г. Вологда |
|
21 августа 2015 г. |
Дело N А05-10821/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 августа 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Моисеевой И.Н. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарём судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Двиналессервис" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 декабря 2014 года по делу N А05-10821/2014 (судья Болотов Б.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Двиналессервис" (ОГРН 1022901495968, ИНН 2921005944; город Архангельск, улица Дачная, дом 61, корпус 1; далее - Общество) обратилось в суд с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - Минлеспром) о признании недействительным распоряжения от 11.08.2014 N 673р "О прекращении права пользования участком недр".
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Министерство обороны Российской Федерации, федеральное государственное казённое учреждение "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию (далее - Роснедра).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с данным решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие согласно статьям 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество имело лицензию от 09.06.2007 серии АРХ N 00098 ТЭ (том 1, лист 35) на право пользование недрами с целевым назначением и видами работ "добыча песка на участке недр 16 км II", выданную Департаментом природных ресурсов Архангельской области. Срок окончания данной лицензии - 10.06.2012 (позднее он был изменён на 10.06.2015).
Согласно кадастровой выписке земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, имеет вид разрешённого использования - для нужд Министерства обороны Российской Федерации (том 1, лист 56).
Из пункта 6.1 лицензионного соглашения (приложение 2 к названной выше лицензии; том 1, лист 40) следует, что для обеспечения освоения месторождения заявитель обязан был:
- в срок до 01.12.2007 провести геолого-маркшейдерские работы и представить результаты в Департамент природных ресурсов Архангельской области;
- в срок до 01.07.2008 согласовать и утвердить проект разработки;
- в срок до 01.10.2008 получить горноотводный акт и земельный отвод;
- в срок до 31.12.2008 начать производство добычных работ.
В последующем сроки выполнения вышеназванных обязанностей пользователя недр изменялись.
Так, в соответствии с внесёнными в лицензию изменениями и дополнениями от 22.02.2008 (том 1, лист 49) заявитель обязан был:
- в срок до 01.12.2008 провести геолого-маркшейдерские работы и представить материалы на рассмотрение в Департамент природных ресурсов Архангельской области;
- в срок до 01.07.2009 согласовать и утвердить проект разработки;
- в срок до 01.10.2009 получить горноотводный акт и земельный отвод;
- не позже 31.12.2009 начать производство добычных работ.
В соответствии с внесёнными в лицензию изменениями и дополнениями от 06.06.2012 (том 1, лист 50) заявитель обязан был:
- в срок до 09.06.2012 провести геолого-маркшейдерские работы и представить результаты в Агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области (правопредшественник Минлеспрома);
- в срок до 09.06.2012 согласовать и утвердить проект разработки;
- в срок до 09.06.2012 получить горноотводный акт и земельный отвод;
- в срок до 09.06.2012 начать производство добычных работ.
В соответствии с внесёнными в лицензию изменениями и дополнениями от 09.06.2012 (том 1, лист 51) заявитель обязан был:
- в срок до 01.08.2012 провести геолого-маркшейдерские работы и представить результаты в Агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области;
- в срок 31.12.2012 согласовать и утвердить проект разработки;
- в срок до 01.03.2013 получить горноотводный акт;
- в срок до 01.07.2013 начать производство добычных работ.
Одновременно с вышеназванными изменениями изменён срок окончания действия лицензии - с 10.06.2012 на 10.06.2015.
В соответствии с внесёнными в лицензию изменениями и дополнениями от 15.03.2013 (том 1, лист 52) заявитель обязан был:
- в срок до 01.06.2013 согласовать и утвердить проект разработки, получить горноотводный акт;
- в срок до 01.07.2013 начать производство добычных работ.
В ходе контроля за соблюдением Обществом условий лицензии Агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области установило факт невыполнения им лицензионного условия, предусмотренного пунктом 6.1 лицензионного соглашения (с учётом изменений и дополнений), а именно в срок до 01.07.2013 заявителем не было начато производство добычных работ на участке недр.
Письмом от 21.08.2013 N 308-06-01/3480 (том 1, лист 137) Агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области уведомило Общество о допущенном нарушении и предупредило, что в случае неустранения установленного нарушения по истечении шести месяцев со дня получения этого уведомления им будет принято решение о прекращении права пользования участком недр. Это письмо получено Обществом 26.08.2013 (том 1, лист 137, оборот).
