г. Санкт-Петербург |
|
20 августа 2015 г. |
Дело N А56-73636/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ганичевой В.А.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17512/2015) ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2015 по делу N А56-73636/2014 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Басманная нов., д. 2; ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее - заявитель, Общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (место нахождения: 190068, г. Санкт-Петербург, пр-кт Римского-Корсакова, д. 39, ОГРН 1097847327709, ИНН 7838434432; далее - Управление, Ространснадзор, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 21.10.2014 N 07-40-06/250 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 17.06.2015 требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД", ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм права, просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 01.09.2014 по 26.09.2014 на основании распоряжения от 19.08.2014 N 639-р Управлением в отношении ОАО "РЖД" (объект транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции (далее - ЖДС) Бакланка) была проведена плановая выездная проверка с целью контроля (надзора) соблюдения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности при оказании услуг железнодорожным транспортом.
По результатам проверки выявлены нарушения пунктов 5.10, 5.12 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 (далее - Требования), и пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N16-ФЗ, Закон о транспортной безопасности), которые зафиксированы в акте проверки от 26.09.2014 N 07-37-06/551(А), в котором ОАО "РЖД" вменены следующие нарушения:
1) не проверены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности ЖДС Бакланка: начальник станции, заместитель начальника станции, дежурные по станции с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ, для прекращения трудовых отношений;
2) не осуществлена специальная профессиональная подготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности ЖДС Бакланка: начальника станции, заместителя начальника станции, дежурных по станции в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
10.10.2014 Управлением в отношении Общества составлен протокол N 07-39-06/250 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Постановлением от 21.10.2014 N 07-40-06/250 ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности в соответствии с вышеуказанной квалификацией с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "РЖД" оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая удовлетворении заявленного требования, обоснованно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.
Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
При этом, в силу положения пунктов 5.7 и 5.8 Требований именно на субъект транспортной инфраструктуры возложена обязанность обеспечить проведение оценки уязвимости и транспортных средств.
ЖДС Бакланка 31.08.2012 внесена в Реестр категорированных объектов, присвоена 2 категория (реестровый N ЖСТ 113909). О присвоения ОТИ реестрового номера и категории ОАО "РЖД" уведомлено 07.09.2012. Результаты оценки уязвимости ОТИ утверждены 30.10.2013. План обеспечения транспортной безопасности ОТИ разработан, направлен в Росжелдор. Заключением от 20.01.2014 в утверждении Плана обеспечения транспортной безопасности отказано. План обеспечения транспортной безопасности доработан и направлен в Северную Дирекцию управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" для последующего направления в Росжелдор.
Таким образом, ОАО "РЖД", является субъектом транспортной инфраструктуры на ЖДС Бакланка, указанные обстоятельства опровергают довод об отсутствии оснований для осуществления проверки работников Общества.
Требования применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации, являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и/или транспортных средствах.
С начала действия Требований (с 15.04.2011) для их реализации имелось достаточно времени.
В соответствии с пунктом 5.12 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Довод Общества о том, что административным органом не представлены доказательства, указывающие на отнесение указанных в постановлении лиц к сотрудникам сил обеспечения транспортной безопасности, отклоняются судом ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом 5.6.9 Требований силами обеспечения транспортной безопасности являются: лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности; персонал, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и ТС; подразделения транспортной безопасности.
Приказом ОАО "РЖД" от 12.12.2011 N 183 утверждено Положение об организации обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД" (далее - Положение).
Руководство организацией обеспечения транспортной безопасности в ОАО "РЖД" определено частью II названного Положения.
В соответствии с п. 13 ч. II Положения непосредственная реализация мер, направленных на обеспечение защищенности объектов железнодорожного транспорта, противодействие соответствующим угрозам совершения актов незаконного вмешательства, осуществляется руководителем подразделения филиала, другого структурного подразделения ОАО "РЖД", на которого в установленном порядке возложено управление производственной (технологической) деятельностью объекта железнодорожного транспорта в соответствии с его предназначением.
Объектом железнодорожного транспорта в данном случае является ЖДС Бакланка.
Приказом Центральной дирекции железнодорожных вокзалов от 11.03.2014 N 62 ответственными за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры - ЖДС Бакланка назначен начальник станции.
На основании вышеизложенного начальник ЖДС Бакланка непосредственно относится к сотрудникам сил обеспечения транспортной безопасности и должен пройти специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку.
В соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности, обеспечение транспортной безопасности осуществляется: начальником станции, заместителем начальника станции, начальником штаба ГО, дежурным по станции, начальником вокзала, дежурным помощником вокзала.
На основании вышеизложенного начальник станции, заместитель начальника станции, дежурные по ЖДС Бакланка непосредственно относятся к сотрудникам сил обеспечения транспортной безопасности и должны пройти специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку.
