г. Томск |
|
20 августа 2015 г. |
Дело N А03-6558/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2015 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей Л.А. Колупаевой, М.Х. Музыкантовой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Ю. Горецкой с использованием средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от истца - С.Н. Долгов, свидетельство, паспорт,
от ответчика - без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Шелаболихинского района Алтайского края
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 10 июня 2015 г. по делу N А03-6558/2015 (судья Н.Д. Лежнева)
по иску администрации Шелаболихинского района Алтайского края (ОГРН 1022202365162, ИНН 2290000973, 659050, Алтайский край, Шелаболихинский р-н, с. Шелаболиха, ул. 50 лет Алтая, д. 4)
к индивидуальному предпринимателю Долгову Сергею Николаевичу (ОГРНИП 313226128100016, ИНН 229000553056, Алтайский край, с. Крутишка)
УСТАНОВИЛ:
Администрация Шелаболихинского района Алтайского края (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Долгову Сергею Николаевичу (далее - ответчик, предприниматель, ИП Долгов С.Н.) о взыскании денежных средств в сумме 54000 руб., выплаченных в виде целевого гранта по договору N 1 о предоставлении гранта от 08.11.2013.
Решением суда от 10.06.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что исполнение календарного плана реализации бизнес-плана в части создания рабочего места должно начинаться после подписания договора о предоставлении гранта от 08.11.2013. Также указывает, что ответчиком на момент получения гранта не были представлены документы об образовании или прохождении краткосрочного обучения.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению ответчика, решение суда законно и обоснованно.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 08.11.2013 по итогам заседания конкурсной комиссии между Администрацией Шелаболихинского района (грантодатель) и ИП Долговым С.Н. (грантополучатель) заключен договор N 1 о предоставлении гранта (далее - договор), по условиям которого грантодатель безвозмездно передает денежные средства (грант) для целевого использования грантополучателем, а грантополучатель обязуется принять грант и распорядиться им исключительно в соответствии с целями, условиями и в порядке, утвержденном постановлением Администрации Шелаболихинского района Алтайского края от 11 октября 2013 г. N 581 "О проведении конкурса по предоставлению целевого гранта начинающим субъектам малого предпринимательства гранта в сфере образовательных, социальных и физкультурно-оздоровительных услуг на территории с. Крутишка Шелаболихинского района Алтайского края" и договором (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 1.2 договора грант предоставляется на условиях софинансирования из краевого и местного бюджетов с целью реализации грантополучателем бизнес-плана "Организация физкультурно-оздоровительного центра" в соответствии с календарным планом работ (приложение N 1 к договору).
Разделом 2 договора определено, что общая сумма гранта составляет 300000 руб.: в том числе из федерального бюджета 216000 руб., из краевого бюджета 54000 руб., из местного бюджета 30000 руб., которые передаются в соответствии с утвержденной сметой - графиком расходов на реализацию.
В силу пунктов 4.2.3, 4.2.4 договора грантополучатель обязан обеспечить использование гранта исключительно на цели, определенные настоящим договором, и в соответствии с календарным планом реализации бизнес - проекта (приложение N 1); соблюдать показатели бизнес - проекта, в том числе по уровню софинансирования проекта за счет собственных средств, по уровню заработной платы, количеству дополнительно создаваемых рабочих мест.
В соответствии с пунктом 4.3 договора при выявлении фактов неисполнения условий порядка предоставления начинающим субъектам малого предпринимательства целевых грантов (на создание собственного бизнеса) или неисполнения взятых на себя обязательств, установленных разделом 4 настоящего договора, грантополучатель обязан вернуть выплаченные бюджетные средства в краевой и местный бюджеты не позднее 30 календарных дней с даты оформления протокола заседания комиссии.
Согласно пункту 6.1 договора в редакции дополнительного соглашения N 1 срок действия договора установлен с 08.11.2013 по 08.05.2015.
Во исполнение условий договора указанные денежные средства в полном объеме перечислены ИП Долгову С.Н. из соответствующих бюджетов.
Комитетом администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике проведена проверка по вопросу предоставления грантов субъектам малого и среднего предпринимательства за 2012-2013 годы, в ходе которой установлено нарушение предпринимателем пункта 4.2 договора, несоблюдение календарного плана реализации бизнес-плана. Выдано предписание N 53 от 19.11.2014 об устранении выявленных нарушений.
10.02.2015 администрацией в адрес предпринимателя направлена претензия N 313 с предложением возвратить бюджетные средства в сумме 54000 руб. не позднее 10 календарных дней с момента получения претензии. Претензия получена 19.02.2015, оставлена без ответа и удовлетворения.
