г. Чита |
|
17 августа 2015 г. |
Дело N А19-13358/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2015 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Д. В. Басаева, В. А. Сидоренко
при ведении протокола судебного заседания секретарем О.С. Фоминой,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ИЖС" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 февраля 2015 года по делу N А19-13358/2014 по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ИЖС" (ОГРН 1113850035640, ИНН 3811153290; адрес: 664009, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ширямова, 40) к Министерству финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299; адрес: 664027, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, 1а) о взыскании 1 728 526 руб.,
третьи лица: Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986; адрес: 664073, область Иркутская, город Иркутск, улица Канадзавы, 2), Общество с ограниченной ответственностью "Экспресс Трейд" (ОГРН 1083808010604, ИНН 3808181956; адрес: 664009, область Иркутская, город Иркутск, улица Ширямова, 40),
(суд первой инстанции судья Гаврилов О.В.)
при участии в судебном заседании:
от истца ООО "Управляющая компания ИЖС": не явился;
от ответчика Министерства: не явился;
от Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области: не явился;
от Общества с ограниченной ответственностью "Экспресс Трейд": не явился;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ИЖС" (далее истец, ООО "Управляющая компания ИЖС") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Министерству финансов Иркутской области (далее ответчик, Министерство) о взыскании за счет казны Иркутской области убытков, понесенных в связи с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по бесплатному проезду в размере 1 728 526 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что с учетом условий договора уступки прав (цессии) ООО "УК ИЖС" не имеет права на предъявления иска Министерству финансов Иркутской области о взыскании убытков.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Управляющая компания ИЖС" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на то, что суд не полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права.
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласилось, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Министерство финансов Иркутской области в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии с п. 5 ст. 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В соответствии с определением от 6 августа 2015 года произведена замена судьи Желтоухова Е. В. на судью Басаева Д. В. в связи с нахождением судьи Желтоухова Е. В. в отпуске.
В связи с заменой состава суда в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела начато сначала.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что ООО "Экспресс Трейд" на основании лицензии N АСС-38-002424" от 14.09.2012 года на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом в период с августа 2012 года по декабрь 2013 года оказывало льготные услуги перевозок гражданам, включенным в региональный регистр льготников, получивших льготы в соответствии с Законом Иркутской области от 17.12.2008 года N 120-оз "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в Иркутской области" и Законом Иркутской области от 17.12.2008 года N 105-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан ветеранов в Иркутской области".
По утверждению истца общий размер понесенных ООО "Экспресс Трейд" расходов составил 1728526 руб. за период с августа 2012 года по декабрь 2013 года.
Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области было отказано ООО "Экспресс Трейд" в возмещении понесенных расходов по причине отсутствия соответствующего договора с министерством, отсутствия сведений о перевозчике в реестре перевозчиков, отсутствия утвержденных маршрутов и соглашения с министерством транспорта Иркутской области об организации транспортного обслуживания.
Между ООО "Экспресс Трейд" (Цедент) и ООО "Управляющая компания ИЖС" (Цессионарий) был заключен договор уступки прав (цессии) N 001/14 от 09.06.2014, согласно которого цедент уступает, а цессионарий принимает права (требования) с Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возмещения расходов, понесенных в связи с перевозкой пассажиров, имеющих право на получение мер социальной поддержки по льготному проезду в соответствии с Законом Иркутской области от 17.12.2008 года N105-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан ветеранов в Иркутской области" и законом Иркутской области от 17.12.2008 года N120-оз "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в Иркутской области" в сумме 1728526 руб. на тех же условиях, которые существуют у цедента по отношению к должнику на момент заключения настоящего договора.
Законом Иркутской области от 05.05.2012 года N 42-оз "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области" определен общий порядок организации регулярных перевозок пассажиров и багажа (ст. 7).
Условия предоставления компенсации за предоставление льготного проезда гражданам предусмотрены Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 120-оз "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Иркутской области", Законом Иркутской области от 17 декабря 2008 года N 105-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов в Иркутской области", Положением о министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 18 сентября 2009 года N 261/40-пп.
Приказом Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 14.03.2012 г. N 27-мпр утвержден порядок организации работы по предоставлению отдельным категориям граждан в Иркутской области мер социальной поддержки по бесплатному проезду на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных (внутрирайонных, внутриобластных) маршрутов и бесплатному (либо с оплатой в размере 50 % стоимости) проезду на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения. (Далее Порядок).
Возмещение расходов перевозчикам, предоставившим отдельным категориям граждан в Иркутской области бесплатный проезд осуществляется в соответствии с Порядком.
