город Ростов-на-Дону |
|
19 августа 2015 г. |
дело N А32-23018/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Илюшина Р.Р., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания
при участии:
от Кубанского бассейнового водного управления представителя по доверенности от 08.05.2015 Амосенко В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2015 по делу N А32-23018/2014,
принятое в составе судьи Лесных А.В.
по заявлению Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: ОАО "Оздоровительный комплекс "Орбита"; ООО "Бокс-140"; Еремям А.В.; Амирджанян Л.Р.; Левко К.И.; Соловьева В.В.; Веревкин А.В.; Дорошенко А.Ф.; ООО"Ассоциация подводного плавания Анапы"; ООО "ЖКХ Снаб Сервис"; ФГБОУ "Кубанский государственный технический университет"; Чернышов В.Н.; Русин А.М.; Пчельников Д.Г.; Дурдин П.Ю.; ООО "СК СТЭК"; Мамонов Р.А.; Мамонов Р.А.; Прах Г.Ю.; Заднепровский И.В.; общественная организация рыболовов- любителей и владельцев индивидуальных маломерных судов ; ООО "Новатор"; Клименченко А.С.; ООО"Пансионат с лечением родителей с детьми "Тонкий мыс"; Кудрявцев А.Ю.; Наврозов В.А.; Тупольский Д.В.; Иванов В.Н.; Узунов В.В.; Ткаченко В.Н.: ООО "Бокс - 140"; Еремян А.В.; Амирджанян Л.Р.; Левко К.И.; Соловьева В.В.; Веревкина А.В.; Дорошенко А.Ф.; ООО "Ассоциация подводного плавания Анапы"; ООО "ЖКХ Снаб Сервис"; ФГБОУ "Кубанский государственный технический университет"; Чернышева В.Н.; Русина А.М.; Пчельникова Д.Г.; Дурдина П.Ю.; ООО "СК СТЭК"; Мамонова Р.А.; Прах Г.Ю.; Заднепровского И.В.; общественной организации рыболов - любителей и владельцев индивидуальных маломерных судов; ООО "Новатор"; Клименченко А.С.; ООО "Пансионат с лечением родителей с детьми "Тонкий мыс"; Кудрявцева А.Ю.; Наврозова В.А.; Тупольского Д.В.; Иванова В.Н.; Узунова Н.В.; Ткаченко В.Н.; ОАО "Оздоровительный комплекс "Орбита"
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее - Кубанское БВУ, организатор торгов, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - УФАС по Краснодарскому краю, управление) о признании недействительными пунктов 2 и 4 резолютивной части решения от 16.04.2014 по делу N 51 - Т/2014, в частности:
- пункт 2. Признать организатора торгов - Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов нарушившим пункты 7, 8, 17 Постановления Правительства РФ от 14.04.2008 N 230 по открытым аукционам N 27, 28, 29, 31, 32, 33, 34;
- пункт 4. Выдать Кубанскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (организатору аукциона) предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов путем аннулирования открытых аукционов N 27, 28, 31, 32, 33, 34 (извещении N140214/2644174/01; 140214/2644174/02; 140214/2644174/05; 140214/2644174/06; 140214/2644174/07; 140214/2644174/08, опубликованные на сайте www.torgi.gov.ru)
и пункта 1 предписания от 16.04.2014 N 1-Т/2014 об устранении нарушений порядка проведения торгов, а именно аннулировать открытые аукционы NN 27, 28, 31, 32, 33, 34 (извещении NN 140214/2644174/01; 140214/2644174/02; 140214/2644174/03; 140214/2644174/05; 140214/2644174/06; 140214/2644174/07; 140214/2644174/08, опубликованные на сайте www.torgi.gov.ru (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ОАО "Оздоровительный комплекс "Орбита"; ООО "Бокс-140"; Еремям А.В.; Амирджанян Л.Р.; Левко К.И.; Соловьева В.В.; Веревкин А.В.; Дорошенко А.Ф.; ООО"Ассоциация подводного плавания Анапы"; ООО"ЖКХ Снаб Сервис"; ФГБОУ "Кубанский государственный технический университет"; Чернышов В.Н.; Русин А.М.; Пчельников Д.Г.; Дурдин П.Ю.; ООО "СК СТЭК"; Мамонов Р.А.; Мамонов Р.А.; Прах Г.Ю.; Заднепровский И.В.; общественная организация рыболовов- любителей и владельцев индивидуальных маломерных судов ; ООО "Новатор"; Клименченко А.С.; ООО "Пансионат с лечением родителей с детьми "Тонкий мыс"; Кудрявцев А.Ю.; Наврозов В.А.; Тупольский Д.В.; Иванов В.Н.; Узунов В.В.; Ткаченко В.Н.: ООО "Бокс - 140"; Еремян А.В.; Амирджанян Л.Р.; Левко К.И.; Соловьева В.В.; Веревкина А.В.; Дорошенко А.Ф.; ООО "Ассоциация подводного плавания Анапы"; ООО "ЖКХ Снаб Сервис"; ФГБОУ "Кубанский государственный технический университет"; Чернышева В.Н.; Русина А.М.; Пчельникова Д.Г.; Дурдина П.Ю.; ООО "СК СТЭК"; Мамонова Р.А.; Прах Г.Ю.; Заднепровского И.