Полагая, что ответчиком не выполнены условия договора администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств нецелевого использования ответчиком сумм гранта истцом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением Администрации Алтайского края от 13.11.2010 N 511 (действовавшим в 2013 году) утверждена долгосрочная целевая программа "О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2011 - 2013 годы", определяющая перечень мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития предпринимательства в Алтайском крае.
Постановлением Администрации Алтайского края N 437 от 09.08.2011 "О предоставлении субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов в целях поддержки мероприятий муниципальных целевых программ развития малого и среднего предпринимательства" (Постановление N 437) в спорных период определялся порядок предоставления субъектам малого предпринимательства грантов (субсидий) для реализации проектов по открытию собственного дела.
Согласно пункту 2.3 Постановления N 437 при выявлении фактов неисполнения субъектом указанных условий выплаченные ему бюджетные средства подлежат возврату в местный бюджет не позднее 30 календарных дней с даты принятия соответствующего решения администрацией муниципального образования.
В силу пункта 4.1 Постановления N 437 контроль за целевым и эффективным использованием субсидии осуществляется организатором отбора путем: проверки отчетных документов, представленных получателем субсидии; проведения выездных проверок (в случае необходимости проведения проверки на месте); проведения анализа эффективности реализации мероприятий муниципальной программы.
В случае, если в ходе проверок установлены факты нецелевого использования субсидии, указанные средства подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 4.2 Постановления N 437).
Согласно пункту 4.3 Постановления N 437 в случае, если субъектом осуществляется возврат средств государственной поддержки в местный бюджет, администрация муниципального образования незамедлительно уведомляет об этом в письменной форме организатора отбора. Средства краевого и федерального бюджета подлежат перечислению в доход краевого бюджета на лицевой счет организатора отбора в течение пяти рабочих дней со дня отражения соответствующих сумм на лицевых счетах муниципальных образований.
Как верно установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом деле условием предоставления ответчику гранта, с нарушением которого истец связывает обязанность по возврату бюджетных средств, являлось, в том числе создание рабочего места.
Истец в жалобе указывает, что исполнение календарного плана реализации бизнес-плана в части создания рабочего места должно начинаться после подписания договора о предоставлении гранта от 08.11.2013.
Апелляционный суд отклоняет указанный довод, поскольку согласно календарному плану "Организация физкультурно-оздоровительного центра" (приложение N 1 к договору) предполагалось к 15.12.2014 принять одного работника.
Так, в материалах дела имеется копия приказа N 1 от 28.10.2013 о приеме на работу Засыпкиной О.А. на должность директора спортивно-оздоровительного центра и трудовой договор от 28.10.2013, заключенный между предпринимателем и Засыпкиной О.А. Из представленных предпринимателем расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС и по форме РСВ-1 ПФР за 2013 год, 1 квартал, полугодие и 9 месяце 2014 года и 2014 год также следует, что у него имелся один работник.
Тот факт, что приказ о приеме на работу датирован и трудовой договор заключен ранее, чем договор о предоставлении гранта, правового значения не имеет, поскольку из условий договора и календарного плана не следует, что создание рабочего места предполагало создание предпринимателем нового рабочего места, в связи с чем могло быть сохранено имеющееся, которое в случае не получения гранта могло быть им упразднено.
Также подлежит отклонению довод истца о том, что ответчиком на момент получения гранта не были представлены документы об образовании или прохождении краткосрочного обучения со ссылкой на пункт 3.4.6 Постановления N 437.
Согласно пункту 3.4.6 Постановления N 437 гранты предоставляются после прохождения претендентом краткосрочного обучения и при наличии бизнес-проекта, оцениваемого комиссией с участием представителей некоммерческих организаций предпринимателей. Прохождение претендентом краткосрочного обучения не требуется для начинающих предпринимателей, имеющих диплом о высшем юридическом и (или) экономическом образовании (профильной переподготовке).
Вместе с тем, отклоняя указанный довод истца, апелляционный суд учитывает, что договор с предпринимателем был заключен и грант предпринимателю был выдан и при отсутствии у него документов об образовании, так как предпринимателем до заключения договора гранта был принят на работу работник, имеющий высшее экономическое образование по согласованию с администрацией. Кроме того, как указывает апеллянт в жалобе, обучение и сам ответчик прошел после проведенной финансовой проверки.
Доказательств того, что средства, полученные предпринимателем, использованы не в соответствии с условиями, предусмотренными договором или были направлены на иные, не предусмотренные для этого цели, администрацией в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований администрации.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что Администрация Шелаболихинского района Алтайского края не доказала обоснованность доводов апелляционной жалобы, приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
В связи с изложенным, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апеллянт в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем на основании статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина и судебные расходы с лиц, участвующих в деле, не взыскиваются.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 10 июня 2015 г. по делу N А03-6558/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Шелаболихинского района Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6558/2015
Истец: Администрация Шелаболихинского района АК
Ответчик: Долгов Сергей Николаевич