город Омск |
|
19 августа 2015 г. |
Дело N А46-2307/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7185/2015) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 12.05.2015 по делу N А46-2307/2015 (судья Стрелкова Г.В.), принятое по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658) к главе крестьянского хозяйства (фермерского) Бакуну Виталию Валерьевичу (ИНН 55300746600, ОГРНИП 312553019100065) о взыскании 1 500 000 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Радул Сергей Викторович по доверенности N 806 от 26.02.2015 сроком действия 1 год, личность установлена на основании служебного удостоверения;
от главы крестьянского хозяйства (фермерского) Бакун В.В. - Бакун Виталий Валерьевич, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; Янин Сергей Николаевич по доверенности N 55АА1247458 от 12.08.2015, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее -истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением с главе крестьянского хозяйства (фермерского) Бакуну Виталию Валерьевичу (далее - ответчик, глава КФХ Бакун В.В) о взыскании 1 500 000 руб., полученных их областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 12.05.2015 по делу N А46-2307/2015 в удовлетворении заявленных Министерством требований отказано.
Принятый судебный акт мотивирован отсутствием со стороны ответчика нецелевого использования средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что условия предоставления гранта закреплены в Порядке предоставления в 2012 -2014 годах из областного бюджета грантов на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, утвержденном постановлением Правительства Омской области от 20.06.2012 N 128 -п (далее - Порядок), пунктами 24-25 которого предусмотрено, что в случае нарушения КФХ условий, установленных при предоставлении гранта, Министерство направляет главе КФХ уведомление о возврате гранта в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения указанного уведомления. В случае нарушения получателем гранта срока добровольного возврата гранта, Министерство обращается с требованием о возврате гранта в судебном порядке. В связи с тем, что условия предоставления гранта были нарушены ответчиком и в добровольном порядке денежные средства в виде гранта последним не возвращены, исковые требования Министерства являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
По мнению Министерства, является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что к ответчику не могут быть применены меры ответственности за несоблюдение условия подпункта 8 пункта 17 Порядка, утратившего в настоящий момент силу.
Кроме того, податель жалобы считает необоснованным применение судом первой инстанции положений статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), поскольку глава КФХ Бакун В.В. не является ни одним их субъектов, перечисленных в статьи 6 БК РФ, в свиязи с чем положения части 1 статьи 306.4 БК РФ на него не распространяются.
В судебном заседании представитель Министерств поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представители главы КФХ возразили на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
20.07.2012 глава КФХ Бакун В.В. подал в конкурсную комиссию Министерства конкурсную заявку с приложением соответствующих документов на участие в конкурсе для предоставления грантов за областного бюджета на поддержку начинающих фермеров.
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии Министерства от 24.08.2012 глава КФХ Бакун В.В. был признан победителем конкурса для предоставления гранта.
Распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 07.09.2012 N р-12-МСХ-165 из областного бюджета главе КФХ Бакун В.В. был предоставлен грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 1 500 000 руб.
В период с 21-24.09.2012 денежные средства в сумме 1 500 000 руб. были перечислены на счет главы КФХ Бакуна В.В.
С целью предупреждения, выявления нарушений законодательства РФ и Омской области, соблюдения условий, цель и порядка, установленного при предоставлении грантов на создание и развития КФХ в отношении главы КФХ Бакуном В.В. была проведена плановая проверка за период с 01.09.2012 по 30.09.2013, результаты которой зафиксированы в акте от 15.12.2014.
В ходе проверки было установлено, что главой КФХ Бакуном В.В. было допущено нарушение Порядка предоставления в 2012 -2014 годах из областного бюджета грантов на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 20.06.2012 N 128 -п ( далее - Порядок), а именно не выполнены условия предоставления гранта, в том числе:
- в нарушение подпункта 6 пункта 8, подпункта 8 пункта 17 Порядка глава КФХ Бакун В.В. не имел в наличии не менее 10% собственных средств на оплату каждой статьи расходов, предусмотренной в плане расходов и не выполнил условие оплаты за счет собственных средств 10% стоимости сельскохозяйственных животных на сумму 25 000 руб.
-в нарушение подпункта 7 пункта 17 Порядке средства гранта в размере сумме 20 500 руб. использованы не по целевому назначению.
Данные нарушения Порядка были указаны Министерством в обоснование уведомления о возврате средств областного бюджета от 18.12.2014 N ИСХ-14-МСХ-6839, в котором ответчику было предложено в тридцатидневный срок с момента получения уведомления произвести возврат бюджетных средств в общей сумме 1 500 000 руб.
В связи с тем, что глава КФХ Бакун В.В. в добровольном порядке не возвратил денежные средства, полученные из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, Министерство обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим иском.
12.05.2015 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ (в редакции, подлежащей применению) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 N 166 (далее - Правила N 166).
