г. Красноярск |
|
20 августа 2015 г. |
Дело N А74-8940/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "17" августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" августа 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Елистратовой О.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Управление инженерных защит" (ИНН 1901022724, ОГРН 1021900527604)
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "21" мая 2015 года по делу N А74-8940/2014, принятое судьёй Тутарковой И.В.,
установил:
Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Управление инженерных защит" (ИНН 1901022724, ОГРН 1021900527604) (далее - заявитель, учреждение, Управление инженерных защит) обратилось в арбитражный суд с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании частично незаконным и отмене пунктов: 2-7, 9-12, 14-22, 24-27, 29-39, 41-44, 46-52, 55, 56, 58-68, 70-73, 75-80, 82-85, 87-94, 96-111, 113-116, 118-125, 128-131, 133-146, 148-151, 153-160, предписания Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2466144107, ОГРН 1062466153342) (далее - административный орган, Енисейское управление Ростехнадзора) от 19 сентября 2014 года N 16/0200/2702/2014.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "21" мая 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель считает, что пунктами спорного предписания: 2-7, 9-12, 14-22, 24-27, 29-39, 41-44, 46-52, 55, 56, 58-68, 70-73, 75-80, 82-85, 87-94, 96-111, 113-116, 118-125, 128-131, 133-146, 148-151, 153-160, на учреждение незаконно возложены обязанности по проведению указанных в них мероприятий, поскольку в данных пунктах управление ссылается на статью 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" и требования Правил техники безопасности при эксплуатации сооружений инженерной защиты населённых пунктов, утверждённых приказом Министерства строительства Российской Федерации от 29.12.1995 N17-139. Однако в статье 9 названного федерального закона отсутствует информация о тех нарушениях, которые указаны в предписании N16/0200/2707/2014 от 19 сентября 2014 года.
Кроме этого, как полагает заявитель, Правила технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населённых пунктов, утверждённые приказом Министерства строительства Российской Федерации от 29.12.1995 N 17-139, не являются нормативно-правовым актом, так как отсутствует их регистрация в Минюсте Российской Федерации.
В связи с этим, по мнению заявителя, указанные в предписании N 16/0200/2707/2014 от 19 сентября 2014 года нарушения являются положениями правил нормативно-технического документа добровольного применения, вследствие чего не относятся к категории обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации при эксплуатации гидротехнических сооружений.
Заявитель указывает, что требования документа "Правила технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов", утвержденного Министерством строительства Российской Федерации N 17-139 от 29.12.1995, применены к учреждению как к собственнику гидротехнического сооружения неправомерно, так как данный документ был издан Министерством строительства Российской Федерации, не имевшим полномочий на издание правил и других правовых актов в области безопасности гидротехнических сооружений; применение должностным лицом Ростехнадзора Енисейского управления в своей деятельности указанного документа является не соответствующим требованиям нормативных документов Ростехнадзора РФ, и его применение должностным лицом Ростехнадзора Енисейского управления является нарушением действующего законодательства.
Кроме этого, заявитель указывает, что вменение учреждению несоблюдения требований статьи 9 "Обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации" главы второй "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений" Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" является незаконным, так как "Правила эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов", утвержденные приказом Министерства строительства РФ N 17-139 от 29.12.1995, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение Федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, не разрабатывались и не согласовывались;
Заявитель считает, что выдача предписания о соблюдении правил техники безопасности не входит в компетенцию должностного лица Ростехнадзора Енисейского управления и, вследствие этого, является незаконной.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет: http://kad.arbitr.ru. Административный орган представил ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.
Суд установил, что к апелляционной жалобе приложено дополнительное доказательство, а именно: копия сводных данных об исполнении бюджета ПБС (по лицевым счетам) по состоянию на 19.06.2015.
В связи с отсутствием ходатайства о приобщении к материалам дела, приложенного к апелляционной жалобе дополнительного документа - указанный документ, в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит приобщению к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Управление инженерных защит" зарегистрировано в качестве юридического лица 14.12.1992 Регистрационной палатой администрации города Абакана.
28.07.2014 заместителем руководителя Енисейского управления Ростехнадзора издано распоряжение N 27-7-р/кр о проведении плановой выездной проверки Государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Управление инженерных защит". Срок проверки установлен с 11.08.2014 по 19.09.2014. Цель проверки - осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.
Енисейским управлением Ростехнадзора проверены принадлежащие учреждению на праве оперативного управления гидротехнические сооружения: водохранилище на реке Бея-Кузнецова; дамба на реке Аскиз, левый и правый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район; дамба на реке Абакан в с. Аршаново МО Алтайский район; дамба "Енисейская" на р. Енисей в с. Подсинее МО Алтайский район; дамба "Северная" на р. Абакан, а. Анхаков - с. Бельтирское МО Аскизский район; комплекс ГТС дамба на р. Абакан с. Бельтирское МО Аскизский район (южная, юго-восточная и восточная окраины); дамба "Белоярская" на р. Абакан, 1 км. юго-западнее с. Белый Яр МО Алтайский район; дамба на р. Абакан, западная окраина с. Белый яр МО Алтайский район.
19.09.2014 уполномоченным должностным лицом Енисейского управления Ростехнадзора составлен акт N 16/0200/2707/2014, в котором зафиксированы выявленные нарушения. Всего выявлено 160 нарушений.
19.09.2014 государственным инспектором отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Семенковым А.В. выдано учреждению предписание N 16/0200/2707/2014, согласно которому учреждение обязано было принять в установленные в нём сроки меры по устранению выявленных нарушений. Часть нарушений (пункты 13, 28, 45, 57, 74, 86, 100, 117, 132, 152 предписания) была устранена учреждением в ходе проверки.