Круг лиц определен Ространснадзором исходя из требований перечисленного законодательства и установленной в Обществе номенклатуры должностей.
Кроме того, положения статьи 85.1 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которым в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности реализуются следующие образовательные программы: 1) основные программы профессионального обучения; 2) дополнительные профессиональные программы; типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - не освобождают субъектов транспортной инфраструктуры от исполнения обязательных требований по обеспечению транспортной безопасности и от ответственности за неисполнение в установленный срок законных предписаний об устранении выявленных нарушений.
Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор) во исполнение Закона N 16-ФЗ, Указа Президента РФ от 31.03.2010 N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте" и Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте (утверждена Распоряжением Правительства РФ 30.07.2010 N 1285-р) созданы Центры транспортной безопасности, предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций на транспорте на базе подведомственных агентству высших учебных заведений (далее - ВУЗ).
Согласно разделу VI Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, задачами создания системы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте, являются:
- разработка методики и программ профессиональной подготовки и обучения, определение требований, порядка, способов и методов аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;
- создание сети учебных центров профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;
- обучение, подготовка и аттестация специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;
- обучение должностных лиц и специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте.
Программа реализуется в рамках приоритетного направления деятельности Правительства Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности.
Абзац 2 пункта 42 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 610, закрепляет за образовательным учреждением повышения квалификации полномочия по разработке, утверждению и реализации дополнительных образовательных программ самостоятельно с учетом потребностей заказчика.
В созданных Центрах на основании существующего законодательства разработаны, утверждены и реализовываются программы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на железнодорожном транспорте и метрополитене.
Кроме того, на официальном сайте Росжелдора (http://www.roszeldor.ru/trans_save /Inst_UTB) в разделе "Транспортная безопасность" опубликован Перечень подведомственных Росжелдору ВУЗов, на базе которых открыты учебные центры транспортной безопасности. В указанном перечне опубликованы названия федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений, номер лицензии на право ведения образовательной деятельности в области обеспечения транспортной безопасности и название учебных программ.
По заказу Правительства РФ в образовательных учреждениях на базе транспортных ВУЗов совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти были разработаны и утверждены учебные программы профессиональной подготовки на основании существующего законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения безопасности в государстве и в сфере транспорта. Право образовательных учреждений на самостоятельное утверждение соответствующих программ непосредственно закреплено законодательством.
Таким образом, в отсутствие доказательств, подтверждающих объективную невозможность соблюдения Обществом требований действующего законодательства, суд правомерно пришел к выводу о том, что Общество имело возможность проверить и обучить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности.
В силу вышеизложенного довод Общества, о том, что действующим законодательством не определены программы и документы, регулирующие специальную подготовку и повышение квалификации, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 5.10 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ, для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.
В пункте 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ приведен перечень лиц, в отношении которых установлены ограничения при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности (имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления, состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании и др.).
В силу пункта 13 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: возникновение установленных федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
В соответствии с частью 1.1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ, введенной Федеральным законом от 03.02.2014 N 15-ФЗ, вступившим в силу 04.02.2014, проверка сведений, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, проводится субъектами транспортной инфраструктуры в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. До настоящего времени названный порядок Правительством Российской Федерации не установлен.
Вместе с тем, документы, подтверждающие соответствие физического лица требованиям части 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ, могут быть получены физическим лицом самостоятельно, для чего направление соответствующих запросов непосредственно Обществом не требуется. Общество имело право запросить данные документы у своего работника как работодатель.
Документы, подтверждающие соответствие начальника ЖДС данным требованиям, Обществом не представлены, в связи с чем Управление правомерно пришло к выводу о незаконном невыполнении Обществом пункта 5.10 Требований.
При этом, вопреки суждениям Общества, Управление указало на неосуществление проверки сведений в отношении указанных лиц, а не предписало их уволить.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности исполнения Обществом Требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в деле не имеется.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава и события вменяемого административного правонарушения.
Общество в своих суждениях не учитывает, что согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 940 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)" на всех объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств постоянно действует уровень безопасности N 1, если не объявлен иной уровень безопасности. В соответствии с этим вне зависимости от наличия категории, оценки уязвимости и плана обеспечения транспортной безопасности данных объектов субъект транспортной инфраструктуры обязан принимать предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение транспортной безопасности. Одним из принципов обеспечения транспортной безопасности является непрерывность (статья 3 Закона N 16-ФЗ).
Нарушений порядка (процедуры) и срока давности привлечения к административной ответственности не допущено. Штраф применен в пределах санкции рассматриваемой нормы, является соразмерным и соответствует обстоятельствам совершения, тяжести правонарушения и целям наказания.
Оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ), исходя из объекта посягательства и сферы особо охраняемых интересов (транспортной безопасности), в настоящем случае не имеется.
Учитывая, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, решение суда следует оставить без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2015 по делу N А56-73636/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-73636/2014
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу