г. Саратов |
|
20 августа 2015 г. |
Дело N А06-2320/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Трусовском районе г. Астрахани (ОГРН 1023000817982, ИНН 3015056770, адрес местонахождения: 414015, г. Астрахань, ул. Лепехинская, 47)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 июня 2015 года по делу N А06-2320/2015 (судья Сорокин Н.А.)
по заявлению муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств N 20 города Астрахани" (ОГРН 1023000852830, ИНН 3018015853, адрес местонахождения: 414042, Астрахань, Коновалова, д. 12)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Трусовском районе г. Астрахани (ОГРН 1023000817982, ИНН 3015056770, адрес местонахождения: 414015, г. Астрахань, ул. Лепехинская, 47)
о признании полностью недействительным решения от 22.01.2015 N 040 018 15 РВ 0000025,
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств N 20 города Астрахани" с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Трусовском районе г. Астрахани (далее - УПФР в Трусовском районе г. Астрахани, пенсионный фонд) от 22.01.2015 N 040 018 15 РВ 0000025 в части начисления недоимки по страховым взносам в сумме 50 425 рублей, пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, связанных с получением грантов, в сумме 13 411, 22 рублей, штрафов в сумме 12 160 рублей.
В ходе судебного разбирательства заявитель сообщил суду об изменении наименования учреждения с Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств N 20 города Астрахани" на Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств N 20 г. Астрахани" (далее - заявитель, МБУДО "ДШИ N 20 г. Астрахани", учреждение). В подтверждении данного факта представлена выписка из ЕГРЮЛ от 15.05.2015.
Решением от 10 июня 2015 года Арбитражный суд Астраханской области решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Трусовском районе г. Астрахани от 22.01.2015 N 040 018 15 РВ 0000025 признал недействительным в части начисления недоимки по страховым взносам в сумме 50 425 рублей; пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, связанных с получением грантов, на сумму 13 411, 22 рублей; штрафов на сумму 12 160 рублей.
Кроме того, суд взыскал с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Трусовском районе г. Астрахани в пользу Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств N 20 города Астрахани" расходы по уплате госпошлины в сумме 3 000 рублей.
УПФР в Трусовском районе г. Астрахани не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
МБУДО "ДШИ N 20 г. Астрахани" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МБУДО "ДШИ N 20 г. Астрахани" извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 80054 6), явку представителя в судебное заседание не обеспечило. МБУДО заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения. Судом заявленное ходатайство удовлетворено.
УПФР в Трусовском районе г. Астрахани извещено о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомление о вручении почтового отправления N 80055 3), явку представителя в судебное заседание не обеспечило. УПФР в Трусовском районе г. Астрахани заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя управления. Судом заявленное ходатайство удовлетворено.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 24.07.2015, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, УПФР в Трусовском районе г. Астрахани на основании решения от 20.11.2014 N 040 018 14 ВР 0001283 в отношении заявителя проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В ходе проверки выявлен, в том числе факт занижения базы для начисления страховых взносов, повлекший неполную уплату страховых взносов с вознаграждений физическим лицам за счет полученных грантов в 2011 г.-2013 г. педагогическим работникам Быковой Е.Е., Митрашевской О.Ю., Балашовой Е.В., Борониной Г.С., Касимовой Т.В., Родиной Н.М.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 16.12.2014 N 040 018 14 АВ 001279.
22 января 2015 года, по результатам рассмотрения акта, УПФР в Трусовском районе г. Астрахани принято решение N 040 018 15 РВ 0000025 о привлечении МБОУ ДОД "Детская школа искусств N 20 г. Астрахани" к ответственности за нарушение Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде наложения штрафа за неуплату сумм страховых взносов в размере 11 518, 3 рублей, за непредоставление сведений для осуществления индивидуального учета в системе пенсионного страхования в размере 2 370, 55 рублей, уплаты пени в размере 5 932, 66 рублей, уплаты недоимки в размере 57 591, 47 рублей.
Не согласившись с решением УПФР в Трусовском районе г. Астрахани от 22.01.2015 N 040 018 15 РВ 0000025 в части начисления недоимки по страховым взносам, связанным с получением грантов, в сумме 50 425 рублей, пеней за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 13 411, 22 рублей, штрафов в сумме 12 160 рублей, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что гранты, выделенные Администрацией города Астрахани педагогическим работникам Быковой Е.Е., Митрашевской О.Ю., Балашовой Е.В., Борониной Г.С., Касимовой Т.В., Родиной Н.М., не облагаются страховыми взносами.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы положениями Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Как следует из материалов дела, основанием для принятия оспариваемого решения в рассматриваемой части явился вывод УПФР в Трусовском районе г.Астрахани о занижении МБОУ ДОД "Детская школа искусств N 20 г.Астрахани" базы для начисления страховых взносов, повлекшее неполную уплату страховых взносов, с выплат грантов в 2011-2013 годах педагогическим работникам Быковой Е.Е., Митрашевской О.Ю., Балашовой Е.В., Борониной Г.С., Касимовой Т.В., Родиной Н.М.