Учреждение, посчитав, что указанное предписание частично не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Исходя из положений части 1, пункта 5 части 2 статьи 23.31, статьи 28.3 КоАП РФ, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", постановления Правительства Российской Федерации от 27.10.2012 N 1108 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений", Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, Перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.06.2009 N 588, Положения о Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.12.2012 N 729, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что проверка проведена, предписание вынесено компетентным должностным лицом компетентного органа в рамках предусмотренной законом процедуры без ее существенных нарушений. Апелляционный суд не находит оснований для иных выводов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, Енисейским управлением Ростехнадзора на проверяемых гидротехнических сооружениях, принадлежащих учреждению на праве оперативного управления, выявлены нарушения, которые выразились в следующем:
1) Отсутствует расчёт размера вреда, который может быть причинён в результате аварии на гидротехнических сооружениях согласованный с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации:
- водохранилище на реке Бея-Кузнецова, пункт 1 предписания, срок устранения нарушений - 15.11.2015;
- дамба на реке Аскиз, левый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 8 предписания, срок устранения нарушений - 15.11.2015;
- дамба на р. Аскиз, правый берег, с. Аскиз МО Аскизский район, пункт 23 предписания, срок устранения нарушений - 15.11.2015;
- дамба на р. Абакан в с. Аршаново МО Алтайский район, пункт 40 предписания, срок устранения нарушений - 15.01.2016;
- дамба "Северная" на р. Абакан, а. Анхаков-с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 69 предписания, срок устранения нарушений - 15.05.2016;
- дамба на р. Абакан, южная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 81 предписания, срок устранения нарушений - 15.07.2016;
- дамба на р. Абакан, юго-восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 95 предписания, срок устранения нарушений - 15.09.2016;
- дамба на р. Абакан, восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 112 предписания, срок устранения нарушений - 15.11.2016;
- дамба на р. Абакан, западная окраина с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 147 предписания, срок устранения нарушений - 15.11.2016.
2) Водохранилище на реке Бея-Кузнецова:
- зарос древесиной и кустарниковой растительностью отводящий канал 1-го донного водовыпуска гидротехнических сооружениях (пункт 2 предписания);
- заросла древесиной и кустарниковой растительностью дренажная канава гидротехнических сооружениях (пункт 3 предписания);
- зарос древесиной и кустарниковой растительностью отводящий канал 2-го донного водовыпуска гидротехнических сооружениях (пункт 4 предписания);
- зарос древесиной и кустарниковой растительностью отводящий канал водосбросного устройства гидротехнических сооружениях (пункт 6 предписания);
- разрушена плита крепления откоса на входном оголовке водосбросного устройства (с левой стороны) (пункт 7 предписания).
Срок устранения - 15.06.2015.
3) Не проводятся контрольные нивелировки для наблюдений за осадкой гидротехнических сооружений:
- дамба на реке Аскиз, левый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 9 предписания, срок устранения - 15.05.2015;
- дамба на реке Аскиз, правый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 24 предписания, срок устранения - 15.05.2015;
- дамба на реке Абакан в с. Аршаново МО Алтайский район, пункт 41 предписания, срок устранения - 15.05.2015;
- дамба "Енисейская" на р. Енисей в с. Подсинее МО Алтайский район, пункт 55 предписания, срок устранения - 05.11.2014;
- дамба "Северная" на р. Абакан, а. Апхаков-с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 70 предписания, срок устранения - 15.05.2015;
- дамба на р. Абакан, южная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 82 предписания, срок устранения - 15.05.2015;
- дамба на р. Абакан, юго-восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 96 предписания, срок устранения - 15.05.2015;
- дамба на р. Абакан, восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 113 предписания, срок устранения - 15.05.2015;
- дамба "Белоярская" на р. Абакан, 1 км юго- западнее с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 128 предписания, срок устранения - 05.11.2014;
- дамба на р. Абакан, западная окраина с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 148 предписания, срок устранения - 05.11.2014.
4) Отсутствует технический паспорт гидротехнических сооружений:
- дамба на реке Аскиз, левый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 10 предписания;
- дамба на реке Аскиз, правый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 25 предписания;
- дамба на реке Абакан в с. Аршаново МО Алтайский район, пункт 42 предписания;
- дамба "Северная" на р. Абакан, а. Анхаков - с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 71 предписания;
- дамба на р. Абакан, южная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 83 предписания;
- дамба на р. Абакан, юго-восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 97 предписания;
- дамба на р. Абакан, восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 114 предписания;
- дамба "Белоярская" на р.Абакан. 1 км юго- западнее с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 129 предписания;
- дамба на р. Абакан, западная окраина с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 149 предписания.
Срок устранения нарушений 15.03.2015.
5) Отсутствует схема генплана населённого пункта с нанесением планового положения сооружений:
- дамба на реке Аскиз, левый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 11 предписания;
- дамба на реке Аскиз, правый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 26 предписания;
- дамба на реке Абакан в с. Аршаново МО Алтайский район, пункт 43 предписания;
- дамба "Енисейская" на р. Енисей в с.Подсинее МО Алтайский район, пункт 56 предписания;
- дамба "Северная" на р. Абакан, а.Анхаков - с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 72 предписания;
- дамба на р. Абакан, южная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 84 предписания;
- дамба на р. Абакан; юго-восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 98 предписания;
- дамба на р. Абакан, восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 115 предписания;
- дамба "Белоярская" на р.Абакан, 1 км юго- западнее с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 130 предписания;
- дамба на р. Абакан, западная окраина с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 150 предписания.
