г. Москва |
|
21 августа 2015 г. |
Дело N А40-43490/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующей судьи М.В.Кочешковой,
судей В.Я.Голобородько, Н.О.Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.И.Анищенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУ - Главное управление ПФР N 5 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.06.2015 по делу N А40-43490/15, принятое судьей Бедрацкой А.В. об отказе в удовлетворения заявления ГУ - Главное управление ПФР N5 по г. Москве Московской области к ФБУ "Следственный изолятор N 5 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по г.Москве о взыскании пени и штрафа в размере 142 352,22 руб.,
в судебное заседание явились: заявления ГУ - Главное управление ПФР N 5 по г. Москве Московской области - Тележникова Н.А.(дов. N 205-1172/50-01 от 08.05.2015),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению "Следственный изолятор N 5 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве" о взыскании пени по страховым взносам и штрафа в размере - 142 352 руб. 22 коп., в том числе: пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 2 409 руб. 08 коп., пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 580 руб. 15 коп., пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 272 руб. 40 коп., пени в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 572 руб. 59 коп., штраф в размере 138 518 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.06.2015 г. по делу N А40-43490/15 отказано в удовлетворении требований Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области к Федеральному бюджетному учреждению "Следственный изолятор N 5 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве" о взыскании пени по страховым взносам и штрафа в размере - 142 352 руб. 22 коп.
Не согласившись с вынесенным решением, ГУ-ГУ ПФР N 5 по г. Москве и МО обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N 5 по г. Москве и МО указывает на неправильное применение судом норм материального права.
Изучив представленные в дело доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, руководствуясь статьями 123, 156, 266 и 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 45 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по представлению расчета за 9 месяцев 2010 года) плательщики страховых взносов не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В силу части 1 статьи 46 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по представлению расчета за 9 месяцев 2010 года) непредставление плательщиком страховых взносов в установленный указанным Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 указанной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
В свою очередь часть 2 статьи 46 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" устанавливала ответственность за непредставление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней по истечении установленного настоящим Федеральным законом срока представления такого расчета; данное правонарушение предусматривало ответственность в виде взыскания штрафа в размере 30 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 руб.
Учреждение должно было представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2010 года в срок до 15.11.2010 г., с 16.11.2010 г. бездействие Учреждения по непредставлению расчета образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 46 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, т.е. днем совершения правонарушения является 16.11.2010 г.
Соответственно и Фонд, осуществляющий контроль за представлением страхователями отчетности по начисленным и уплаченным страховым взносам, не получив от Учреждения расчет в срок до 15.11.2010 г., имел возможность выявить данное правонарушение, принять меры к прекращению неправомерного бездействия Учреждения и решить вопрос о его привлечении к ответственности в пределах срока, установленного частью 1 статьи 45 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Решение о привлечении Учреждения к ответственности по части 1 статьи 46 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" за несвоевременное представление расчета за 9 месяцев 2010 года N 087 206 14 РК 0061235 принято Фондом 20.08.2014 г., то есть за пределами срока, предусмотренного частью 1 статьи 45 данного закона (истек 16.11.2013 г.). Поскольку на момент привлечения Учреждения к ответственности трехлетний срок давности истек, у Фонда отсутствовали основания для привлечения его к ответственности, то наложенный на Учреждение штраф на сумму 138 518 руб. взысканию не подлежит.
Частью 2 статьи 46 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.12.2011 г. N 379-ФЗ. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2012 г.
До 01.01.2012 г. несоблюдение порядка представления отчетности в электронном виде правонарушением не являлось, что связано с постепенным переходом на электронный документооборот Пенсионного фонда и плательщиков страховых взносов.
Поскольку ответственность за несоблюдение порядка представления расчета в электронном виде подлежит применению в отношении расчетов по отчетным периодам, начиная с 1 квартала 2012 года, а по настоящему делу спорным является вопрос о привлечении к ответственности за несоблюдение формы представления расчета за 9 месяцев 2010 года, то у Фонда отсутствовали основания для привлечения Учреждения к ответственности за несоблюдение формы представления расчета.