Пенсионный фонд пришел к выводу о том, что если выплаты единовременного пособия педагогическим работникам производятся муниципальными образовательными учреждениями, с которыми они состоят в трудовых отношениях, суммы таких выплат признаются объектом обложения страховыми взносами на основании части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ и, соответственно, данные образовательные учреждения являются плательщиками страховых взносов в отношении указанных выплат.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с доводами УПФР в Трусовском районе г. Астрахани в силу следующего.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В силу положений статьи 5 Закона N 212-ФЗ учреждение является плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, следовательно, обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Исключение составляют выплаты, в том числе предусмотренные подпунктом 2 части 3 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, согласно которому в базу для начисления страховых взносов помимо выплат, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, - любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственно-технической политике" под "грантом" понимаются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
Исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, суд первой инстанции правомерно указал, что гранты, выделенные Администрацией города Астрахани педагогическим работникам Быковой Е.Е., Митрашевской О.Ю., Балашовой Е.В., Борониной Г.С., Касимовой Т.В., Родиной Н.М., не облагаются страховыми взносами.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, выплаченные денежные средства гранта являются предметом договора пожертвования, имеющего гражданско-правовой характер. В отношении такой выплаты заявитель не является плательщиком страховых взносов, поскольку их получение работником не предполагает выполнение с его стороны каких-либо работ или услуг для работодателя.
Грантополучателями и получателем поощрения стали победители конкурса, которые являются физическими лицами.
Грантодателем выступает Администрация города Астрахани, в лице Управления по образованию и науке администрации г. Астрахани, которое не является работодателем указанных выше лиц.
Согласно распоряжениям мэра города Астрахани от 15.12.2011 N 1311-р-м, от 19.10.2012 N 853-р-м, от 24.12.2013 N 1039-р-м денежные средства для выплаты грантов выделены Финансово-казенным управлением администрации города Астрахани за счет общих бюджетных ассигнований по отросли "Образование".
Суммы в виде грантов, предоставляемых для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации на счет учреждения, являющегося работодателем в отношении грантополучателей, не поступали. Соответственно, учреждение не распределяло вознаграждение из этих сумм своим работникам.
Таким образом, данные денежные суммы не являются вознаграждением работникам в рамках трудовых отношений.
В данном случае грант надлежит квалифицировать не как доход, неподлежащий обложению страховыми взносами, а как денежные средства, полученные вне рамок трудовых отношений, то есть средства, не подпадающие под признаки, установленные пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что выплаченные победителям конкурса гранты, не являются вознаграждением работников за исполнение ими трудовых обязанностей, не гарантированы трудовым либо коллективным договорами.
Следовательно, такие выплаты не могут быть квалифицированы как доход, подлежащей обложению страховыми взносами, поскольку данные денежные средства получены вне рамок трудовых отношений и не подпадают под признаки, установленные пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах, денежные средства в виде гранта, предоставленные педагогическим работникам Быковой Е.Е., Митрашевской О.Ю., Балашовой Е.В., Борониной Г.С., Касимовой Т.В., Родиной Н.М. не подлежат учету при начислении страховых взносов.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что спорные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда.
На основании изложенного, судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что суммы грантов поступили на счет МБУДО "ДШИ N 20 г. Астрахани" и были выплачены им работникам в рамках трудовых отношений.
Кроме того, судом верно учтен целевой характер предоставленных средств.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, относятся все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат связанных, в том числе и с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.
Пунктом 1.6. Положения о грантах мэра города Астрахани педагогическим и руководящим работникам муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных управлению культуры администрации г. Астрахани, утвержденного постановлением мэра от 07.11.2006 N 2378, предусмотрено, что средства гранта могут быть использованы для совершенствования профессионального мастерства педагогического работника, издания научно-методической литературы, обобщающей опыт работы, творческих командировок с целью изучения педагогического опыта и т.д., то есть для возмещения расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.
Спорные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда.
Таким образом, гранты, выделенные педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, в данном случае не облагаются страховыми взносами.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 15.05.2015 по делу N А06-8071/2014, от 14.05.2015 по делу N А06-6772/2014, по делу N А06-6770/2014, от 24.03.2015 по делу N А06-8072/2014.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения, поскольку не опровергают правильность выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Трусовском районе г. Астрахани следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 июня 2015 года по делу N А06-2320/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2320/2015
Истец: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств N20 г. Астрахани", Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств N20 г. Астрахани"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Трусовском районе г. Астрахани, УПФР в Трусовском районе