Срок устранения нарушений 15.08.2015.
6) Отсутствует проект технической эксплуатации, составлении и специализированной организацией:
- дамба на реке Аскиз, левый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 12 предписания, срок устранения - 20.02.2016;
- дамба на реке Аскиз, правый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 27 предписания, срок устранения - 20.04.2016;
- дамба на реке Абакан в с. Аршаново МО Алтайский район, пункт 44 предписания, срок устранения - 20.06.2016;
- дамба "Северная" на р. Абакан, а. Анхаков - с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 73 предписания, срок устранения - 20.08.2016;
- дамба на р. Абакан, южная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 85 предписания, срок устранения - 20.10.2016;
- дамба на р. Абакан, юго-восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 99 предписания, срок устранения - 20.11.2016;
- дамба на р. Абакан, восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 116 предписания, срок устранения - 20.12.2016;
- дамба "Белоярская" на р. Абакан, 1 км юго- западнее с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 131 предписания, срок устранения - 20.12.2016;
- дамба на р. Абакан, западная окраина с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 151 предписания, срок устранения - 20.12.2016.
7) В инструкции по технической эксплуатации гидротехнических сооружений не включены указания по эксплуатации сооружения в экстремальных условиях (при штормах, с началом, оползневых деформаций, при максимальных уровнях воды и др.), техническая документацию и порядок её ведения эксплуатационным персоналом (вахтенные журналы, журналы контрольных наблюдений и т.п.):
- дамба на реке Аскиз, левый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 14 предписания;
- дамба на реке Аскиз, правый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 29 предписания;
- дамба на реке Абакан в с. Аршаново МО Алтайский район, пункт 46 предписания;
- дамба "Енисейская" на р. Енисей в с. Подсинее МО Алтайский район, пункт 58 предписания;
- дамба "Северная" на р. Абакан, а. Анхаков - с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 75 предписания;
- дамба на р. Абакан, южная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 87 предписания;
- дамба на р. Абакан, юго-восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 101 предписания;
- дамба на р. Абакан, восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 118 предписания;
- дамба "Белоярская" на р. Абакан, 1 км юго- западнее с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 133 предписания;
- дамба на р. Абакан, западная окраина с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 153 предписания.
Срок устранения нарушений - 10.02.2015.
8) Инструкцией по технической эксплуатации гидротехнических сооружений не определена конструкция и размещение осадочных марок и реперов для наблюдений за осадкой сооружений:
- дамба на реке Аскиз, левый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 15 предписания;
- дамба на реке Аскиз, правый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 30 предписания;
- дамба на реке Абакан в с. Аршаново МО Алтайский район, пункт 47 предписания;
- дамба "Енисейская" на р. Енисей в с. Подсинее МО Алтайский район, пункт 59 предписания;
- дамба "Северная" на р. Абакан, а.Анхаков - с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 76 предписания;
- дамба на р. Абакан, южная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 88 предписания;
- дамба на р. Абакан, юго-восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 102 предписания;
- дамба на р. Абакан, восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 119 предписания;
- дамба "Белоярская" на р.Абакан, 1 км юго- западнее с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 134 предписания;
- дамба на р. Абакан, западная окраина с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 154 предписания.
Срок устранения нарушений - 10.02.2015.
9) На гидротехнических сооружениях отсутствуют осадочные марки для наблюдений за осадкой сооружений:
- дамба на реке Аскиз, левый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 20 предписания, срок устранения - 10.08.2015;
- дамба на реке Аскиз, правый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 36 предписания, срок устранения - 15.07.2016;
- дамба на реке Абакан в с. Аршаново МО Алтайский район, пункт 52 предписания, срок устранения - 10.08.2015;
- дамба "Северная" на р. Абакан, а.Анхаков - с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 78 предписания, срок устранения - 10.08.2015;
- дамба на р. Абакан, южная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 94 предписания, срок устранения - 10.08.2015;
- дамба на р. Абакан, юго-восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 108 предписания, срок устранения - 10.08.2015;
- дамба на р. Абакан, восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 123 предписания, срок устранения - 10.08.2015;
- дамба "Белоярская" на р. Абакан, 1 км юго- западнее с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 139 предписания, срок устранения - 10.08.2015;
- дамба на р. Абакан, западная окраина с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 159 предписания, срок устранения - 10.08.2015.
На гидротехнических сооружениях отсутствуют опорные репера для наблюдений за осадкой сооружений:
- дамба на реке Аскиз, левый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 22 предписания, срок устранения - 10.08.2015;
- дамба на реке Аскиз, правый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 38, срок устранения - 15.07.2016;
- дамба "Северная" на р. Абакан, а.Анхаков - с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 80 предписания, срок устранения - 10.08.2015);
- дамба на р. Абакан, юго-восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 110 предписания, срок устранения - 10.08.2015;
- дамба на р. Абакан, восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 125 предписания, срок устранения - 10.08.2015.
