заинтересованное лицо представило отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, по мотивам которого просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 05.12.2014 на основании приказа Управления ЖКХ от 19.11.2014 N 96 сотрудниками Управления ЖКХ проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Единая УК" с целью защиты прав потребителей при выполнении ООО "Единая УК" расчета размера платы за коммунальные услуги.
В ходе проверки Управлением ЖКХ были выявлены нарушения пунктов 44, 46, 47 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выразившееся в нарушении порядка расчета размера платы за электроснабжение и холодное водоснабжение на общедомовые нужды (далее - ОДН).
Всего за проверяемый период июнь-октябрь 2014 г. ООО "Единая УК" предъявлено к оплате за электроэнергию на ОДН 744,97 руб., расчетный размер платы за электроэнергию на ОДН составил -24,66 руб. (возврат по коммунальной услуге "электроэнергия на ОДН"). Таким образом, в нарушение установленного порядка расчетов по квартире 32 дома N 206 по ул.Коммунаров предъявлено к оплате 769,63 руб.
Всего за проверяемый период июнь-октябрь 2014 г. ООО "Единая УК" предъявлено к оплате за ХВС на ОДН 11,21 руб., расчетный размер платы за ХВС на ОДН составил 7,44 руб. Таким образом, в нарушение установленного порядка расчетов по квартире 32 дома N 206 по ул.Коммунаров предъявлено к оплате 3,77 руб.
Всего, в нарушение установленного порядка расчета за холодное водоснабжение и электроснабжение на ОДН по квартире 32 дома N 206 по ул.Коммунаров предъявлено к оплате 773,40 руб.
При расчете размера платы заявителем применялась 145,4 кв.м. - площадь помещений, входящих в состав общего имущества для расчета размера платы электроэнергии на ОДН.
Административным органом в ходе проверки, исходя из данных технического паспорта, площадь помещений, входящих в состав общего имущества определена в размере 121,2 кв.м., в том числе: лестничные клетки - 118,2 кв.м., тамбур - 3 кв.м.
В соответствии с постановлением РЭК УР от 06.12.2013 N 19/2 тариф на электрическую энергию с 01.07.2014 составил 2,99 руб./кВт.ч. Заявитель в июле 2014 г. применял тариф - 2,87 руб./кВт.ч. В соответствии с постановлением Правительства УР от 27.05.2015 N 223 норматив потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению на ОДН в МКД в УР составляет 0,041 куб.м. на 1 кв.м. площади помещений.
Расчетный нормативный объем потребления холодного водоснабжения на ОДН для МКД N 206 по ул.Коммунаров 4,97 куб.м.; расчетный нормативный объем потребления электроснабжения на ОДН для МКД N 206 по ул.Коммунаров - 339,36 кВТ.
Выявленные нарушения отражены в акте N 96 от 05.12.2014.
В этот же день Управлением ЖКХ вынесено предписание N 96, которым в срок до 25.01.2015 предписано привести порядок расчета размера за электроснабжение и холодное водоснабжение на общедомовые нужды в соответствии с установленными требованиями.
Не согласившись с предписанием Управления ЖКХ, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о соответствии предписания положениям действующих нормативных актов, отсутствии нарушений прав заявителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных дополнений к ней, а также письменного отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.
Согласно п. 16 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору, в том числе по организации и проведению проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
Исходя из приведенного нормативного регулирования, апелляционный суд приходит к выводу о том, что предписание вынесено уполномоченным государственным органом в пределах своей компетенции.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользованиям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, вступившими в силу с 01.09.2012, регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяются основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируются вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с п. 37 Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Согласно п. 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Согласно п. 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Согласно п. 46 Правил N 354 плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Пунктом 47 Правил N 354 предусмотрено, что в случае, указанном в пункте 46 настоящих Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан: а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды; б) уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.01.2013 N 17 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению в Удмуртской Республике.
Исходя из технических характеристик МКД N 206 по ул. Коммунаров (технический паспорт) норматив потребления электроэнергии (кВт.ч в месяц на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме составляет 2,80 кВт.ч.
Факт несоблюдения заявителем требований п.п. 44, 46, 47 Правил N 354 в установлен Управлением ЖКХ в ходе проверки, подтвержден материалами дела (в том числе, актом проверки N 96 от 05.12.2014, квитанциями, расчетом размера платы по электроэнергии на ОДН, техническим паспортом) и заявителем документально не опровергнут.
