г. Москва |
|
25 августа 2015 г. |
Дело N А41-83304/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Катькиной Н.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ереминой А.Г.,
при участии в заседании:
от ООО "Лукес-Д": Аверьянова Т.Н., по доверенности от 16.12.2014 N 55;
от Администрации городского округа Балашиха: Озерова А.А., по доверенности от 25.12.2014 N 40;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Лукес-Д" на решение Арбитражного суда Московской области от 23 марта 2015 года по делу N А41-83304/14, принятое судьей Гриневой А.В. по заявлению ООО "Лукес-Д" к Администрации городского округа Балашиха, третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лукес-Д" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Балашиха со следующими требованиями:
1) Признать Постановление 775/5-ПА от 21.11.2014 незаконным и недействительным полностью.
2) Обязать Администрацию городского округа Балашиха утвердить и выдать Постановление о внесение изменений в Постановление администрации городского округа Балашиха от 01.04.2013 г. N 469/5-ПА "Об отнесении к категории земель земельного участка 0,07 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, пересечение Саввинского шоссе и автодороги "Н.Милет-Полтево" и предоставлении его в аренду ООО "Лукес-Д" в части изменения кадастрового номера 50:15:0080301:78 на кадастровый номер 50:15:0080301:153 в трехдневный срок с даты вступления в силу судебного акта.
3) Обязать Администрацию городского округа Балашиха заключить с ООО "Лукес-Д" ОГРН 1037739500061 договор аренды земельного участка 0,07 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, пересечение Саввинского шоссе и автодороги "Н.Милет-Полтево" с кадастровым номером 50:15:0080301:153 в тридцатидневный срок с даты вступления в законную силу.
В качестве третьего лица в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 марта 2015 года по делу N А41-83304/14 в удовлетворении исковых требований ООО "Лукес-Д" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ООО "Лукес-Д" обжаловало его в апелляционном порядке.
Администрация представила в материалы дела письменные пояснения, в которых просит обжалуемое решение оставить без изменение, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений соответственно.
Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 03.06.2005 заявитель обратился в Администрацию с заявлением о выделе земельного участка 0,07 га.
Протоколом N 19 от 30.08.2005 Комиссия по градостроительному регулированию Балашихинского района согласилась с оформлением акта выбора земельного участка. Акт выбора земельного участка был подготовлен в мае 2006 года. Постановлением от 15.10.2008 года акт выбора был утвержден, и тем же постановлением заявитель был обязан подготовить кадастровые паспорта на земельный участок.
Земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, присвоен кадастровый номер 50:15:0080301:78.
Администрация издала постановление от 01.04.2013 N 469/5 "Об отнесении к категории земель земельного участка площадью 0,07 га, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Балашиха, пересечение Саввинского шоссе и автодороги "Н. Милет-Полтево", и предоставлении его в аренду ООО "Лукес-Д".
Впоследствии земельный участок 50:15:0080301:78 был снят с кадастрового учета. Заявитель повторно сформировал межевое дело и поставил на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 50:15:00803011:153.
Заявитель обратился в Администрацию с заявлением о внесении изменений в постановление N 469/5-ПА от 01.04.2013 в части изменения кадастрового номера.
Администрация издала постановление N 775/5-ПА от 21.11.2014, которым отменило постановление Администрации городского округа Балашиха от 01.04.2013 N 469/5-ПА в целях приведения правовых актов городского округа Балашиха соответствии с действующим законодательством.
Считая постановление Администрации N 775/5-ПА принятым с нарушением закона, ООО "Лукес-Д" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, исходя из смысла вышеизложенных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 1 ЗК РФ земельное законодательство основывается, в том числе, на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со статьей 4 ГрК РФ, законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту.
В силу статьи 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии с порядком, установленным статьей 39 ГрК РФ, решение о представлении разрешения на разрешенный вид использования принимается Главой местной администрации на основании рекомендаций комиссии, которые, в свою очередь подготавливаются на основании заключения о результатах публичных слушаний.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 48 данного закона определено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Положения пункта 3 части первой статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 указанного Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований
В материалы дела не представлены документы, подтверждающие проведение публичных слушаний по вопросу установления вида разрешенного использования земельного участка, протоколы публичных слушаний отсутствуют.
Статьей 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно статьи 30 ЗК РФ предусмотрено два способа предоставления земельных участков для строительства: без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объекта. Положениями статьи 31 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктами 5 и 6 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, к данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В силу положений пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 30 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Заявитель своим правом на предоставление земельного участка в течение указанного срока не воспользовался.
В своей апелляционной жалобе общество указывает, что Администрация продлила обществу решение о предварительном согласовании места размещения объекта. Однако, документального подтверждения указанного довода обществом не представлено.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23 марта 2015 года по делу N А41-83304/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-83304/2014
Истец: ООО "ЛУКЕС-Д"
Ответчик: Администрация городского округа Балашиха Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация городского округа Балашиха Московской области