В.; общественной организации рыболов - любителей и владельцев индивидуальных маломерных судов; ООО "Новатор"; Клименченко А.С.; ООО "Пансионат с лечением родителей с детьми "Тонкий мыс"; Кудрявцева А.Ю.; Наврозова В.А.; Тупольского Д.В.; Иванова В.Н.; Узунова Н.В.; Ткаченко В.Н.; ОАО "Оздоровительный комплекс "Орбита".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что решение от 16.04.2014 по делу N 51-Т/2014 и вынесенное на его основании предписание от 16.04.2014 N 9-51Т/2014 по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров вынесено УФАС России по Краснодарскому краю на основании и в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кубанское бассейновое водное управление обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Кубанское БВУ указывает, что в приложениях 3, 8 и 13 аукционной документации изложен порядок заполнения заявки, а в приложении 1 изложена подробная форма (образец) заполнения заявки. В извещении о проведении аукциона, размещаемом на сайте программой и разработчиком сайта www.torgi.gov.ru, не предусмотрено указание времени начала и окончания подачи заявок. Данная информация указана в приложении 3 аукционной документации, порядок и процедура подачи заявок изложены в приложениях 1, 8, 13.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель заявителя просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы - удовлетворить.
В судебное заседание представители УФАС по Краснодарскому краю и третьих лиц не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв, после которого судебное разбирательство было продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю в ходе рассмотрения жалоб Прах Григория Юрьевича на действия Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов установила, что организатор торгов обоснованно отказал в допуске к участию в открытых аукционах N N 27, 28, 29, 31, 32, 33, 34.
Вместе с тем УФАС по Краснодарскому краю при изучении материалов, представленных Кубанским БВУ, в том числе документации об аукционах N N 27, 28, 29, 31, 32, 33, 34 установила, что в составе документации и извещении о проведении открытого аукциона отсутствуют указание время (времени) начала и окончания приема заявок на участие в аукционе, инструкция по заполнению заявки, что противоречит положениям пунктов 7, 8, 17 постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 N 230.
УФАС по Краснодарскому краю решением от 16.04.2014 N 51-Т/2014 признала Кубанское БВУ нарушившим пункты 7, 8, 17 постановления Правительства РФ от 14.04.2008 N 230 по открытым аукционам N 27, 28, 29, 31, 32, 33, 34 и выдало предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов путем аннулирования открытых аукционов N 27, 28, 31, 32, 33, 34.
Полагая, что пункты 2 и 4 резолютивной части решения от 16.04.2014 по делу N 51-Т/2014 и пункт 1 предписания от 16.04.2014 N 9-51-Т/2014 являются недействительными, Кубанское бассейновое водное управление обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган вправе рассматривать жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в отношении тех торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. В рамках полномочий, установленных данной нормой, задачей антимонопольных органов является оперативное пресечение нарушений действующего законодательства при проведении торгов.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В качестве нарушения Кубанскому водному бассейновому управлению вменяется отсутствие в составе документации и извещении о проведении открытого аукциона инструкции по заполнению заявки и указание на время начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей, на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено ч. 2 и 3 данной статьи.
Договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора (ст. 16 Водного кодекса Российской Федерации). Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" утверждены Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования (далее - Правила).
Согласно подп. "а" п. 17 Правил документация разрабатывается и утверждается организатором аукциона, кроме сведений, указанных в извещении, должна содержать, в том числе требования к содержанию и форме заявки, инструкцию по заполнению заявки.