10) Не проводятся режимные наблюдения за размывами на гидротехнических сооружениях в соответствии с пунктом 4.8 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населённых пунктов утвержденных приказом Министерства строительства Российской Федерации от 29.12.95 N 17-139:
- дамба на реке Аскиз, левый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 17 предписания, срок устранения - 10.02.2015;
- дамба на реке Аскиз, правый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 32 предписания, срок устранения - 10.02.2015;
- дамба на реке Абакан в с. Аршаново МО Алтайский район, пункт 49 предписания. срок устранения - 10.02.2015;
- дамба на р. Абакан, южная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 90 предписания, срок устранения - 10.02.2015;
- дамба на р. Абакан, юго-восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 104 предписания, срок устранения - 10.02.2015;
- дамба "Белоярская" на р. Абакан, 1 км юго- западнее с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 136 предписания, срок устранения - 10.02.2015;
- дамба на р. Абакан, западная окраина с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 156 предписания, срок устранения - 10.08.2015.
11) В инструкции по технической эксплуатации гидротехнических сооружений отсутствуют положения регламентирующие состав и сроки наблюдений за деформациями сооружений по контрольным реперам и маркам:
- дамба на реке Аскиз, левый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 16 предписания;
- дамба на реке Аскиз, правый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 31 предписания;
- дамба на реке Абакан в с. Аршаново МО Алтайский район, пункт 48 предписания;
- дамба "Енисейская" на р. Енисей в с. Подсинее МО Алтайский район, пункт 60 предписания;
- дамба "Северная" на р. Абакан, а. Анхаков - с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 77 предписания;
- дамба на р. Абакан, южная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 89 преджписания;
- дамба на р. Абакан, юго-восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 103 предписания;
- дамба на р. Абакан, восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 120 предписания;
- дамба "Белоярская" на р. Абакан, 1 км юго- западнее с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 135 предписания;
- дамба на р. Абакан, западная окраина с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 155 предписания.
Срок устранения нарушений - 10.02.2015.
12) Не проводятся промерные работы на акваториях на гидротехнических сооружениях в соответствии с пунктом 4.9 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населённых пунктов утвержденных приказом Министерства строительства Российской Федерации от 29.12.95 N 17-139:
- дамба на реке Аскиз, левый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 18 предписания;
- дамба на реке Аскиз, правый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 33 предписания;
- дамба на реке Абакан в с. Аршаново МО Алтайский район, пункт 50 предписания;
- дамба на р. Абакан, южная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 91 предписания;
- дамба на р. Абакан, юго-восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 105 предписания;
- дамба "Белоярская" на р.Абакан, 1 км юго- западнее с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 137 предписания;
- дамба на р. Абакан, западная окраина с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 157 предписания.
Срок устранения нарушений - 10.08.2015.
13) Не проводятся наблюдения за ледовым режимом на гидротехнических сооружениях в соответствии с пунктом 4.16 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населённых пунктов, утвержденных приказом Министерства строительства Российской Федерации от 29.12.95 N 17-139:
- дамба на реке Аскиз, левый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 19 предписания;
- дамба на реке Аскиз, правый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 34 предписания;
- дамба на реке Абакан в с. Аршаново МО Алтайский район, пункт 51 предписания;
- дамба на р. Абакан, южная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 92 предписания;
- дамба на р. Абакан, юго-восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 106 предписания;
- дамба "Белоярская" на р.Абакан, 1 км юго-западнее с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 138 предписания;
- дамба на р. Абакан, западная окраина с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 158 предписания.
Срок устранения нарушений - 15.05.2015.
14) Разрушено водопропускное сооружение на ПК 9+64 дамбы на реке Аскиз, правый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район, пункт 35 предписания, срок устранения - 15.07.2016.
Начиная с ПК 9 дамбы на реке Аскиз, правый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район фрагменты дамбы разрушены, имеются нарушения целостности и просадки гребня, пункт 39 предписания, срок устранения - 15.07.2016.
Обнаружены ямы и выбоины на гребне дамбы "Енисейская" на р. Енисей в с. Подсинее МО Алтайский район, пункт 62 предписания, срок устранения - 20.04.2015.
Пьезометр на ПК 9+15 дамбы "Енисейская" на р. Енисей в с. Подсинее МО Алтайский район не работоспособен, пункт 63 предписания, срок устранения - 10.10.2015.
Пьезометр на ПК 23+10 дамбы "Енисейская" на р. Енисей в с. Подсинее МО Алтайский район, отсутствует, пункт 64 предписания, срок устранения - 10.10.2015.
На ПК 29 дамбы "Енисейская" на р. Енисей в с. Подсинее МО Алтайский район обнаружены механические повреждения, пункт 65 предписания, срок устранения - 20.04.2015.
Водопропускное отверстие шлюза регулятора дамбы "Енисейская" на р. Енисей в с. Подсинее МО Алтайский район замусорено, пункт 66 предписания, срок устранения - 30.01.2016.
Шлюза регулятор дамбы "Енисейская" на р. Енисей в с. Подсинее МО Алтайский район не укомплектован шандорами, пункт 68 предписания, срок устранения - 30.01.2016.
Отсутствует участок дамбы длинной 565 м., с восточной стороны, пункт 111 предписания, срок устранения - 10.10.2016.
Выявлены локальные понижения гребня дамбы на р., Абакан, восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район в районе психдиспансера, пункт 121 предписания, срок устранения - 10.09.2015.
Дамба "Белоярская" на р.Абакан, 1 км юго-западнее с. Белый Яр МО Алтайский район:
- подмыт оголовок траверсы N 1 дамбы "Белоярская" на р.Абакан, 1 км юго- западнее с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 142 предписания;
- подмыт оголовок траверсы N 3 дамбы "Белоярская" на р.Абакан, 1 км юго- западнее с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 143 предписания;
- подмыт оголовок траверсы N 1 дамбы "Белоярская" на р.Абакан, 1 км. юго- западнее с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 144 предписания;
- подмыт верховой откос с ПК20 и до конца дамбы "Белоярская" на р.Абакан, 1 км юго- западнее с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 145 предписания.
Срок устранения нарушений - 20.05.2015.
15) Обнаружена кустарниковая растительность на откосах:
- дамба "Енисейская" на р. Енисей в с. Подсинее МО Алтайский район, пункт 61 предписания;
- дамба на р. Абакан, южная окраина с. Бельтирское МО Аскизскии район, пункт 93 предписания;
- дамба на р. Абакан, юго-восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 107 предписания;
- дамба на р. Абакан, восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район, пункт 122 предписания;
- дамба "Белоярская" на р.Абакан, 1 км юго-западнее с. Белый Яр МО Алтайский район, пункт 146 предписания.
Срок устранения нарушений - 15.10.2015.
16) Отсутствует ограждение шлюза регулятора дамбы "Енисейская" на р. Енисей в с. Подсинее МО Алтайский район, пункт 67 предписания, срок устранения нарушений - 30.01.2016.
17) Плохо читаются надписи на пикетажных столбах гидротехнических сооружений:
- водохранилища на реке Бея-Кузнецова (пункт 5 предписания);
- дамбы "Белоярская" на р. Абакан, 1 км юго-западнее с. Белый Яр МО Алтайский район (пункт 141 предписания);
Повален пикетажный столбик ПК0 дамбы "Белоярская" на р. Абакан, 1 км. юго-западнее с. Белый Яр МО Алтайский район (пункт 140 предписания);
Плохо читается надпись на опорном репере дамбы на р. Абакан, западная окраина с. Белый яр МО Алтайский район (пункт 160 предписания).
Срок устранения нарушений - 20.10.2014.
Отсутствует пикетаж:
- дамбы на реке Аскиз, левый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район (пункт 21 предписания), срок устранения - 10.08.2015;
- дамбы на реке Аскиз, правый берег, в селе Аскиз МО Аскизский район (пункт 37 предписания), срок устранения - 17.07.2016;
- дамбы "Северная" на р. Абакан, а. Анхаков-с. Бельтирское МО Аскизский район (пункт 79 предписания), срок устранения нарушений - 10.08.2015;
- дамбы на р. Абакан, юго-восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район (пункт 109 предписания), срок устранения нарушений - 10.08.2015;
- дамбы на р. Абакан, восточная окраина с. Бельтирское МО Аскизский район (пункт 124 предписания), срок устранения нарушений - 10.08.2015.
18) Приказом руководства предприятия не установлены маршруты и сроки осмотров гидротехнических сооружений дамбы на р. Абакан, юго-восточная окраина с. Бельтирское муниципального образования Аскизский район, проводимых инженерно-техническими работниками и линейным персоналом предприятия, пункт 100 предписания (срок исполнения не установлен, нарушение устранено в ходе проверки).
В силу пунктов 5.3, 5.3.1, 5.3.1.9 постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" упомянутая служба осуществляет контроль и надзор, в том числе за соблюдением обязательных требований юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, осуществляющими деятельность по эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.
В пункте 10 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2012 N 1108 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений", определено, что должностные лица, осуществляющие федеральный государственный надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации.
Основы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений определены Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон о безопасности гидротехнических сооружений).
Согласно статье 3 Закона о безопасности гидротехнических сооружений к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
В силу статьи 8 упомянутого Закона обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании, в том числе, следующих общих требований: осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение.
В соответствии с пунктами 1, 4, 4.2, 4.2.1 Приказа Ростехнадзора от 17.12.2012 N 729 "Об утверждении Положения о Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" управление является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности, в том числе на территории Республики Хакасия.
Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- контроль и надзор за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений; за соблюдением требований технических регламентов в установленной сфере деятельности;
- федеральный государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.
В статье 9 Закона о безопасности гидротехнических сооружений установлено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
Организации, занимающиеся технической эксплуатацией соответствующих гидротехнических сооружений, должны выполнять Правила технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утверждённые приказом Министерства строительства Российской Федерации от 29.12.1995 N 17-139 (далее - Правила N 17-139).
В силу Положения о Министерстве строительства Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.1994 N 1170, и действовавшего на момент издания Правил N 17-139, министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляло функции по разработке, принятию и изданию государственных стандартов, норм и правил в области строительства, архитектуры, градостроительства, а также по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального назначения, обязательные для исполнения как юридическими, так и физическими лицами, и контролю за их соблюдением на территории Российской Федерации (пункты 7 и 8); в пределах своей компетенции имело право принимать постановления, государственные стандарты, издавать приказы, инструкции и иные акты в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства (пункт 9).
Пунктом 1.1 Части I Правил указано, что Правила обязательны для всех организаций, учреждений и лиц, занимающихся проектированием, строительством и эксплуатацией зданий и сооружений в зонах инженерной зашиты территорий населенных пунктов. Правила распространяются на сооружения инженерной защиты и на территории, подверженные опасным геологическим процессам. К сооружениям инженерной защиты относятся: береговые укрепления, набережные, дренажные устройства и штольни, закрытые водостоки и водовыпуски, насосные станции, противооползневые и противообвальные сооружения. К территориям относятся: оползневые, потенциально-оползневые и обвалоопасные склоны, подтопленные, подтапливаемые и затапливаемые территории.
Пунктом 1.1 Части I Правил предусмотрено, что настоящие "Правила техники безопасности при эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов", именуемые в дальнейшем Правила, обязательны для работников организаций, занимающихся технической эксплуатацией городских гидротехнических сооружений.