В соответствии с Правилами N 166 максимальный размер гранта на создание и развитие КФХ определяется субъектом Российской Федерации в размере, не превышающем 1,5 млн. руб. Размер гранта, предоставляемого конкретному начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией, создаваемой субъектом Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил N 166 в случае нецелевого использования начинающими фермерами полученного гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства его сумма подлежит возврату в соответствующий бюджет
Правилами N 166 установлено, что предоставление субсидий осуществляется, в том числе при наличии утвержденных региональной и (или) муниципальных программ, предусматривающих мероприятия по поддержке начинающих фермеров, и расходных обязательств по финансированию программ, предусматривающих поддержку начинающих фермеров на соответствующий финансовый год, а также при наличии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам из бюджета субъекта Российской Федерации средств на поддержку начинающих фермеров и определяющего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также сроки рассмотрения этих документов, не превышающие 15 рабочих дней.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 166 Правительством Омской области 20.06.2012 постановлением N 128-п утвержден Порядок предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, соответствии с которым целью предоставления грантов является софинансирование из областного бюджета затрат начинающих фермеров по созданию и развитию на территории сельских поселений Омской области крестьянских (фермерских) хозяйств.
Пунктом 24 данного Порядка предусмотрено, что в случае нарушения начинающими фермерами условий, установленных при предоставлении гранта и (или)
единовременной помощи, Министерство в течение 5 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет начинающим фермерам уведомление о возврате гранта и (или) единовременной помощи в полном объеме, а в случае выявления факта нецелевого использования полученного гранта и (или) единовременной помощи - уведомление о возврате средств, составляющих сумму нецелевого использования.
В течение 30 календарных дней со дня получения уведомлений, указанных в пункте 24 настоящего Порядка, средства гранта и (или) единовременной помощи подлежат возврату в областной бюджет (пункт 25 Порядка).
В соответствии с пунктами 19-21 Порядка главе КФХ Бакуну А.В. как начинающему фермеру Распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 07.09.2012 N р-12-МСХ-165 из областного бюджета был предоставлен грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Из акта плановой проверки соблюдения главой КФХ Бакуном В.В. условий, цели и порядка, установленного при предоставлении грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 15.12.2014 следует, что ответчиком средства гранта в сумме 20 500 руб. использованы не по целевому назначению, кроме того, не выполнено условие оплаты за счет собственных средств не менее 10 процентов стоимости каждого наименования (статьи расходов), указанного в плане расходов, в частности не выполнена оплата из собственных средств 10 % стоимости сельскохозяйственных животных на сумму 25 000 руб.
Между тем, указанные обстоятельства не являются достаточным основанием для возврата полученного главой КФХ Бакуном В.В. гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Как усматривает из материалов дела, что на момент рассмотрения данного спора по существу постановление Правительства Омской области N 128-п от 20.06.2012, утвердившее Порядок, постановлением Правительства Омской области от 11.03.2015 N 51-п признано утратившим силу с 20.03.2015.
Подпункт 8 пункта 17 Порядка, предусматривающий оплату за счет собственных средств начинающего фермера не менее 10 процентов стоимости каждого наименования (статьи расходов), указанного в плане расходов, был исключен из Порядка с 01.01.2015 (Постановление Правительства Омской области от 27.10.2014 N 260-п).
Таким образом, на момент рассмотрения спора произошли изменения законодательства, улучшающие положения ответчика, в связи с чем к нему не могут быть применены в силу статьи 54 Конституции РФ установленные Постановлением N 128-п меры ответственности.
Пунктом 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку начинающим фермерам, утвержденных Постановлениям Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166, возврат полученного гранта в бюджет предусмотрен лишь в случае его нецелевого использования.
Как указывалось выше, статьей 28 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В силу статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг, должны определять, в частности, цели, условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Омской области N 128-п, целью предоставления грантов является софинансирование затрат начинающих фермеров по созданию и развитию на территории сельских поселений Омской области крестьянских (фермерских) хозяйств, включая: приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию; строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре; приобретение сельскохозяйственных животных; приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции; приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений; приобретение удобрений и ядохимикатов.
По смыслу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым является использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств.
Как следует из выписки по операциям на счете ответчика за период с 18.07.2012 по 30.01.2013 последний не направлял бюджетные средства в сумме 20 500 руб. в уплату банковской комиссии. При поступлении суммы гранта на расчетный счет предпринимателя Банк произвел самостоятельное списание данной суммы в уплату комиссии.
Доводы Министерства о том, что списание денежных средств за услуги банка происходило с ведома и по волеизъявлению ответчика, заключившего договор на открытие и обслуживание банковского счета, являются необоснованными, поскольку Министерством не представлено доказательств, подтверждающих обладание ответчиком права выбора разрешить Банку проводить операцию по оплате комиссии или отказать.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком не допущено нецелевого использования средств гранта.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении требований Министерства, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы ТУ Росимущества в Омской области не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, так как Министерство согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 12.05.2015 по делу N А46-2307/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-2307/2015
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бакун Виталий Валерьевич