г. Киров |
|
21 августа 2015 г. |
Дело N А28-5061/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Никитинской Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вятка Уют" (ОГРН: 1034316610998; ИНН: 4345070430)
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Мальцевой Ф.И., по доверенности от 15.01.2015;
от ответчика: не явились,
на решение Арбитражного суда Кировской области от 24.06.2015 по делу N А28-5061/2015, принятое в порядке упрощенного производства в составе судьи Андриянова А.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вятка Уют" (ОГРН: 1034316610998; ИНН: 4345070430)
к Государственной жилищной инспекции Кировской области (ОГРН: 1024301334089; ИНН: 4345049124),
о признании незаконным и отмене Постановления от 13.04.2015 N 285,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вятка Уют" (далее - заявитель, Общество, Управляющая организация, ООО "УК "Вятка Уют") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Инспекция, административный орган, ГЖИ Кировской области) по делу об административном правонарушении от 13.04.2015 N 285 (далее - Постановление, Постановление N 285), в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) "Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений", и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей 00 копеек.
Требования, основанные на положениях статей 2.9, 3.1, 30.3 КоАП РФ, статей 197, 198, 199, 200, 201, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениях пунктов 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), мотивированы несогласием заявителя с оспариваемым Постановлением. Общество указало, что со своей стороны им были предприняты все меры для поддержания общего имущества многоквартирного жилого дома N 9 по проспекту Строителей города Кирова (далее - дом, многоквартирный дом, МКД) в нормативном состоянии в объеме денежных средств, уплачиваемых собственниками. Общество отметило, что в рассматриваемом случае собственники отказались финансировать проведение работ по ремонту канализационной системы подвала дома, а вследствие этого и проведение Управляющей организацией работ по поддержанию канализационной системы подвала в рамках выполнения работ по содержанию общего имущества. Кроме того, заявитель указал, что к моменту вынесения оспариваемого Постановления им были устранены выявленные нарушения в части провисания проводки и протечки на системе отопления. Совершенное правонарушение ООО "УК "Вятка Уют" считает малозначительным.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 24.06.2015, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано. Суд первой инстанции нашел подтвержденным факт нарушения Обществом требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170). Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Обществом своих обязанностей. Суд первой инстанции отклонил доводы заявителя о необходимости проведения капитального ремонта системы канализации в связи с недоказанности того, что информация о необходимости проведения капитального ремонта системы канализации дома своевременно была доведена до собственников жилых помещений, а также о принятом собственникам решении по данному вопросу. Оснований для признания административного правонарушения малозначительным арбитражный суд также не установил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель принес апелляционную жалобу с требованием решение от 24.06.2015 отменить, Постановление N 285 признать незаконным и отменить.
ООО "УК "Вятка Уют" в обоснование апелляционной жалобы указало, что согласно протоколу общего собрания собственников многоквартирного дома от 21.02.2015, на котором директор Управляющей организации была доведена информация до собственников о необходимости ремонта канализационной системы подвала путем полной замены канализационной системы подвала либо путем полной замены канализационной системы либо проведения частичного ремонта канализационных труб, вместе с тем в с ходе рассмотрения дела по существу данному доводу, как и отказу собственников от выполнения работы по ремонту канализационной системы в подвале дома не была дана надлежащая оценка. Общество указало, что фактически решение вопроса по ремонту системы канализации общее собрание собственников поручило правлению товарищества собственников жилья "Жил-Строй" (далее - ТСЖ, Товарищество), однако в Управляющую организацию от правления ТСЖ никаких решений по данному вопросу не поступало.
Кроме того, Общество пояснило, что сумма сбора средств на текущий ремонт общего имущества в квитанциях на оплату жильцам выделена отдельной строкой, в которой указано, что она выставляется только по решению собственников. Таким образом, при выполнении работ по текущему ремонту подвала без решения собственников и выставлении собственникам стоимости выполненных работ, последние оспорили бы предъявление к оплате данных работ. Общество настаивает, что Управляющая организация планомерно выполняла работы по содержанию и ремонту дома в пределах выделяемых средств.
Кроме того, в решении суд не была дана оценка доводам Управляющей организации о том, что на момент вынесения Постановления такие нарушения как провисание проводки и протечка на системе отопления были уже устранены.
К апелляционной жалобе заявитель приложил дополнительные доказательства, которые возвращены Обществу на основании части 2 статьи 272.1 АПК РФ.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании представитель общества в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы.