Согласно п. 16 Порядка возмещение расходов перевозчикам, оказавшим получателям мер социальной поддержки услуги по бесплатному проезду на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных (внутрирайонных, внутриобластных) маршрутов, производится учреждением в пределах средств, предусмотренных в законе Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, на основании заключенных с перевозчиками договоров и документов, подтверждающих фактически произведенные ими расходы.
Перевозчик может осуществлять перевозку пассажиров только при условии соответствия его требованиям действующего законодательства, предъявляемым к перевозкам пассажиров, в том числе, Закону Иркутской области от 05.05.2012 г. N 42-ОЗ, Положению о лицензировании.
Для заключения договора о возмещении расходов в связи с предоставлением отдельным категориям граждан в Иркутской области мер социальной поддержки по бесплатному проезду на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных (внутрирайонных, внутриобластных) маршрутов перевозчики представляют в учреждение заявление с приложением следующих документов:
- проекта договора о возмещении расходов в связи с предоставлением отдельным категориям граждан в Иркутской области мер социальной поддержки по бесплатному проезду на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных (внутрирайонных, внутриобластных) маршрутов, подписанного перевозчиком;
- паспорта маршрута, согласованного с министерством транспорта Иркутской области;
- расписания движения транспортных средств по маршруту, утвержденного министерством транспорта Иркутской области;
- соглашения на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту (маршрутам) в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области, заключенного между министерством транспорта Иркутской области и перевозчиком с приложением - согласованием на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту (маршрутам) в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области;
- копии лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации;
- копии свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года;
- выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), выданную не ранее чем за 1 месяц до дня подачи в учреждение заявления на заключение договора о возмещении расходов в связи с предоставлением отдельным категориям граждан в Иркутской области мер социальной поддержки по бесплатному проезду на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных (внутрирайонных, внутриобластных) маршрутов.
Учреждение в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления с документами принимает решение о заключении договора о возмещении расходов в связи с предоставлением отдельным категориям граждан в Иркутской области мер социальной поддержки по бесплатному проезду на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных (внутрирайонных, внутриобластных) маршрутов с перевозчиком либо об отказе в его заключении.
Основанием для отказа в заключении договора о возмещении расходов в связи с предоставлением отдельным категориям граждан в Иркутской области мер социальной поддержки по бесплатному проезду на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородных (внутрирайонных, внутриобластных) маршрутов является непредставление документов, указанных в настоящем пункте.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Экспресс Трейд" при осуществлении перевозки на льготных условиях отдельной категории граждан нарушены требования Закона Иркутской области от 05.05.2012 г. N 42-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Иркутской области", Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. N 280.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что у ООО "Экспресс Трейд" отсутствовали законные основания для перевозки льготных категорий граждан, а соответственно, у Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области отсутствовали правовые основания для возмещения ООО "Экспресс Трейд" понесенных им расходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ) право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты (статья 384 Гражданского кодекса).
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2007 года N 120 "Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации", если иное не предусмотрено законом или договором, при уступке права (требования) или ее части к новому кредитору переходят полностью или в соответствующей части также и права, связанные с уступаемым правом.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что наличие или отсутствие договора на предоставление возмещения расходов, не влияет на обязанность Российской Федерации или ее субъектов по возмещению ООО "УК ИЖС" расходов, возникших в связи с перевозкой льготной категории граждан, и обусловлено одним лишь фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение.
Кроме того, с учетом условий договора уступки прав (цессии) N 001/14 от 09.06.2014 г. размер передаваемых требований по Договору цессии не подтвержден относимыми и допустимыми доказательствами, а именно первичными документами, перечень которых установлен законодательством.
В суд апелляционной инстанции истцом было представлено Соглашение от 30.03.2015 г. о расторжении договора уступки прав (цессии) N 001/14 от 09.06.2014.
В целях правильного, полного и всестороннего разрешения настоящего спора, вынесения законного и обоснованного судебного акта, в соответствии с абзацем 5 пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 суд апелляционной инстанции удовлетворил ходатайство истца о приобщении к материалам дела Соглашения от 30.03.2015 г. в качестве дополнительного доказательства по делу.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленное доказательство, пришел к выводу, что оно не влияет на рассмотрение данного дела, так как договор цессии был расторгнут после принятия судом первой инстанции решения по настоящему делу.
Иные доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции проверены, однако они не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции, доводы построены на неправильном толковании норм действующего законодательства, кроме того, они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по существу не влияют на правильность принятого судом решения.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 февраля 2015 года по делу N А19-13358/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 февраля 2015 года по делу N А19-13358/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Д. В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13358/2014
Истец: ООО "Управляющая компания ИЖС"
Ответчик: Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области, Министерство финансов Иркутской области
Третье лицо: Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ООО "Экспресс Трейд"