В последующем письмом от 05.03.2014 N 308-06-01/835 (том 1, лист 3) Агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области, рассмотрев ходатайство Общества, установило новый срок для устранения указанного нарушения - 2 месяца со дня получения этого уведомления. Это письмо получено Обществом 11.03.2014 (том 2, лист 3, оборот).
В ходе рассмотрения 11.08.2014 (том 2, лист 13) вопроса о досрочном прекращении права пользования Общества участком недр 16 км II по лицензии АРХ 00098 ТЭ комиссия по рассмотрению выполнения условий лицензионных соглашений, внесению изменений и дополнений в лицензионные соглашения и досрочному прекращению права пользования участками недр установила, что заявитель не вправе приступить к промышленному освоению месторождения без предварительного оформления прав на земельный участок, по состоянию на 11.08.2014 земельный участок под месторождением песка 16 км II Обществом не получен, следовательно, с учётом позиции Министерства обороны РФ, решение Арбитражного суда города Москвы от 10.04.2014 по делу N А40-17218/2014, существенное условие лицензии АРХ 00098 ТЭ, которое заключается в начале добычных работ на участке недр, выполнено быть не может, нарушение условий лицензионного соглашения, о котором пользователь недр был уведомлен письмом N 308-06-01/3480, не устранено.
На основании данных обстоятельств вышеупомянутая комиссия постановила Министерству природных ресурсов Архангельской области досрочно прекратить право пользования участком недр 16 км II, представленного обществу с целью добычи песка по лицензии на право пользования недрами АРХ 00098 ТЭ.
Распоряжением о прекращении права пользования участком недр от 11.08.2014 N 673р (том 2, лист 14) право пользования Общества участком недр 16 км II, предоставленное с целью добычи песка по лицензии АРХ 00098 ТЭ, досрочно прекращено, лицензия АРХ 00098 ТЭ аннулирована с даты подписания этого распоряжения, Общество обязано возвратить лицензию АРХ 00098 ТЭ в Министерство природных ресурсов Архангельской области в течение 10 дней с даты получения распоряжения.
Не согласившись с данным распоряжением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении данного заявления Общества, правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о недрах в редакции, действовавшей на дату выдачи Обществу рассматриваемой лицензии на право пользование недрами (09.06.2007), к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения.
Из положений пункта 7 статьи 10.1 Закона о недрах в указанной редакции, действовавшей на дату выдачи рассматриваемой лицензии (09.06.2007), следует, что основанием возникновения права пользования участками недр являются решение уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В силу статьи 16 Закона о недрах в редакции, действовавшей на дату выдачи рассматриваемой лицензии (09.06.2007), порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 12 статьи 1.3 Закона Архангельской области от 22.06.2005 N 48-4-ОЗ "О предоставлении недр и пользовании недрами на территории Архангельской области" (в редакции на 09.06.2007) предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти Архангельской области в сфере регулирования отношений недропользования осуществляет в установленном порядке оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции Архангельской области.
Таким уполномоченным органом на 09.06.2007 являлся Департамент природных ресурсов администрации Архангельской области в силу положения об этом департаменте, утверждённого постановлением администрации Архангельской области от 19.06.2001 N 283.
Песок является общераспространенным полезным ископаемым (перечень общераспространенных полезных ископаемых по Архангельской области, утверждённый распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 76-р, администрации Архангельской области N 1090р от 16.11.2005).
С учётом изложенного Департамент природных ресурсов администрации Архангельской области предоставил Обществу рассматриваемую лицензию на право пользования недрами АРХ N 00098 ТЭ в пределах своих полномочий.
Вместе с тем Федеральным законом от 29.04.2008 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Закон N 58-ФЗ) в Закон о недрах внесены изменения, которые вступили в силу 07.05.2008.
Так, согласно статье 2.1 Закона о недрах с 07.05.2008 к участкам недр федерального значения относятся участки недр, при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.
Пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определено, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами.
Для использования рассматриваемого участка недр необходимо использование земельного участка, разрешённое использование которого - для нужд Министерства обороны РФ, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке (том 1, лист 56).
Перечень участков недр федерального значения подлежит официальному опубликованию федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с частью 2 статьи 2.1 Закона о недрах и постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2008 N 823.