Инспекция в суд апелляционной инстанции явку представителя не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом в порядке статей 121, 123, 210 АПК РФ. В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие не явившихся лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом по приведенным в апелляционной жалобе доводам в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что ООО "УК "Вятка Уют" в отношении МКД является Управляющей организацией на основании договора управления многоквартирным домом от 30.07.2013 N 136 (далее - договор, договор управления; приложение к делу, л.д.8-25), заключенного с Товариществом (Собственник) во исполнение решение общего собрания собственников помещений в МКД 30.06.2013, обязанной в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания/деятельности собственников помещений дома оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в доме посредством заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями и осуществления иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности (пункт 3.1 договора).
В своей деятельности Управляющая организация обязуется обеспечить выполнение требований по качественному управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД, определенному договором в зависимости от его состояния в соответствии с подписанным сторонами договора актом технического состояния, а также в пределах установленных и фактически полученных объемов финансирования, при соблюдении следующих требований: соблюдение характеристик надежности и безопасности дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников (пользователей) помещений; постоянная готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг собственникам помещений; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома (пункт 4.4.1 договора).
Кроме того, в силу пунктов 4.2.1, 4.2.2, 4.2.7, 4.2.14, 4.2.19, 4.2.23, 4.2.25 договора Управляющая организация обязуется осуществлять управление общим имуществом в многоквартирном доме в соответствии с условиями договора и действующим законодательством с наибольшей выгодой в интересах Собственника, в соответствии с целями, указанными в пункте 3.1 договора, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов; организовать предоставление услуг и выполнение работ по управлению, надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в объеме собранных денежных средств, в порядке, утвержденном собственниками, в соответствии с Перечнем услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома (приложения N N 2, 4 к договору), а также Перечнем работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества многоквартирного дома (приложение N 5 к договору), являющимися неотъемлемой частью договора управления; организовать проведение капитального ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирного дома по отдельным решениям собственников в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации; организовать работы по устранению причин аварийных ситуаций, приводящих к угрозе жизни и здоровью граждан, а также к порче их имущества, таких как: залив, засор стояка канализации, остановка лифтов, отключение электричества и других, подлежащих экстренному устранению, при поступлении письменной заявки или заявки по телефону, в сроки, установленные законодательством; проводить комиссионное обследование жилых и нежилых помещений (по письменному заявлению Собственника), не позднее семи календарных дней с момента его поступления; уведомлять Собственника об изменении порядка и условий содержания и текущего ремонта общего имущества в рамках договора путем размещения соответствующей информации на информационных стендах дома в срок, не позднее, чем за неделю д наступления перечисленных выше событий; рассматривать предложения, заявления и жалобы Собственника (пользователя), вести их учет, принимать меры, необходимые для устранения указанных в них недостатков в установленные сроки, вести учет устранения указанных недостатков, не позднее десяти рабочих дней со дня получения письменного заявления информировать заявителя о решении, принятом по заявленному вопросу. Вместе с тем согласно пунктам 4.3.1, 4.3.2, 4.3.5, 4.3.6, 4.3.8 договора Управляющая организация имеет право самостоятельно определять порядок и способ выполнения своих обязательств по договору, привлекать сторонние организации, имеющие необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы к выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома; регулировать очередности, сроки и объемы работ с учетом текущего уровня финансирования, при этом в случае возникновения аварийной ситуации самостоятельно использовать средства, предусмотренные на текущий ремонт, для организации ликвидации аварии, с последующим утверждением на общем собрании; при наличии оснований предлагать увеличение стоимости договора; ежегодно готовить предложения по установлению на следующий год размера платы за управление многоквартирным домом, содержание и ремонт общего имущества на основании перечня работ и услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества и сметы расходов на предстоящий год и направлять их на рассмотрение и утверждение на общем собрании собственников; организовывать и проводить проверку технического состояния общих внутридомовых инженерных сетей и коммуникаций в помещениях дома.
Собственник, в свою очередь, в силу пунктов 4.5.4, 4.5.15, 4.5.16 вправе извещать Управляющую организацию лично, в письменном виде, либо по телефону о выявленных недостатках в его деятельности, в состоянии общего имущества в многоквартирном доме, вносить предложения по совершенствованию управления, содержания и благоустройства дома и земельного участка, устранению недостатков деятельности Управляющей организации; привлекать уполномоченных органов надзора и контроля, аудиторский и иные организации, специалистов, экспертов для проверки качества по выполнению Управляющей организации обязательств, установленных договором; требовать от Управляющей организации ежегодного отчета о выполнении обязательств по договору в соответствии с пунктом 4.2.32 договора.
Пунктом 6.2 договора на Управляющую организацию возложена ответственность за ущерб, причиненный собственнику или общему имуществу многоквартирного дома в результате его виновных действий или бездействия.