В пункте 1.2 части II Правил указано, что к городским гидротехническим сооружениям (объектам инженерной защиты городов) в соответствии с приказом Государственного Комитета РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству от 24.05.1991 N 10 относятся: береговые сооружения и укрепления, набережные, защитные дамбы, противооползневые и противообвальные сооружения, дренажные устройства и штольни, закрытые и открытые водостоки и водовыпуски, насосные станции, открытые водоемы и пляжи.
Из смысла указанных норм Правил, которые носят нормативно-технический характер, следует, что хотя они и отнесены в соответствии с общими положениями Части II Правил к организациям, занимающимся технической эксплуатацией городских гидротехнических сооружений, однако в большей степени применимы к собственникам гидротехнических сооружений и эксплуатирующим организациям.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что Правила N 17-139 утверждены в установленном законом порядке и относятся к числу обязательных требований при эксплуатации, техническом обслуживании, эксплуатационном контроле и текущем ремонте соответствующих гидротехнических сооружений.
С учётом содержания Правил N 17-139 и требований, установленных в них, указанные Правила являются обязательными для исполнения собственником соответствующего гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организацией.
В силу приведённых правовых норм в рассматриваемом случае установленные Правилами N 17-139 нормы и правила безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений являются для заявителя обязательными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что упомянутые Правила не относятся к числу обязательных требований и не подлежат применению в деятельности заявителя, изучены судом апелляционной инстанции и признаны подлежащими отклонению, как ошибочные.
В силу пункта 3.4 Разъяснений о применении Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов, содержащихся в письме Минюста Российской Федерации от 03.06.1993 N 08-09/307 "О применении Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов", не подлежат направлению на государственную регистрацию ведомственные акты, не содержащие правовых норм, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан, или не носящих межведомственный характер. Такими актами являются, в частности, акты нормативно-технического характера (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы отчетности и т.п.).
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что рассматриваемые Правила являются правовым актом нормативно-технического характера, поэтому не подлежали регистрации в Минюсте Российской Федерации. Правила N 17-139 утверждены уполномоченным органом, в установленном порядке не отменены, являются действующими.
Ссылка заявителя на пункт 5.2.9 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, является ошибочной, поскольку названной нормой предусмотрены полномочия указанного министерства по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, в частности сводов правил и других нормативно-технических документов добровольного применения, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В данном случае рассматривается вопрос о соблюдении учреждением действующего законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений.
На основании изложенного, довод заявителя об отсутствии у административного органа полномочий по осуществлению контроля и надзора в части соблюдения эксплуатирующей организацией Правил N 17-139 подлежит отклонению, поскольку опровергается приведёнными выше правовыми нормами.
Правила N 17-139 обязательны для всех организаций, учреждений и лиц, занимающихся проектированием, строительством и эксплуатацией зданий и сооружений в зонах инженерной защиты территорий населённых пунктов. Правила распространяются на сооружения инженерной защиты и на территории, подверженные опасным геологическим процессам. К сооружениям инженерной защиты относятся: береговые укрепления, набережные, дренажные устройства и штольни, закрытые водостоки и водовыпуски, насосные станции, противооползневые и противообвальные сооружения. К территориям относятся: оползневые, потенциально оползневые и обвалоопасные склоны, подтопленные, подтапливаемые и затапливаемые территории (пункт 1.1 Правил).
В соответствии с пунктом 1.6 Правил, техническая эксплуатация сооружений инженерной защиты включает: содержание сооружений в исправном состоянии (систематический надзор за работой и состоянием сооружений); режимные наблюдения; периодические технические осмотры, текущий ремонт, организацию проведения капитального ремонта и реконструкции сооружений.
В силу пункта 2.8 Правил регулярные контрольные наблюдения за состоянием и работой сооружений, состоянием опасных зон ведутся систематически.
Общий состав контрольных наблюдений следующий:
- наблюдения на водомерном и волномерном постах за колебаниями уровня воды на реках, водохранилищах и морях, внутренних водоемах в контуре инженерной защиты, за высотой волн на морях и в водохранилищах;
- наблюдения за деформациями сооружений по контрольным реперам и маркам;
- пьезометрические наблюдения за колебаниями уровня подземных вод на дренированных территориях и в опасных зонах;
- наблюдения за химическим составом и температурой подземных и дренажных вод;
- пьезометрические наблюдения за колебаниями уровня фильтрационных вод в теле грунтовых сооружений;
- наблюдения за деформациями оползневых и потенциально оползневых склонов;
- наблюдения за динамикой абразионных берегов и береговых отмелей (пляжей).
В соответствии с пунктом 2.10 Правил, периодические технические осмотры сооружений инженерной защиты проводят инженерно-технические работники и линейный персонал предприятия в следующие сроки:
на реках и водохранилищах:
- перед началом снеготаяния;
- после спада максимальных горизонтов воды;
- за месяц до среднего срока начала осеннего ледохода;
- после каждого шторма;
- при приёмке сооружений после текущего или капитального ремонта;
на морях:
- после каждого сгона льда или торосов;
- перед началом штормовых периодов;
- после каждого шторма;
- при приёмке сооружений после текущего или капитального ремонта.
Маршруты и сроки осмотров устанавливаются приказом руководства предприятия.