Доводы заявителя о том, что в расчете электроэнергии на ОДН подлежит применению площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме в размере 592,1 кв.м, являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку суда, выводы которого соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Вопреки доводам апеллятора, из технического паспорта, материалов дела не усматривается, наличие в спорном многоквартирном доме технического подвала (подвала, в котором имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование), относящегося к общему имуществу собственников.
Более того, в акте проверки указано, что заявителем при расчете использовалась общая площадь имущества равная 145,4 кв.м., все расчеты платы электроэнергии на ОДН производились заявителем именно из данного размера площади.
В ходе судебного заседания Управлением ЖКХ признано, что в ходе проверки им неверно определена общая площадь имущества и площадь всех помещений, входящих в состав общего имущества МКД N 206 по ул. Коммунаров составляет 145,4 кв.м: 121,2 кв.м. (лестничные клетки 118,2 кв.м., тамбур - 3 кв.м.) + 24,2 кв.м (площадь лестничных клеток подвала л.д. 59 оборот).
С учетом указанных обстоятельств, заинтересованное лицо представило расчет платы за электроснабжение на ОДН по квартире 32 МКД N 206 по ул. Коммунаров с учетом площади общего имущества 145,4 кв.м., согласно которому нормативный расчет размера платы составил 30,33 руб.; за июнь, август и сентябрь 2014 года в нарушение установленного порядка расчета за электроэнергию на ОДН предъявлено к оплате 761,82 руб. (по акту проверку 769,63 руб.)
Тем самым, допущенная ошибка не опровергает результаты проверки и не свидетельствует о неправомерности требования привести порядок расчета в соответствие с установленными требованиями.
Факт применения в июле 2014 г. тарифа за электроэнергию на ОДН в размере 2,87 руб./кВт.ч., тогда как в соответствии с постановлением РЭК УР от 06.12.2013 N 19/2 тариф на электрическую энергию с 01.07.2014 составил 2,99 руб./кВт.ч., подтверждается представленными в дело квитанциями и по существу заявителем не оспаривается.
Ссылки апеллятора на невозможность применять положения п.п. 46, 47 Правил N 354, в связи с тем, что начисление и взимание платы за индивидуальное потребление электроэнергии производится ресурсоснабжающей организацией отклонены апелляционным судом.
ООО "Единая УК", являясь исполнителем коммунальных услуг холодное водоснабжение, электроснабжение, обязано производить расчет платы за соответствующие услуги в соответствии с установленным Правилами N 354 порядком; урегулировать, при необходимости, вопрос с ресурсоснабжающей организацией по применению пп. "б" п. 47 Правил N 354.
Также Управлением ЖКХ установлено, подтверждено материалами дела и заявителем, по существу, не оспорено нарушение порядка расчета размера платы за холодное водоснабжение на ОДН.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал правомерными изложенные в оспариваемом предписании требования привести порядок расчета размера за электроснабжение и холодное водоснабжение на общедомовые нужды в соответствии с установленными требованиями.
Содержащиеся в предписании формулировки, вопреки доводам апеллятора, являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных по результатам проверки нарушений, которые необходимо совершить заявителю; в предписании имеется ссылка на акт проверки, в котором подробно расписан порядок расчета. Каких-либо неясностей, непонятных положений предписание не содержит; в предписании изложено мероприятие, подлежащее исполнению, с указанием нормативного акта, которым следует руководствоваться при осуществлении расчетов, порядок которых был нарушен, что выявлено в ходе проверки и зафиксировано в акте проверки. В предписании установлен достаточный срок для устранения обществом выявленных нарушений.
Поскольку выявленные в ходе проверки нарушения в порядке расчета свидетельствуют о нарушении прав не только конкретного потребителя, но и остальных жителей многоквартирного дома, изложение предписания в его резолютивной части в отношении неограниченного круга потребителей является обоснованным и правомерным. Заявителем не представлено доказательств того, что в отношении остальных жителей (собственников и пользователей жилых помещений) расчеты платы электроэнергии на ОДН производились в соответствии с Правилами N 354.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для признания предписания управления недействительным, не имеется.
Совокупность оснований, указанных в ст.ст. 198, 201 АПК РФ, для признания оспариваемого предписания административного органа недействительным судами первой и апелляционной инстанций не установлена.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03 июня 2015 года по делу N А71-2434/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единая Управляющая Компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-2434/2015
Истец: ООО "Единая Управляющая Компания"
Ответчик: Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска