г. Санкт-Петербург |
|
20 августа 2015 г. |
Дело N А21-3770/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Трушляковой Е.А.
при участии:
от истца: не явился, извещён,
от ответчика: не явился, извещён,
от 3-х лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11119/2015) ФГКУ "УВО УМВД РФ по Калининградской области" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.03.2015 по делу N А21-3770/2014 (судья Лобанова Е.А.), принятое
по иску ФГКУ "УВО УМВД РФ по Калининградской области"
к Администрации МО "Гусевский городской округ"
3-и лица: 1.Окружной Совет депутатов МО "Гусевский городской округ", 2.УМВД России по Калининградской области, 3.Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, 4. МВД России
об обязании передать муниципальное имущество в федеральную собственность,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области" (ОГРН 1123926048718; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к администрации муниципального образования "Гусевский городской округ" (ОГРН 1143926002461; далее - Администрация) об обязании передать помещения общей площадью 172,1 кв.м, расположенные по ул. Московской, 20 в г.Гусеве, в федеральную собственность.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее - Территориальное управление), Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области (далее - УМВД по Калининградской области), окружной Совет депутатов муниципального образования "Гусевский городской округ" (далее - Совет депутатов).
Решением от 18.03.2015 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, Управление обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить. В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что в материалах дела не содержится доказательств передачи и принятия в федеральную собственность объектов, которые администрация предлагала передать взамен занимаемых Управлением. Также податель жалобы указывает, что судом не был исследован вопрос относительно возможности расположения и размещения Управления в предлагаемом помещении. При этом податель жалобы указывает, что исковые требования основаны на положениях статьи 54 Закона о полиции в связи с использованием Управлением спорного помещения по договору безвозмездного пользования в целях осуществления уставных целей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из реестра муниципального имущества муниципального образования "Гусевский городской округ" от 20.10.2014 г. нежилое встроенное помещение площадью 172,1 кв.м, расположенное по адресу: Калининградская область, город Гусев, ул.Московская, 20, является муниципальной собственностью Гусевского городского округа.
На основании распоряжения главы городского округа (мэра) муниципального образования "Гусевский городской округ" от 15.05.2008 г. N 445-р названное нежилое помещение передано в безвозмездное пользование Межрайонному отделу вневедомственной охраны при Черняховском ГОВД для размещения пункта централизованной охраны города Гусева. Срок действия договора определен с 01.05.2008 г. по 31.12.2008 г.
Между Администрацией и Межрайонным отделом вневедомственной охраны при Черняховском ГОВД был заключен договор от 01.05.2008 N 01-Б/2008 на передачу в безвозмездное временное пользование встроенного помещения площадью 172,1 кв.м, расположенного на первом этаже здания по адресу: г.Гусев Калининградской области, ул.Московская, 20.
Ссылаясь на то обстоятельство, что указанное помещение используется Управлением для осуществления его деятельности, несмотря на обращения Управления к Администрации спорное помещение не было передано в федеральную собственность, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Распоряжением Территориального управления от 03.02.2015 N 29-р "О безвозмездной передаче имущества находящегося в муниципальной собственности муниципального образования "Гусевский городской округ" Калининградской области и составляющего казну муниципального образования "Гусевский городской округ" Калининградской области в федеральную собственность", которым утвержден перечень передаваемого недвижимого имущества, а именно: нежилое здание, литер А, общей площадью 3991,0 кв.м и здание - склад, литер Б, общей площадью 256,9 кв.м, расположенные по адресу: Калининградская область, г.Гусев, ул.Смирнова, д.20, взамен занимаемого Управлением помещения.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Из данной нормы следует, что находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате названного разграничения полномочий.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), изложенной в Постановлении от 17.12.2013 N 10278/13, в случае неисполнения муниципальным образованием обязанности по передаче используемых полицией помещений в федеральную собственность нарушенное право Российской Федерации может быть защищено как посредством обращения в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (о признании незаконным действия либо бездействия), так и в порядке искового производства (иск об обязании передать имущество из одного уровня собственности в другой).
Обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции, из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность установлена Законом о полиции с соблюдением порядка, определенного Законом N 122-ФЗ.