Однако то обстоятельство, что рассматриваемый земельный участок не был включён в указанный перечень, не отменяет его принадлежность к участкам недр федерального значения, поскольку он соответствует критериям, установленным пунктом 4 части третьей статьи 2.1 Закона о недрах.
Участки недр, которые обладают хотя бы одним из признаков, установленных в части третьей, статьи 2.1 Закона о недрах, являются участками недр федерального значения независимо от наличия информации о них в соответствующем перечне при наличии условий, при которых они приобрели указанный статус.
Аналогичная правовая позиция представлена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2015 N 306-КГ14-8481.
На основании изложенного, с 07.05.2008 участок недр, правом пользования которым Общество обладало на основании рассматриваемой лицензии АРХ N 00098 ТЭ, относится к участкам недр федерального значения.
Закон о недрах к полномочиям субъектов Российской Федерации не относит вопросы выдачи лицензии на право пользования недрами федерального значения, а равно изменения условий пользования недрами федерального значения, в том числе условия о сроке действия лицензии.
Согласно статье 16 Закона о недрах Федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы обеспечивают функционирование государственной системы лицензирования, за исключением лицензирования пользования участками недр местного значения; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации относительно участков недр, находящихся на их территориях, обеспечивают функционирование государственной системы лицензирования пользования участками недр местного значения.
Следовательно, Агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области с 07.05.2008 не вправе было изменять и дополнять лицензию, выданную Обществу, таким правом обладали Роснедра (пункты 5.3.8, 5.3.9 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утверждённого постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293; пункты 37- 60 Административного регламента).
В связи с изложенным является верным вывод суда первой инстанции о том, что сроком окончания действия рассматриваемой лицензии является 10.06.2012, а не 10.06.2015.
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что изменение полномочий органа в отношении участка недр (изменение компетенции Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области, а также Роснедр) носит не гражданско-правовой, а административный характер и не влияет на право пользователя недр обратиться в уполномоченный орган с заявлением об изменении и дополнении лицензии. Со вступлением в силу Закона N 58-ФЗ действие лицензии, выданной Обществу Департаментом природных ресурсов администрации Архангельской области, не прекратилось, однако к отношениям, возникающим после вступления его в законную силу (отношениям по внесению изменений и дополнений лицензии), должен применяться Закон о недрах в действующей редакции.
Согласно последнему абзацу статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговорённых в лицензии сроков либо в течение всего срока её действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Таким образом, данная норма, допуская возможность изменения условий пользования недрами только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством, при этом не определяет орган, изменяющий лицензию. Данный орган подлежит установлению на основании действующего в этот момент законодательства. В рассматриваемом случае на момент таких изменений данным органом являлись уже Роснедра.
Равным образом абзац третий статьи 10 Закона о недрах (срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр) не устанавливает орган, который по инициативе пользователя недр осуществит продление срока пользования участком недр.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока её действия.
Поскольку срок действия рассматриваемой лицензии в установленном порядке уполномоченным органом (Роснедрами) продлён не был, то действие этой лицензии прекратилось 10.06.2012, одновременно прекратилось и право Общества на пользование недрами.
Вместе с тем Агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области также не вправе было осуществлять процедуру досрочного прекращения права пользования недрами, так как это полномочие также закреплено за Роснедрами (пункт 5.3.10 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293).
Однако данное обстоятельство не является основанием для удовлетворения заявленных требований Общества о признании незаконным оспариваемого распоряжения о прекращении права пользования участком недр.
Так, согласно статье 201 АПК РФ основанием для признания ненормативного правового акта недействительным является не только несоответствие его закону, но и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Поскольку Общество не имеет права пользования спорным участком недр с 11.06.2012, то такое обстоятельство, как издание оспариваемого распоряжения о прекращении его права пользования участком недр неуполномоченным органом, не нарушает его прав и законных интересов (Общество и так не имеет права пользования участком).
В связи с изложенным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления Общества является законным и обоснованным.
Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 декабря 2014 года по делу N А05-10821/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Двиналессервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
И.Н. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10821/2014
Истец: ООО "Двиналессервис"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Департамент по недропользованию по Северо-Западному Федеральному округу, Министерство обороны Российской Федерации, Отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу по Архангельской области, ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерства обороны РФ, Федеральное агентство по недропользованию