Договор вступает в силу с 01.08.2013 и действует до 31.12.2013. При отсутствии заявлений одной из сторон о прекращении договора по окончании срока его действия договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях. Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора не позднее 30 дней с его подписания (пункты 9.1, 9.3. 9.4 договора).
В приложении N 5 к договор (приложение к делу, л.д.24) стороны согласовали перечень работ, относящихся к текущему ремонту общего имущества МКД. В частности Управляющая организация осуществляет установку, замену и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренней системы отопления, внутренней системы канализации, внутренней системы электроснабжения.
30.01.2015 в ГЖИ Кировской области из Прокуратуры Кировской области поступило обращение жильцов дома (приложение к делу, л.д.1-3), в котором последние изложили факты ненадлежащего исполнения Управляющей организацией своих обязанностей по договору, что привело к неудовлетворительному состоянию общего имущества МКД.
16.02.2015 ГЖИ Кировской области с целью проверки фактов, изложенных в обращении жителей МКД, вынесен приказ N 331/15 (приложение к делу, л.д.4-5) о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "УК "Вятка Уют"
Предметом проверки в срок с 27.02.2015 по 26.03.2015 выполнения обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Правовым основанием проведения проверки являются статья 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля) и муниципального контроля", Правила N 491, Правила N 170, Положение о государственной жилищной инспекции Кировской области, утвержденное Постановлением Правительства Кировской области от 23.10.2008 N 150/432.
В ходе проведенной проверки, результаты которой в присутствии извещенного представителя Общества (приложение к делу, л.д.6-7) зафиксированы в акте проверки от 26.03.2015 N 13/37/15 с прилагаемой к ней фототаблицей (приложение к делу, л.д.42-46), Инспекция установила нарушение со стороны Управляющей организации пунктов 3.4.1, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.15, 5.2.1, 5.6.1, 5.8.3 Правил N 170, а именно: при визуальном осмотре подвала было установлено подтопление помещения площадью до 30 кв.м., следы подтопления подвального помещения, провисание незакрепленных должным образом электрических проводов, повышенное конденсатообразование на трубах водоснабжения, утечка на системе отопления.
В отношении ООО "УК "Вятка Уют" по итогам проверки вынесено предписание от 26.03.2015 N 13/37/15 (приложение к делу, л.д.49-50), согласно которому Общество в обязано срок до 27.04.2015 устранить последствия подтопления подвального помещения, закрепить электропроводку в подвальном помещении и устранить утечку на системе отопления; отчет о выполнении мероприятий каждого пункта предписания представить в ГЖИ Кировской области с указанием затраченных средств на выполненные работы. Кроме того, усмотрев в действиях заявителя признаки административного правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 КоАП РФ, Инспекция 26.03.2015 в отношении Управляющей организации составила протокол об административном правонарушении N 13/37/15 (приложение к делу, л.д.47-48), а 13.04.2015 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении (приложение к делу, л.д.52-64) вынесла Постановление N 285 (л.д.12-16, приложение к делу, л.д.65-70) о привлечении заявителя к административной ответственности и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей 00 копеек.
Не согласившись с вынесенным Постановлением, ООО "УК "Вятка Уют" обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, в удовлетворении которого заявителю было отказано. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Общества во Второй арбитражный апелляционный суд, которой изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из содержания приведенной нормы следует, что объектом данного правонарушения являются предусмотренные ЖК РФ, иными нормативными актами, не противоречащими ЖК РФ, правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объективную сторону составляют противоправные действия, выражающиеся в нарушении правил содержания жилых домов и (или) жилых помещений, правил их ремонта.
Благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, обеспечиваются посредством управления многоквартирным домом, в том числе управляющей организацией. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией, с которой заключается соответствующий договор управления. При таком выборе управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и Правил N 491 (части 1, 2 статьи 44, части 1, 2, 2.3, 3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ), в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно подпунктам "а", "б", "в", "г", "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с подпунктами "а", "б", "в", "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя помимо прочего осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В пункте 3.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что субъектом рассматриваемого административного правонарушения являются лица, на которые возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что к числу субъектов административного правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ относятся, в том числе управляющие организации, которые управляют многоквартирными домами и получают от собственников помещений плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, по содержанию и ремонту общего имущества, в данном случае ООО "УК "Вятка Уют".
Требования по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции, элементы и системы этого дома независимо от включения собственниками жилых помещений соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией содержатся в Правилах N 170.
Согласно пунктам 3.4.1, 3.4.2, 3.4.3, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.9, 4.1.15, 5.2.1, 5.6.1, 5.8.3 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать, в том числе нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий.
Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию.
Со стороны обслуживающей организации необходимо обеспечивать исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков; устранять протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации; обеспечивать надежность и прочность крепления канализационных трубопроводов и выпусков, наличие пробок у прочисток и так далее. Подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования не допускается.
Подвалы и технические подполья должны проветриваться регулярно в течение всего года с помощью вытяжных каналов, вентиляционных отверстий в окнах и цоколе или других устройств при обеспечении не менее чем однократного воздухообмена. Продухи в цоколях зданий должны быть открыты. Проветривание подполья следует проводить в сухие и неморозные дни.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и так далее, в установленные сроки; предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации.
В отношении эксплуатации системы центрального отопления должны обеспечиваться герметичность и немедленное устранение всех видимых утечек воды, а эксплуатация электрооборудования жилых зданий должна производиться в соответствии с установленными требованиями.
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требования оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений.
В силу пунктов 2.1.1, 2.1.3, 2.1.4, 2.1.5 Правил N 170 плановые осмотры жилых зданий следует проводить общие, в ходе которых проводится осмотр дома в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство; частичные - осмотры, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений.
Общие осмотры должны производиться два раза в год: весной и осенью (до начала отопительного сезона).
Обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования дома, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией в сроки, указанные в приложении N 2 к Правилам N 170.
Пункты 2, 18, 20 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, содержат такие обязательные для Управляющей организации работы, как проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения; восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации; контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации; контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации.
Приведенные положения соотносятся и с условиями договора управления, в рамках которого Общество осуществляет свою деятельность по управлению МКД.
Согласно пунктам 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3 Правил N 170 организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда, подрядными организациями. Продолжительность текущего ремонта следует определять по нормам на каждый вид ремонтных работ конструкций и оборудования.
Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении N 7 к Правилам N 170, куда относятся и установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления включая домовые котельные; установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения включая насосные установки в жилых зданиях; установка, замена и восстановление работоспособности электроснабжения здания, за исключением внутриквартирных устройств и приборов, кроме электроплит.
Факт нарушения Обществом перечисленных в Постановлении Правил N 170, на момент проведения проверки подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пунктах 16, 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
При этом КоАП РФ в статье 2.2 в отношении юридических лиц формы вины не выделяет, следовательно, в отношении последних требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суд апелляционной инстанции соглашается с арбитражным судом, указавшим, что Общество не представило доказательств, подтверждающих принятие последним всех зависящих от Общества мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, отмечая при этом, что устранение выявленных нарушений в части провисания проводки и протечки на системе отопления Обществом произведены после составления протокола об административном правонарушении, о чем свидетельствует письмо в адрес Инспекции от 07.04.2015 N 59Д (л.д.34).
Также оценив имеющиеся в деле документы, представленные заявителем, в частности, акты весеннего и осеннего осмотров состояния общего имущества собственников помещений МКД в 2014 году (приложение к делу, л.д.31-34, 35-39), акт комиссионного осмотра системы канализации подвала дома от 28.01.2015 (л.д.29-30), акты выполненных работ по прочистке канализации за период с января по апрель 2015 года (л.д.17-28) протокол ежегодного общего собрания собственников помещений от 21.02.2015 (л.д.31-33) и материалы проверки Инспекции, суд апелляционной инстанции находит, что указанные документы опровергают обстоятельства того, что выявленные при проведении проверки нарушения не могли быть своевременно устранены. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, в ходе дела не установлено. Материалами дела подтверждено, что Общество о неудовлетворительном состоянии общего имущества дома знало длительное время, однако в полном объеме мер, направленных на надлежащее содержание последнего не предпринимало. Апелляционный суд обращает внимание, что вопрос по ремонту системы канализации был поставлен перед собственниками только в феврале 2015 года после издания приказа Инспекции о проведении внеплановой выездной проверке. Кроме того, в материалах дела нет свидетельств использования Управляющей организацией своего права, предусмотренного пунктом 4.3.2 договора, в случае возникновения аварийной ситуации самостоятельно использовать средства, предусмотренные на текущий ремонт, для организации ликвидации аварии с последующим утверждением на общем собрании. Доказательств обратного в деле не имеется.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 разъяснено, что государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
С учетом изложенного в действиях Общества, ответственного за содержание и ремонт общего имущества МКД, обоснованно усмотрен состав административного правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ. Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений не установлено.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, поскольку доводы, приведенные Обществом в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального и процессуального права и, соответственно, не влияют на законность принятого судом первой инстанции судебного акта, оснований для отмены решения Арбитражного суда Кировской области от 24.06.2015 суд апелляционной интенции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 24.06.2015 по делу N А28-5061/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вятка Уют" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.А. Щелокаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5061/2015
Истец: ООО "УК "Вятка Уют"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области