Согласно Указам Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 250 "Вопросы организации полиции", от 01.03.2011 N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации", Уставу, утвержденному Приказом МВД РФ N 449 от 05.05.2012 г., ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Управления МВД РФ по Калининградской области" входит в структуру полиции органов внутренних дел, предназначенных для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности, обеспечения общественной безопасности.
Иск Управления обоснован ссылками на часть 9 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", которой предусмотрено, что используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе согласно части 10 статьи 54 Закона "О полиции" до возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество. Имущество, используемое подразделениями органов внутренних дел с учетом перераспределения полномочий, в силу вышеизложенных норм, признается собственностью Российской Федерации, поскольку призвано служить реализации ее функций и задач в сфере правопорядка, внутренней безопасности и служит достижению целей, поставленных перед органами государственной власти Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что Управление является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, используемое им имущество подлежит передаче в федеральную собственность в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ.
Как разъяснено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 10278/13, по вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации также принято Определение от 07.02.2012 N 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это решение произвольным. Необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П).
Из материалов дела следует, что спорный объект недвижимого имущества используется Управлением для обеспечения публичных функций с 01.05.2008 г. на основании договора безвозмездного пользования N 01-Б/2008.
Управление неоднократно обращалось в Администрацию с заявлением о передаче спорного помещения по адресу г. Гусев, ул. Московская, д. 20 в федеральную собственность.
Письмом от 02.08.2012 N 5902 Администрация указала, что не планирует передавать в собственность Российской Федерации помещения, расположенные в г. Гусеве, ул. Московская, д. 20, используемые МОВО при ОВД по Черняховскому муниципальному району, и предложила разместить указанное подразделение в здании высвобождаемой средней школы N 3 по ул. Смирнова, 20.
Вместе с тем, с учетом приведенной правовой позиции Президиума ВАС РФ необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом (в частности, Законом о полиции в отношении имущества, используемого органами полиции).
Податель жалобы в судебном заседании апелляционной инстанции пояснил, что действительно Решением Окружного Совета депутатов муниципального образования "Гусевский городской округ" Калининградской области от 18.06.2014 N 47 дано согласие на передачу в собственность Российской Федерации объектов муниципальной собственности, расположенных по адресу: г. Гусев, ул. Смирнова, 20: нежилое здание (литер А), площадью 3991 кв.м и здание-склад (литер Б), площадью 256, 3 кв.м с условием размещения в них, в том числе ФГКУ УВО УМВД России.
Вместе с тем, не определена площадь помещений из общей площади зданий для размещения ФГКУ УВО УМВД России, что ставит под сомнение возможность размещения на данной площади персонала и оборудования ФГКУ УВО УМВД России, необходимого для осуществления функций вневедомственной охраны.
В тоже время требования истца основаны на части 9 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", предусматривающей передачу только тех помещений, которые непосредственно занимаются Управлением.
Вопрос о возможности предоставления иных помещений, не занимаемых истцом взамен тех, в отношении которых возник спор, может быть разрешен во внесудебном порядке.
Таким образом, исковые требования Управления являются обоснованными, и на основании статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ спорное помещение подлежит передаче в федеральную собственность.
С учетом вышеизложенного, обжалуемое решение подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.03.2015 по делу N А21-3770/2014 отменить.
Обязать Администрацию муниципального образования "Гусевский городской округ" передать в федеральную собственность помещения общей площадью 172,1 кв.м, расположенные по ул.Московской, 20 в г.Гусеве, занимаемые Федеральным государственным казенным учреждением "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области".
Взыскать с Администрации муниципального образования "Гусевский городской округ" в пользу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области" 7 000 руб. расходов по госпошлине по иску и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3770/2014
Истец: ФГКУ "УВО УМВД РФ по Калининградской области"
Ответчик: Администрация МО "Гусевский ГО"
Третье лицо: Департамент тыла МВД России, Окружной Совет депутатов МО "Гусевский городской округ", Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в К/о, УМВД России по Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1254/15
01.10.2015 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1254/15
20.08.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11119/15
18.03.2015 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-3770/14