Из представленной в материалы дела документации об аукционах, следует, что в приложениях N 2 "Заявка на участие в аукционе", 8 "Порядок подачи, приема и регистрации заявок; порядок отзыва заявок; порядок внесения изменений в заявки" и N 13 "Прочие сведения и разъяснения по документации об аукционе" разъяснен порядок заполнения заявки. При этом антимонопольный орган не установил, какие права потенциального участника размещения заказа могут быть нарушены в связи с оформлением документации указанным способом.
Содержание аукционной документации фактически соответствует требованиям подп. "а" п. 17 Правил, поскольку включает требования к содержанию, форме заявки, информацию по ее заполнению, в том числе образец заявки.
Таким образом, функцию по установлению правил заполнения заявки Кубанское водное бассейновое управление исполнило. Оснований для иных выводов, в том числе, с учетом отсутствия поступивших заявлений о разъяснении документации, не имеется.
УФАС по Краснодарскому краю в качестве нарушения Кубанскому ВБУ также вменяет отсутствие в составе документации и извещении о проведении аукционов указания на время начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.
В соответствии с п. 7 Правил организатор аукциона принимает решение о проведении аукциона, в котором указываются предмет аукциона, дата, время и место проведения аукциона, информация о том, что аукцион является открытым, требования к участнику аукциона, начальная цена предмета аукциона, размер задатка и размер "шага аукциона".
Пунктом 8 Правил установлено, что организатор аукциона определяет порядок, место, дату и время начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.
Из представленных в материалы дела извещений и аукционных документаций следует, что время начала приема заявок на участие в торгах организатором торгов не установлено. Вместе с тем в документации и извещении датой начала подачи заявок указан день - 14 февраля 2014 года, который является рабочим и в соответствии с графиком работы Кубанского ВБУ начинается с 09:00 час.
Принимая во внимание, что заявки на участие в аукционе содержат дату начала приема заявок - 14 февраля 2014 года (рабочий день), суд апелляционной инстанции считает, что отсутствие в документации и извещении о проведении аукционов указания на время начала приема заявок на участие в аукционе не является нарушением Правил. Доказательства, свидетельствующие о невозможности подачи заявок, начиная с указанного времени и даты, в материалах дела отсутствуют.
УФАС по Краснодарскому краю ссылается на то, что организатор торгов в документации и извещении о проведении аукционов не указал на время окончания приема заявок на участие в аукционе.
Вместе с тем в пункте 1 приложения 8 "Порядок подачи, приема и регистрации заявок; порядок отзыва заявок; порядок внесения изменений в заявки" документаций об аукционах указано, что прием заявок прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками. При этом разделом II приложения 3 "Договор о задатке N __" установлено, что процедура вскрытия конвертов начнется в 10 часов 17 марта 2014 года.
Из изложенного следует, что Кубанским водным бассейновым управлением определено время окончания приема заявок на участие в аукционе, а именно - до 10 часов 17.03.2014.
При этом суд также учитывает, что указание данной информации (время) в извещении о проведении аукциона не представляется возможным поскольку, из представленного скриншота страницы заполнения извещения на сайте www.torgi.gov.ru следует, что на данном сайте предусмотрено введение даты в ячейки "дата начала подачи заявок" и "дата окончания подачи заявок", введение времени начала и окончания подачи заявок в данные или иные поля не предусмотрено.
Учитывая вышеизложенное, материалами дела подтверждается, что организатором торгов определены дата и время начала и окончания приема заявок на участие в аукционе, а также разъяснен порядок заполнения заявки на участие в аукционе. Таким образом, в данном случае у управления отсутствовали основания для признания Кубанского ВБУ нарушившим пункты 7, 8, 17 Постановления Правительства РФ от 14.04.2008 N 230 по открытым аукционам N 27, 28, 29, 31, 32, 33, 34 и обязания аннулировать открытые аукционы N 27, 28, 31, 32, 33, 34.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2015 по делу N А32-23018/2014 отменить.
Признать недействительными пункты 2, 4 резолютивной части решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16.04.2014 N 51-Т/2014 и пункт 1 резолютивной части предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16.04.2014 N 1-Т/2014.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23018/2014
Истец: Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Общественная организация рыболовов - любителей и владельцев индивидуальных маломерных судов г-к Геленджик, Управление Федеральной антимонопольной службы РФ по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10089/15
18.12.2015 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10105/15
27.11.2015 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8553/15
19.08.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12194/15
13.05.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-23018/14
13.11.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19429/14
06.10.2014 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-23018/14
25.09.2014 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-23018/14