Факт того, что к правоотношениям, связанным с представлением расчета за определенный период, подлежат применению нормы законодательства, действовавшие на момент возникновения обязанности по представлению расчета, подтверждается в частности нормой части 5 статьи 17 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" о том, что уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов по форме, действовавшей в расчетный период, за который вносятся соответствующие изменения.
Несмотря на то обстоятельство, что расчет по форме РСВ-1 ПФР за 9 месяцев 2010 года представлен Учреждением в орган Фонда только 15.05.2014 г., обязанность по уплате страховых взносов за этот период исполнялась им в целом надлежащим образом, просрочки имели незначительный характер (отдельные суммы на несколько дней). Все взносы поступили в бюджет Фонда в тех периодах, когда и подлежали уплате, а Фонд имел возможность контролировать своевременность их уплаты и своевременно принять меры к начислению и взысканию пеней.
В силу части 1 статьи 25 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Согласно частям 4, 5 статьи 15 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 указанной статьи (по результатам проверки - в течение 10 дней со дня вступления в силу решения).
Частью 14 статьи 39 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статей 22 закона N 212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
Из решения Фонда от 20.08.2014 г. N 087 206 14 РК 0061235 следует, что им Учреждению начислены пени в общем размере 3 834 руб. 22 коп., из которых пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 2 409 руб. 08 коп., пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 580 руб. 15 коп., пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 272 руб. 40 коп., пени в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 572 руб. 59 коп. - за периоды июль, август, сентябрь 2010 года.
На момент представления расчета 15.05.2014 у Учреждения отсутствовала недоимка по уплате страховых взносов за период 9 месяцев 2010 года. Представленный Фонду 15.05.2014 г. расчет не содержал никаких новых данных, необходимых для начисления пени по вышеперечисленным случаям просрочки, Фонд был о них осведомлен еще в июле - сентябре 2010 года, когда платежи были зачислены в бюджет Фонда; сопоставление дат их перечисления со сроками, установленными частями 4, 5 статьи 15 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", и информацией, содержащейся в платежных поручениях о периоде уплаты и назначении платежа свидетельствовало о допущенной просрочке. В связи с чем на момент получения платежей, в т.ч. перечисленных с нарушением сроков, у Фонда имелись основания для инициирования мероприятий по проверке обстоятельств, связанных с начислением и уплатой страховых взносов за период - 9 месяцев 2010 года. Однако никаких мер, направленных на обеспечение соблюдения Учреждением законодательства о страховых взносах, Фондом принято не было.
С учетом изложенного принятое Фондом решение от 20.08.2014 N 087 206 14 РК 0061235 не может быть признано моментом выявления недоимки для целей начисления спорных сумм пени и исчисления их сроков на взыскание в принудительном порядке. Так как к моменту принятия решения от 20.08.2014 г. (и соответственно выставления требования от 07.11.2014 г. N 08720641284019) истекли сроки на взыскание пени за периоды июль, август, сентябрь 2010 года в принудительном порядке, состоящие из совокупности сроков на выставление требования, его направление, получение, исполнение и на взыскание в судебном порядке, то требование Фонда о взыскании с Учреждения пени в общем размере 3 834 руб. 22 коп., начисленных за периоды июль, август, сентябрь 2010 года, удовлетворению не подлежит.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для полной отмены решения, вынесенного Арбитражным судом г. Москвы. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.06.2015 по делу N А40-43490/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - Главное управление ПФР N5 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В.Кочешкова |
Судьи |
В.Я.Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-43490/2015
Истец: Государственное Учреждение-Главное Управление Пенсионного фонда РФ N5 по г. Москве и Московской области, ГУ - Главное управление ПФР N5 по г. Москве и Московской области
Ответчик: ФБУ "Следственный изолятор N 5 Управление Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР N 5 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО Г. МОСКВЕ"