Согласно пункту 2.20 Правил состав исходной технической документации, обязательной для эксплуатации сооружений инженерной защиты, следующий:
- схема генплана населённого пункта с нанесением планового положения сооружений инженерной защиты, разрезами, основными размерами и отметками, планового положения опасных зон;
- ТЭО, проект, рабочая документация, рабочий проект мероприятий и сооружений инженерной защиты со всеми изыскательскими материалами и с документами о согласованиях и утверждениях;
- строительная документация: исполнительные чертежи сооружений, акты на скрытые работы, записи авторского надзора, документация аварий во время строительства;
- дежурные карты динамики опасных геологических процессов и экологического состояния геосреды (гидродинамический, гидрогеохимический и гидрогеотермический режим подземных вод, оползневых деформаций и др.);
- технические паспорта сооружений (Прил. 6 (рекомендуемое));
- инструкции по технической эксплуатации каждого сооружения инженерной защиты, надзору и содержанию опасных зон;
- должностные инструкции персонала, разработанные и утверждённые "Предприятием";
- инструкции по предупреждению и ликвидации аварий;
- инструкции по охране труда и производственной санитарии, разработанные в соответствии с требованиями части II настоящих Правил и конкретными местными условиями эксплуатации и ремонта сооружений инженерной защиты;
- проект технической эксплуатации сооружений инженерной защиты, составленный специализированной организацией;
- договор о передаче предприятию инженерной защиты муниципального имущества (сооружений инженерной защиты) на обслуживание со сметой затрат.
Инструкции по технической эксплуатации необходимо составлять с учётом технического паспорта сооружений и должны включать (пункт 2.22 Правил):
- требования по содержанию сооружения и по контролю за его работой;
- состав наблюдений и сроки их выполнения;
- основные признаки износа сооружения и признаки наступления аварийного состояния и меры по сохранению устойчивой работы сооружения;
- указания по эксплуатации сооружения в экстремальных условиях (при штормах, с началом оползневых деформаций, при максимальных уровнях воды и др.);
- действия эксплуатационного персонала в аварийных условиях;
- состав, количество и места складирования неснижаемого запаса материалов, инструмента и запасных частей оборудования.
Техническую документацию и порядок ее ведения эксплуатационным персоналом (вахтенные журналы, журналы контрольных наблюдений и т.п.).
Для наблюдений за осадкой береговых защитных сооружений на них устанавливаются осадочные марки и репера. Их конструкция и размещение определяются инструкцией по технической эксплуатации защитного сооружения (пункт 4.7 Правил).
Контрольные нивелировки осадочных марок и реперов в начальный период эксплуатации должны выполняться один-два раза в месяц, а после затухания осадки сооружения один-два раза в год. После каждого шторма редкой повторяемости должна выполняться внеочередная контрольная нивелировка. Точность нивелирования должна соответствовать требованиям III класса.
По результатам нивелировок осадочных марок и реперов вычерчиваются графики осадок сооружения с их привязкой к геодезической опорной сети.
Согласно пункту 4.8 Правил режимные наблюдения за размывами необходимо вести вдоль незащищённого берегового уступа и линии упорного пояса или зуба водолазными обследованиями и съёмкой поперечных профилей (промерных поперечников), фиксированных на постоянных местах. Для этого необходимо проложить магистральный ход, закрепить его на местности знаками долговременной сохранности или специальными выносками и привязать их плановое и высотное положение к пунктам опорной геодезической сети.
Поперечники разбиваются от магистрального хода перпендикулярно защитному сооружению или бровке берегового уступа. Их пикетаж, количество, длина и расстояния между промерными точками должны быть достаточными для оценки опасности подмыва сооружения.
На оползневых, потенциально оползневых и потенциально подтапливаемых территориях промерные поперечники должны служить продолжением инженерно-геологических и гидрогеологических разрезов.
Промерные работы на акваториях выполняются по створам поперечников. В состав промерных работ входят: определение планового положения промерных точек (вертикалей), измерения глубин и наблюдения за колебаниями рабочего уровня воды во время промеров. Эти работы подробно документируются в журналах с составлением абрисов, которые должны обеспечить надёжную обработку полевых наблюдений в камеральных условиях (пункт 4.9 Правил).
В силу пункта 4.16 правил наблюдения за ледовым режимом водоёма или водотока имеют целью указать места с наиболее опасными ледовыми воздействиями, подробно описать характер этих воздействий с указанием гидрологических и метеорологических характеристик места и времени наблюдений.
Наблюдения за ледовыми явлениями могут производиться инструментально, полуинструментально и визуально. Интервалы между отдельными циклами наблюдений зависят от сложности ледовой обстановки и быстротечности отдельных явлений.
Основным отчётным документом для каждого цикла наблюдений является абрис ледовой обстановки, составленный на основе плана-схемы, с поясняющим материалом.
Главная задача технической эксплуатации защитных дамб состоит в постоянном содержании дамб в полной исправности (Прилож. 3 (обязательное), обеспечении надёжной работы всех элементов дамб (земляного тела сооружения, откосных креплений, водовыпусков, придамбовых дренажей, сходов, съездов и др.) (пункт 5.1 Правил).
Согласно пункту 5.5 Правил наблюдения за осадкой тела защитных дамб, размывами вдоль основания верхового откоса ведутся в соответствии с указаниями подпунктов 4.7, 4.8, 4.9, 4.16.
В соответствии с пунктом 15.4. Правил территории, примыкающие к плотине или водовыпуску на обоих берегах, должны иметь ограждение и хорошо видимые в светлое и тёмное время суток объявления, запрещающие купаться, ловить рыбу и кататься на плавучих средствах.
Все мостовые сооружения необходимо постоянно поддерживать в исправном состоянии, они должны иметь перильные ограждения высотой не менее 1,1 м. с бортовой доской высотой не менее 15 см. над уровнем настила. Перила прикрепляют к стойкам с внутренней по ходу стороны.
Все проезды, пешеходные и служебные переходы должны содержаться в чистоте. Зимой лёд и снег должны систематически убираться. При наступлении сильного гололёда надо скалывать лёд с металлических частей гидротехнических сооружений.
На щитовых плотинах с городским мостом служебная часть плотины должна быть отделена от проезжей ограждением высотой не менее 1 м. Если по условиям конструкции плотины устройство такого ограждения невозможно, то должны быть установлены отбойные брусья высотой 20 - 25 см и предупреждающие знаки, хорошо видимые в светлое и темное время суток.
При обнаружении промоин, оползней, просадок, выпучивания грунта и вымывания его в дренажи, каверны и трещины в теле сооружения, разрушения крепления откосов и ливнеотводящих устройств надо ликвидировать и устранить причины их появления.
На перилах устоев и служебных мостиках плотин, с их внешней стороны должны находиться на подвесных крюках багры и спасательные круги: на каждом береговом устое - по одному багру и одному спасательному кругу с линем, на мостике - по одному багру и одному спасательному кругу с линем на каждые 75 м длины мостика. На месте работ по сборке и разборке плотины должно быть не менее двух спасательных кругов.
Деревянный настил мостика должен быть всегда в исправном состоянии, поломанные доски должны быть немедленно заменены новыми и надёжно закреплены. В зимнее время мостики и устои плотины следует регулярно очищать от снега и наледей и посыпать песком.
В ходе проверки гидротехнических сооружений, принадлежащих учреждению на праве оперативного управления, Енисейским управлением Ростехнадзора выявлены нарушения положений Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населённых пунктов, утверждённых приказом Минстроя РФ от 29.12.1995 N 17-139.
Поскольку в соответствии с абзацем вторым статьи 9 Закона N 117-ФЗ на заявителя возложена обязанность обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а Правила содержит нормы, которые обязательны для всех организаций, учреждений и лиц, занимающихся проектированием, строительством и эксплуатацией зданий и сооружений в зонах инженерной защиты территорий населённых пунктов, заявитель обязан был соблюдать вышеперечисленные требования, установленные в Правилах и Законе N 117-ФЗ.
Учреждение оспаривает сроки устранения нарушений, установленные в пунктах:
1 (15.11.2015), 8 (15.11.2015), 23 (15.11.2015), 40 (15.01.2016), 69 (15.05.2016), 81 (15.07.2016), 95 (15.09.2016), 112 (15.11.2016), 147 (15.11.2016). Из названных пунктов предписания следует, что учреждением не произведён расчёт размера вреда, который может быть причинён в результате аварии на гидротехнических сооружениях, согласованный с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Заявитель полагает, что исполнение названных пунктов невозможно в связи с тем, что на 2015 год не предусмотрено финансирование на проведение вышеуказанных работ. Представитель заявителя полагает, что должны быть установлены реальные сроки исполнения указанных пунктов.
Однако, апелляционный суд считает, что тяжёлое финансовое положение учреждения и отсутствие финансирования не свидетельствуют о незаконности предписания. То обстоятельство, что на 2015 год не запланировано финансирование необходимых работ, свидетельствует лишь о наличии субъективных причин невыполнения требований действующего законодательства. Наличие же объективных обстоятельств, препятствующих соблюдению закона, учреждением не доказано.
Если срок устранения нарушений для учреждения является, по его мнению, нереальным к исполнению, оно вправе представить в Енисейское управление Ростехнадзора ходатайство о продлении срока выполнения предписания, с приложением соответствующих обосновывающих документов. Указанная возможность продления срока исполнения предписания предусмотрена пунктом 47.3 Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, утверждённого Приказом Минприроды РФ от 30.10.2008 N 280.
Учреждением не представлены доказательства обращения в Енисейское управление Ростехнадзора с ходатайством о продлении срока исполнения названных пунктов.
При таких обстоятельствах довод заявителя об отсутствии возможности исполнения пунктов: 1, 8, 23, 40, 69, 81, 95, 112, 147, предписания является несостоятельным.
Как указывалось ранее, порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Апелляционным судом установлено, что оспариваемое предписание соответствует вышеуказанным требованиям.
На основании изложенного, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание является законным, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы - государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Управление инженерных защит".
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины должен составлять 1500 рублей.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в тех случаях, когда до окончания рассмотрения дела государственная пошлина не была уплачена (взыскана) частично либо в полном объеме ввиду действия отсрочки, рассрочки по уплате госпошлины, увеличения истцом размера исковых требований после обращения в арбитражный суд, вопрос о взыскании неуплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины разрешается судом исходя из следующих обстоятельств. Если суд удовлетворяет заявленные требования, государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета применительно к части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При отказе в удовлетворении требований государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, увеличившего размер заявленных требований после обращения в суд, лица, которому была дана отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 заявителю предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы по существу. Документ об уплате государственной пошлины на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлен, в связи с чем с государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Управление инженерных защит" (ИНН 1901022724, ОГРН 1021900527604) следует взыскать в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "21" мая 2015 года по делу N А74-8940/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Управление инженерных защит" (ИНН 1901022724, ОГРН 1021900527604) в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-8940/2014
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Управление инженерных защит"
Ответчик: Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N1 ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6445/15
26.01.2016 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-8940/14
26.11.2015 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-8940/14
20.08.2015 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3641/15
21.05.2015 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-8940/14